Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Постхристианское или постатеистическое общество? Некоторые особенности российского режима секулярности

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-245-266

EDN: QMZRPP

Аннотация

Авторы полагают, что специфика российского случая секулярности в контексте проблематики секуляризации и секуляризма существенно недооценена. В аналитическом плане эта недооценка имеет два негативных последствия. Во-первых, она ведет к тому, что режимы секулярности, сложившиеся в коммунистических странах Восточной Европы, рассматриваются как частный случай «советской модели». Между тем эти страны, как полагают авторы, в данную модель не укладываются. Во-вторых, недостаточное внимание к особенностям советского устройства государственно-конфессиональных отношений влечет за собой неточности при анализе режима секулярности, сложившегося в постсоветской России. Авторы предлагают описывать данный режим как постатеистический. Его специфика обусловлена прежде всего разрушением механизмов передачи культурно-религиозной традиции. Отсюда проистекают другие черты постатеистического общества: относительно низкая значимость религиозных символов и нарративов; использование религиозной агентности в проектах нациестроительства и потому - не столько религиозная, сколько идеологическая мотивация соответствующих субъектов; возвращение религии в публичную сферу скорее «сверху», чем «снизу»; отсутствие широкой поддержки мероприятий государства в контексте такого возвращения; распространение неадекватных представлений о публичной роли религии в современном обществе: на одном полюсе - отождествление религиозности с культурной отсталостью, на другом - категорическое неприятие модерна и связанной с ним секулярной культуры.

Об авторах

Владимир Малахов
РАНХиГС
Россия


Денис Летняков
РАНХиГС
Россия


Список литературы

1. Белякова Т. Конструирование национальной идентичности в социалистической Югославии и македонский церковный вопрос // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 4(32). С. 62-85.

2. Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 8-20.

3. Богатырев М.А., Шишова М.И. Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. № 3(16). С. 95-109.

4. Василе К. Румыния: православная церковь после коммунизма // Pro et Contra. 2013. № 5. С. 52-65.

5. Верховский А. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М.: Центр "Сова", 2003.

6. Грыз Р. Римско-католическая церковь в Польской Народной Республике (1944/45-1989): формы сосуществования с режимом и роль идейной оппозиции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3(34). С. 11-43.

7. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 114-164.

8. Кнорре Б.А. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права // Монтаж и демонтаж секулярного мира: сборник статей / Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М.: РОССПЭН, 2014. С. 42-102.

9. Кормина Ж., Штырков С. "Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться": предыстория постсовесткой десекуляризации // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. Сб. ст. / Под ред. Ж. Корминой, А. Панченко, С. Штыркова. СПб, 2015. С. 7-45.

10. Мещеряков Д.Ю. Католическая церковь как политический актор в посткоммунистической Польше: влияние на партийную политику // Политическая наука. 2014. № 3. С. 249-259.

11. Мурашко Г.П. "Пражская весна" 1968 г.: власть и католическая церковь на пути к диалогу // Государство и церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов второй половины XX века / Отв. ред. Г.П. Мурашко, А.И. Филимонова. М.: Институт славяноведения РАН; СПб: Нестор-История, 2014. С. 319-346.

12. Николов Т. Болгария: невидимая церковь // Pro et Contra. 2013. № 5. С. 40-51.

13. Сергеев В.М., Саруханян С.Н. Модернизация и политический ислам в Турции // Полития. 2012. № 4(67). С. 134-151.

14. Узланер Д. Дело "Пусси Райот" и особенности российского постсекуляризма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013, № 2(31). С. 93-133.

15. Узланер Д. Картография постсекулярного // Отечественные записки. 2013. № 1(52). [http://www.strana-oz.ru/2013/1/kartografiya-postsekulyarnogo, доступ от 01.06.2020].

16. Филатов С. Патриарх Кирилл - два года планов, мечтаний и неудобной реальности // Православная Церковь при новом патриархе / Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. M.: РОССПЭН, 2012. С. 9-68.

