Культ Авалокитешвары и конкурирующие национализмы сино-тибетского пограничья (1911–1951 гг.)
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-13-36
EDN: EXGTCI
Аннотация
В статье рассматривается зарождение тибетского национализма в сино-тибетском пограничье в период после падения Цинской империи в 1911 году и до вхождения Тибета в состав КНР в 1951-м. Духовным источником тибетского религиозного национализма стал культ бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, который ассоциирует Тибет с государством Далай-лам. Кроме того, на обширной территории тибетского плато имели место и другие национализмы - тибетский коллаборационистский и светский автономистский национализм гоминьдановского или коммунистического толка. В каждом из них религиозный фактор имел большое значение. Тибетский буддизм, благодаря долгой традиции сочетания религии и политики, легко адаптировался к новым условиям и использовался этими национализмами в диаметрально противоположных целях. В статье показано, как столкновение и борьба различных интересов, национальных и религиозных, обусловили победу китайских коммунистов и поражение тибетского национализма в его различных вариантах. Автор отмечает, что культ Авалокитешвары, несмотря на поражение религиозного национализма в 1951 году, стал «иконой» тибетского национализма последующей эпохи, связанного с исходом тибетской диаспоры в Индию в 1959 году.
Ключевые слова
Список литературы
1. Андреев А. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006.
2. Востриков А. Тибетская историческая литература. М.: Изд-во восточной литературы, 1962.
3. Доржиев А. Занимательные заметки: Описание путешествия вокруг света (Автобиография) / Пер. с монг. А.Д. Цендиной; трансл., предисл., глоссарий и указ. А.Г. Сазыкина и А.Д. Цендиной. М.: Вост. лит., 2003.
4. Елихина Ю. Культы бодхисаттв и их основных воплощений в истории и искусстве буддизма. СПб.: Филологический факультет СПб ГУ; Нестор-История, 2010.
5. Кычанов Е., Мельниченко Б. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит., 2005.
6. Россия и Тибет: сборник русских архивных документов, 1900-1914. М.: Вост. лит., 2005.
7. Шакабпа. Политическая история Тибета. СПб.: Нартанг, 2003.
8. Шаумян Т. Англия и Россия в борьбе за господство над Тибетом. The Edwin Mellen Press, 2001.
9. Шаумян Т. Тибет в международных отношениях начала XX в. М.: Наука, 1977.
10. Stoddard, H. (1994) "Tibetan Publications and National Identity", in R. Barnett, S. Akiner (eds) Resistance and Reform in Tibet, pp. 121-156. London: Hurst and Company.
11. Stoddard, H. (2013) "Progressives and Exiles", in G. Tuttle, K.R. Schaeffer (eds) The Tibetan History Reader, pp. 583-608. New York: Columbia University Press.
12. Stoddart, H. (2009) "Gendun Chopel (19031951)" // The Treasury of Life: A Biographical Encyclopedia of Tibet [https://treasuryoflives.org/biographies/view/Gendun-Chopel/3866, accessed on 05.02.2019].
13. Teichman, E. (1921) Travels of a Consular Officer in North-West China. Cambridge University Press.
14. Tuttle, G. (2013) "Uniting Religion and Politics in a Bid for Autonomy: Lamas in Exile in China and America", in G. Tuttle, K.R. Schaeffer (eds) The Tibetan History Reader, pp. 561-582. New York: Columbia University Press.
15. Van der Kuijp, L. (2005) "The Dalai Lamas and the Origins of Reincarnate Lamas", in Martin Brauen (ed.) The Dalai Lamas: A Visual History, pp. 14-31. Chicago: Serindia.
16. Vostrikov, A. (1962) Tibetskaia istoricheskaia literatura [Tibetan historical literature]. Moscow: Izd-vo Vostochnaya literature.
17. Yudru Tsomu (2014) The Rise of Gonpo Namgyal in Kham: The Blind Warrior of Nyarong. Lexington Books.
18. Kapstein, M. "Remarks on the Mani Bka' 'bum and the Cult of Avalokiteqvara in Tibet", p. 96.
19. Schwieger, P. "History as Myth", p. 68.
20. Stoddard, H. (2013) "Progressives and Exiles", in G. Tuttle, K.R. Schaeffer (eds) The Tibetan History Reader, pp. 586-588. New York: Columbia University Press.
21. Jagou, F. (2011) The Ninth Panchen Lama (1883-1937). A Life at the Crossroads of Sino-Tibetan Relations. Paris: École Française d'Extrême-Orient.
22. Stoddard, H. (2013) "Progressives and Exiles", in G. Tuttle, K.R. Schaeffer (eds) The Tibetan History Reader, p. 596. New York: Columbia University Press.
23. Stoddart, H. (2009) Gendun Chopel (1903-1951) //The Treasure of Lives. 26.10.2009 [https://treasuryoflives.org/biographies/view/Gendun-Chopel/3866, доступ 05.02.2019].
24. Stoddard, H. (1994) "Tibetan Publications and National Identity", in R. Barnett, S. Akiner (eds) Resistance and Reform in Tibet, p. 129.
25. McGranahan, C. (2016) Rapga Pangdatsang (1902-1976). 02.2016 [https://treasuryoflives.org/biographies/view/Rapga-Pangdatsang/P1KT1, доступ 05.02.2018].
