Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Моделирование смыслов в современной архитектуре мечети

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-167-193

Аннотация

В статье рассматривается способность архитектуры мечети отражать ряд факторов, факультативных по отношению к религии, в первую очередь — служить инструментом политической риторики. В современной исламской архитектурной практике (в т. ч. в России) получает распространение следование историческим образцам, в которое вкладываются иные смыслы. На примере историзирующего неоосманского тренда в архитектуре Турецкой республики демонстрируется использование мечети для прокламации актуальной доктрины неоосманизма, совмещающей национально-государственную и религиозную идеи. Распространение этого тренда в результате «дипломатии архитектуры» обусловило сужение шкалы формальных поисков при строительстве мечетей на рубеже XX–XXI вв., причем в одни и те же заимствованные архитектурные формы могли вкладываться самые разные идеологические посылки (пантюркизм, панисламизм, обращение к национальным традициям). Недавний конкурс проектов Казанской соборной мечети демонстрирует, с одной стороны, попытку ограничить распространение неоосманских форм и создать новый образец национального стиля, а с другой — зависимость от существующих наработок и неспособность архитекторов предложить этим формам внятную альтернативу, которая была бы близка верующим и понятна горожанам. Способность архитектурного образа современной мечети риторически транслировать те или иные смыслы (даже не учтенные заказчиками и архитекторами) оказывается важнее, чем сам факт строительства мечети как культового здания.

Об авторе

Е. Кононенко
Государственный институт искусствознания
Россия

Евгений Кононенко — заведующий cектором искусства стран Азии и Африки

Москва



Список литературы

1. Аватков В.А. Неоосманизм. Базовая идеологема и геостратегия Турции//Свободная мысль. 2014. № 3. С. 71–78.

2. Ванеян С.С. Тело символа. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

3. Грабар О. Формирование исламского искусства. М.: Садра, 2016.

4. Ибрагимов И.А. Архитектура современных российских мечетей //Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 2. С. 53–58.

5. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.

6. Киреев Н. Г. История Турции. ХХ век. М.: ИВ РАН, Крафт+, 2007.

7. Кононенко Е. И. Архитектура мечети как объект интерпретации //Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2018. Т. 8. № 1. С. 113–130.

8. Кононенко Е. И. «Большая османская мечеть»//Культура Востока. Вып. 3. «Визитные карточки» восточных культур. М.: ГИИ, 2018. С. 92–117.

9. Кононенко Е. И. В ожидании «суперпроекта»: ориентиры турецкой мечети//Азия и Африка сегодня. 2014. № 4. С. 63–68.

10. Кононенко Е. И. Пространство мечети: «временная ритуализация» //Культура Востока. Вып. 4. Границы сакральных пространств. М.: ГИИ, 2019. С. 72–97.

11. Кононенко Е. И. Турецкая мечеть: между неоклассикой и не-классикой// Искусствознание. 2014. № 3–4. С. 155–182.

12. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. С. 16–22.

13. Мехдиев Э.Т. «Неоосманизм» в региональной политике Турции//Вестник МГИМОУниверситета. 2016. № 2 (47). С. 32–39.

14. Садр адДин алХусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа (Сообщения о Сельджукском государстве. Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях). М.: Восточная литература, 1980.

15. Стародуб Т. Х. Мечеть. Термин и архитектурный тип//Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2006. № 4. С. 54–73.

16. Червонная С.М. Современная мечеть. Отечественный и мировой опыт Новейшего времени. Торунь: Польский институт исследований мирового искусства; Изд-во Тако, 2016.

17. Чернышева Е. Громкие споры вокруг столичных памятников // Коммерсантъ. 08.06.2015.

18. Шукуров Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки. М.: Прогресс-Традиция, 2014.

19. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.

20. Ashkan, M., Ahmad, Y., Arbi, E. (2012) “Pointed Dome Architecture in the Middle East and Central Asia: Evolution, Definitions of Morphology, and Typologies”, International Journal of Architectural Heritage 6(1): 46–61.

21. Batuman, B. (2016) “Architectural mimicry and the politics of mosque building: negotiating Islam and Nation in Turkey”, The Journal of Architecture 21(3): 321–347.

22. von Beyme, K. (1996) “Politische Ikonologie der Architektur”, in Hipp, H., Seidl, E. (eds) Architektur als politische Kultur, ss. 19–34. Berlin: Dietrich Reimer.

23. Bianco, L. (2018) “Architecture, values and perception: Between rhetoric and reality”, Frontiers of Architectural Research 7: 92–99.

24. Cagaptay, S. (2019) “Making Turkey Great Again”, The Fletcher Forum of World Affairs 43(1): 169–178.

25. Çamlıca’ya yapılacak cami taklit mi? Milliyet. 16.11.2012.

26. Creswell, K.A. C. (1989) A Short Account of Early Muslim Architecture. Cairo: The American University in Cairo Press.

27. Demirer, Y. (2007) “Constructing a High-Society Mosque: The Controversy and Significance of the Şakirin Mosque in Istanbul, Turkey”, Journal of South Asian and Middle Eastern Studies 40(2): 3–17.

28. Dural, M. (2017) Çağdaş Cami Mimarisinde Kubbe Ögesinin Algisal Etkisinin Mimari Eğitim Seviyesine Göre Farklilaşmasi. İstanbul: Yüksek Lisans tezi.

29. Hattenhauer, D. (1984) “The rhetoric of architecture: A semiotic approach”, Communication Quarterly 32(1): 71–77.

30. Holod, R., Khan H., Mims K. (1997) The Contemporary Mosque. Architects, Clients and Designs since the 1950s. N.Y.: Rizzoli.

31. Kononenko, E. (2023) “The image of the Kaaba in the contemporary architecture of the mosque: Returning to the competition in Kazan”, Problems of Arts and Culture. International Scientific Journal 3: 47–59.

32. Rizvi, K. (2015) The Transnational Mosque. Architecture and Historical Memory in the Contemporary Middle East. Chapel Hill: University of North Carolina Press.

33. Schlanger, J. (2001) “Introspection, retrospection, prospection”, Revue de métaphysique et de morale 4: 527–541.

34. Türkiye Diyanet Foundation. Our Mosques (2011). Ankara: Türkiye Diyanet Vakfi.


Рецензия

Для цитирования:


Кононенко Е. Моделирование смыслов в современной архитектуре мечети. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(1):167-193. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-167-193

For citation:


Kononenko E. Modeling Meanings in Contemporary Mosque Architecture. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(1):167-193. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-167-193

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)