17. Шишков А. Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России // Государство, Религия, церковь в России и за рубежом. 2012, № 2(30). С. 165-177.

18. Шкаровский М.В. Православная Церковь Румынии в 1918-1950-х годах // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4. С. 173-222.

19. Шкаровский М.В. Русская православная церковь в XX в. М.: Вече, 2010.

20. Agadjanian, A. (2006) "The Search for Privacy and the Return of a Grand Narrative: Religion in a Post Communist Society", Social Compass 53(2): 169-184.

21. Agadjanian, A. (2015) "Vulnerable Post-Soviet Secularities: Patterns and Dynamics in Russia and Beyond", in M. Burchardt, M. Wohlrab-Sahr, M. Middell (eds.) Multiple Secularities Beyond the West. Religion and Modernity in the Global Age, pp. 241260. Boston: de Gruyter.

22. Anderson, J. (1994) Religion, State and Politics in the Soviet Union and Successor States. Cambridge: Cambridge University Press.

23. Asad, T. (2003) Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford, CA: Stanford Univ. Press.

24. Beliakova, T. (2013) "Konstruirovanie natsional'noi identichnosti v sotsialisticheskoi IUgoslavii i makedonskii tserkovnyi vopros" ["Constructing National Identity in the Socialist Yugoslavia and the Issue of Macedonian Church"], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 4(32-62-85.

25. Berger, P.L. (1999) "The desecularization of the world: a global overview", in P.L. Berger (ed.) The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics, pp. 1-18. Washington-Michigan: Ethic and Public Policy Center.

26. Berger, P.L. et al. (2008) Religious America, Secular Europe? A Theme and Variations. Aldershot: Ashgate.

27. Berger, P. (2008) "Secularization falsified", First Things [http: https://www.firstthmgs.com/article/2008/02/secularization-falsified, accesses on 08.06.2020].

28. Berger, P. (2012) "Fal'sifitsirovannaia sekuliarizatsiia" ["Secularization Falsified"], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 2(30): 8-20.

29. Bogatyrev, M.A., Shishova, M.I. (2015) Postsekuliarnaia gipoteza i osobennosti rossiiskoi postsekuliarnosti [Postsecular hypothesis and peculiarities of Russian post-secu-larity], Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii 3(16): 95-109.

30. Buchenau, K. (2005) "What Went Wrong? Church-State Relations in Socialist Yugoslavia", Nationalities Papers 33(4): 547-567.

31. Buchenau, K. (2015) "Socialist Secularities: The Diversity of Universalist Model", in M. Burchardt, M. Wohlrab-Sahr, M. Middell (eds.) Multiple Secularities Beyond the West. Religion and Modernity in the Global Age, pp. 261-282. Boston: de Gruyter.

32. Burgess, J.P. (1990) "Church-State Relations in East Germany: The Church as a ‘Religious' and ‘Political' Force", Journal of Church and State 32(1): 18-19.

33. Casanova, J. (2008) "Public Religions Revisited", in H. de Vries (ed.) Religion. Beyond a Concept, pp. 101-119. NY: Fordham University Press.

34. Chaves, M. (1994) "Secularization as declining religious authority", Social Forces 72(3): 749-774.

35. Dragadze, T. (1993) "The Domestication of Religion under Soviet Communism", in C.M. Hann (ed.) Socialism: Ideals, Ideologies, and Local Practice, pp. 141-151. London: Routledge.

36. Filatov, S. (2012) "Patriarkh Kirill - dva goda planov, mechtanii i neudobnoi real'nosti" ["Patriarch Kirill - two years of plans, dreams and uncomfortable reality"], in A. Malashenko, S. Filatov (eds.) Pravoslavnaia TSerkov' pri novom patriarkhe [Orthodox Church under the New Patriarch], pp. 9-68. Moscow: ROSSPÊN Publ.

37. Freeze, G.L. (2015) "From Dechristianization to Laicization: State, Church, and Believers in Russia", Canadian Slavonic Papers 57(1-2): 6-34.