26. Goldstein, M., Sherab and Siebenschuh, W. (eds.) A Tibetan Revolutionary, p. 14.
27. Edward, S. (1979) Orientalism. New York: Vintage.
28. Donald, L. (1990) Prisoners of Shangrila: Tibetan Buddhism and the West. Chicago: University of Chicago Press.
29. Dreyfus, J. (2005) "Are We Prisoners of Shangrila? Orientalism, Nationalism, and the Study of Tibet", Journal of the International Association of Tibetan Studies 1: 1-21.
30. Дискуссия по книге Лопеса также см. в Journal of the American Academy of Religion (2001) 69(1): 163-213.
31. Ruegg, S. (2004) "Introductory remarks on the Spiritual and Temporal Orders", The Relationship Between Religion and State (chos srid zung ‘brel) in Traditional Tibet, pp. 9-13.
32. Lumbini Internations Research Institute.
33. Всего два Далай-ламы Тибета были реальными правителями страны - Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682) и Тринадцатый Далай-лама Тубден Гьяцо (1876-1933).
34. Van der Kuijp, L. (2005) "The Dalai Lamas and the Origins of Reincarnate Lamas", in M. Brauen (ed.) The Dalai Lamas: A Visual History, pp. 14-31. Chicago: Serindia.
35. Востриков А. Тибетская историческая литература. М.: Изд-во восточной литературы, 1962.
36. Елихина Ю. Культы бодхисаттв и их основных воплощений в истории и искусстве буддизма. СПб.: Филологический факультет СПб ГУ; Нестор-История, 2010.
37. Ruegg, S. (1997) "The Preceptor-Donor (Yon Mchod) Relation in Thirteenth-Century Tibetan Society and Polity, Its Inner Asian Precursors and Indian Models", in E. Steinkellner (ed.) Tibetan Studies: Proceedings of the 7th Seminar of the International Association for Tibetan Studies, pp. 857-872.
38. Verlag der Österreichischen. Akedemie der Wissenschaften, vol. 2. 10.
39. Schwieger, P. (2013) "History as Myth: On the Appropriation of the Past in Tibetan Culture: An Essay in Cultural Studies", in G. Tuttle, K.R. Schaeffer (eds) The Tibetan History Reader, pp. 74-75.
40. Hobsbawn, E.J. (1990) Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality, p. 72. Cambridge: Cambridge University Press.
41. Goldstein, M. (1989) A History of Modern Tibet, 1913-1951. The Demise of the Lamaist State. University of California Press, 1989.
42. Goldstein, M. (1997) The Snow Line and the Dragon. China, Tibet and the Dalai Lama. Berkeley: University of California Press, 1997.
43. Шаумян Т. Тибет в международных отношениях начала XX в. М.: Наука, 1977.
44. Шаумян Т. Англия и Россия в борьбе за господство над Тибетом. The Edwin Mellen Press, 2001.
45. Россия и Тибет: сборник русских архивных документов, 1900-1914. М.: Вост. лит., 2005.
46. Доржиев А. Занимательные заметки: Описание путешествия вокруг света (Автобиография) / Пер. с монг. А. Цендиной; Трансл., предисл., глоссарий и указ. А. Сазыкина и А. Цендиной. М.: Вост. лит., 2003.
47. Андреев А. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006.
48. Tibet Confidentially: Secret Correspondence of the Thirteenth Dalai Lama to Agvan Dorzhiev, 1911-1925. Library of Tibetan Works & Archives; Mehra, P. (1974).
49. Teichman, E. (1921) Travels of a Consular Officer in North-West China. Cambridge University Press.
50. Goldstein, M. A History of Modern Tibet, 1913-1951; Goldstein, M. The Snow Line and the Dragon. China, Tibet and the Dalai Lama.
51. Bulag, U. (2010) Collaborative Nationalism: The Politics of Friendship on China's Mongolian Frontier, p. 35.
52. Rowman & Littlefield Publishers, Inc. 29. Tuttle, G. (2013) "Uniting Religion and Politics in a Bid for Autonomy: Lamas in Exile in China and America", in G. Tuttle, K.R. Schaeffer (eds) The Tibetan History Reader, p. 568.
53. Danzhu Angfen (1998) Liwei Dalai lama yu Banchan Erdeni nianpu [Chronicle of the Genealogy of the Dalai Lama and Panchen Erdeni]. Beijing: Zhongyang minzu daxue chubanshe, p. 639. 32.
54. Tuttle, G. "Uniting Religion and Politics in a Bid for Autonomy: Lamas in Exile in China and America", p. 577.
55. Goldstein, M., Sherab and Siebenschuh, W. (eds.) (2006) A Tibetan Revolutionary: the political life and times of Baba Phuntso Wangye, p. 9. London: University of California Press. 37.
56. Dreyer, J. (1976) China's Forty Million. Minority Nationalities and National Integration in the People's Republic of China, p. 37. Harvard University Press.
57. Goldstein, M., Sherab and Siebenschuh, W. (eds.) A Tibetan Revolutionary: the political life and times of Baba Phuntso Wangye, pp. 9-14.
58. Dreyer, J. China's Forty Million, p. 36.
59. Stoddard, H. "Tibetan Publications and National Identity", p. 126.
Рецензия
Для цитирования:
Гарри И. Культ Авалокитешвары и конкурирующие национализмы сино-тибетского пограничья (1911–1951 гг.). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020;38(1):13-36. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-13-36. EDN: EXGTCI
For citation:
Garri I. Avalokiteśvara Cult and Competing Nationalisms of the Sino-Tibetan Borderlan. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2020;38(1):13-36. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-1-13-36. EDN: EXGTCI