38. Freston, P. (2009) "Christianity: protestantism", in J. Haynes (ed.). Routledge Handbook of Religion and Politics, pp. 26-47. L.; NY: Routlege.

39. Gryz, R. (2016) "Rimsko-katolicheskaia tserkov' v Pol'skoi Narodnoi Respublike (1944/45-1989): formy sosushchestvovaniia s rezhimom i rol' ideinoi oppozitsii" ["Catholic Church in the People's Republic of Poland (1944/45- 1989): Forms of Co-Existence with the Regime and the Role of Ideological Opposition"], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 3(34): 11-43.

40. Habermas, J. et Mendieta, E. (2002) Religion and Rationality: Essays on Reason, God, and Modernity. Cambridge, MA: MIT Press.

41. Habermas, J. (2006) "Religion in the public sphere", European Journal of Philosophy 14(1): 1-25.

42. Hadden, J.K. (1987) "Toward desacralizing secularization theory", Social Forces 65(3): 587611.

43. Haynes, J. (ed.) (2009) Routledge Handbook of Religion and Politics. L.; NY: Routlege.

44. Karpov V. 2013. "The social dynamics of Russia's desecularisation", Religion, State and Society 43 (1): 254-283.

45. Keller, Sh. (2001) To Moscow, not Mecca. The Soviet Campaign against Islam in Central Asia, 1917-1941. Westpoint; London: Praeger.

46. Knorre, B.A. (2014) "Rossiiskoe pravoslavie. Postsekuliarnaia institutsionalizatsiia v pros-transtve vlasti, politiki i prava" ["Russian Orthodoxy. Post-Secular Institutionalization in the Realm of Power, Politics, and the Law"], in A. Malashenko, S. Filatov (eds.) Montazh i demontazh sekuliarnogo mira: sbornik statei [Constructing and Deconstructing the Secular World], pp. 42-102. Moscow: ROSSPÊN Publ.

47. Kormina, Zh., Shtyrkov, S. (2015) "‘Eto nashe iskonno russkoe, i nikuda nam ot étogo ne det'sia': predystoriia postsovestkoi desekuliarizatsii" ["‘This Is Something That Is Ours and Primordially Russian, and There Is No Way Escaping It': The Prehistory of Post-Soviet Desecularization"], in Zh. Kormina, A. Panchenko, S. Shtyrkov (eds) Izobretenie religii: desekuliarizatsiia v postsovetskom kontekste [Invention of Religious: Desecularization in post-Soviet contex], pp. 7-45. European University at S.-Petersburg Publ.

48. Kunicki, M.S. (2012) Between the Brown and the Red. Nationalism, Catholicism, and Communism in Twentieth-Century Poland - The Politics of Boleslaw Piasecki. Athens: Ohio University Press.

49. Luckmann, Th. (1980) "Säkularisierung - ein moderner Mythos"., in Th. Luckmann (ed.) Lebenswelt und Gesellschaft. Grundstrukturen und geschichtliche Wandlungeny, pp. 161-172. Paderborn u.a.: Schöningh.

50. Madeley, J. (2009) "Religion and the state", in J. Haynes (ed.). Routledge Handbook of Religion and Politics, pp. 174-191. L.; NY: Routlege.

51. Meshcheriakov, D.Iu. (2014) "Katolicheskaia tserkov' kak politicheskii aktor v postkommunisticheskoi Pol'she: vliianie na partiinuiu politiku" [The Catholic Church as a Political Actor in Post-Communism Poland: Influence on Party Politics], Politicheskaia nauka 3: 249-259.

52. Murashko, G.P. (2014) "'Prazhskaia vesna' 1968 g.: vlast' i katolicheskaia tserkov' na puti k dialogu" [‘Prague Spring' 1968: authorities and the Catholic Church on the path to dialogue], in G.P. Murashko, A.I. Filimonova (eds) Gosudarstvo i tserkov' v SSSR i stranakh Vostochnoi Evropy v period politicheskikh krizisov vtoroi poloviny XX veka, pp. 319-346. Moscow: Institute of Slavic Studies Publ.

53. Navaro-Yashin, Y. (2002) Faces of the State: Secularism and Public Life in Turkey. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press.

54. Nikolov, T. (2013) "Bolgariia: nevidimaia tserkov'" ["Bulgaria: Invisible Church"], Pro et Contra 5: 40-51.

55. Norris, P. et Inglehart, R. (2004) Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. NY: Cambridge University Press.

56. Pospielovsky, D. (1988) A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer. In 3 vol. Cambridge: Palgrave Macmillan.

57. Robertson, R. et Chirico, J. (1985) ‘‘Humanity, Globalization and Worldwide Religious Resurgence: A Theoretical Exploration'', Sociological Analysis 46(3): 219-242.

58. Sergeev, V.M. et Sarukhanian, S.N. (2012) "Modernizatsiia i politicheskii islam v Turtsii" ["Modernization and Political Islam in Turkey"], Politiia 4(67): 134-151.

59. Shishkov, A. (2012) "Nekotorye aspekty desekuliarizatsii v postsovetskoi Rossii" ["Some Aspects of Desecularization in post-Soviet Russia"], Gosudarstvo, Religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 2(30): 165-177.

60. Shkarovskii, M.V. (2011) "Pravoslavnaia TSerkov' Rumynii v 1918-1950-kh godakh" ["Orthodox Church in Romania in 1918-50"], Vestnik tserkovnoi istorii 3-4: 173-222.

61. Shkarovskii, M.V. (2010) Russkaia pravoslavnaia tserkov' v XX veke [Russian Orthodox Church in XX century]. Moscow: Veche Publ.

62. Smolkin, V. (2018) A Sacred Space is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton; Oxford: Princeton University Press.

63. Stark, R. (1997) The Rise of Christianity: How the Obscure, Marginal Jesus Movement Became the Dominant Religious Force in the Western World in a Few Centuries. San Francisco: Harper San Francisco.

64. Tyndalle, W.R. (2010) Protestants in Communist East Germany. In the Storm of the World. Burlington, VT and Farnham: Ashgate.

65. Uzlaner, D. (2013) "Delo ‘Pussi raiot' i osobennosti rossiiskogo postsekuliarizma" [ "The ‘Pussy Riot' Case and the Peculiarities of Russian Post

66. Uzlaner, D. (2013) "Kartografiia postsekuliarnogo" [Postsecular Cartography], Otechestvennye zapiski 1(52) [http://www.strana-oz.ru/2013/17kartografiya-postsekulyarnogo, accessed on 01.06.2020].

67. Vasile, K. (2013) Rumyniia: pravoslavnaia tserkov' posle kommunizma [Romania: Orthodox Church after communism], Pro et Contra 5: 52-65.

68. Verkhovskii, A. (2003) Politicheskoe pravoslavie. Russkie pravoslavnye natsionalisty i fundamentalisty, 1995-2001 gg. [Political Orthodoxy. Russian Orthodox Nationalists and Fundamentalists]. Moscow: Center "Sova" Publ.

69. Ward, C. (1978) "Church and State in East Germany", Religion in Communist Lands, 6(2): 89-94.

70. Wohlrab-Sahr, M. et Burchardt, M. (2012) "Multiple Secularities. Towards a Cultural Sociology of Secular Modernities", Comparative Sociology 11: 875-909.

71. Yamane, D. (1997) "Secularization on Trial: in Defense of a Neosecularization Paradigm", Journal for the Scientific Study of Religion 36(1): 109-122.


Рецензия

Для цитирования:


Малахов В., Летняков Д. Постхристианское или постатеистическое общество? Некоторые особенности российского режима секулярности. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(1):245-266. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-245-266. EDN: QMZRPP

For citation:


Malakhov V., Letnyakov D. Post-Christian or Post-Atheistic Society? Some Characteristics of the Russian Regime of Secularity. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(1):245-266. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-245-266. EDN: QMZRPP

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)