Тора против вируса, раввины против правительства: ультраортодоксия перед лицом пандемии
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-101-122
EDN: KIGQOW
Аннотация
В статье обсуждается ряд наиболее примечательных реакций на пандемию COVID-19 и на меры социальной изоляции, исходящих от нескольких, в основном ультраортодоксальных, еврейских общин в Израиле, США и России. Рассматриваются основные элементы кризисного дискурса - герменевтика причин и смыслов пандемии, утверждение групповых границ и иерархий в результате поиска виновных, а также отношения между религиозной общиной и государством и структура религиозных верований и практик как факторы, определяющие социальное поведение и возможную трансформацию ритуальных практик.
Ключевые слова
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии //Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.
2. Йерушалми Й.Х. Захор. Еврейская история и еврейская память. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2004.
3. Кац Я. Исход из гетто. Социальный контекст эмансипации евреев, 1770-1870. М.: Мосты культуры, 2007.
4. Панченко А., Хонинева Е. "Семиотические идеологии", медиальность и современная антропология религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4(37). C. 7-18.
5. Biale, D., et al. (2020) Hasidism: A New History. Princeton, NJ: Princeton University Press.
6. Dein, S. (2011) Lubavitcher Messianism: What Really Happens When Prophecy Fails? London: Continuum.
7. Douglas, M. (1970). Natural Symbols: Explorations in Cosmology. London: Barrie & Rockliff / The Cresset Press.
8. Gurevich, A. (1992), "Filipp Ar'es: smert' kak problema istoricheskoi antropologii" [Philip Aries: Death as a Problem of Historical Anthropology], in Filipp Ar'es, Chelovek pered litsom smerti. M.: Progress.
9. Idel, M. (1995) Hasidism: Between Ecstasy and Magic. Albany, NY: State University of New York Press.
10. Ierushalmi, I. (2004) Zakhor. Evreiskaia istoriia i evreiskaia pamiat [Zahor. Jewish History and Jewish Memory]. M.: Mosty kul'tury; Ierusalim: Gesharim.
11. Kats, Ia. (2007), Iskhod iz getto. Sotsial'nyi kontekst emansipatsii evreev, 1770-1870 [Exodus from the Ghetto. The Social Context of Jewish Emancipation, 1770-1870]. M.: Mosty kul'tury; Ierusalim: Gesharim.
12. Keane, W. (2003) "Semiotics and the Social Analysis of Material Things", Language & Communication 23: 409-425.
13. Lincoln, B. (2009) Holy Terrors: Thinking about Religion after September 11, passim. University of Chicago Press.
14. Miller, Ch. (2014) Turning Judaism Outward: A Biography of Rabbi Menachem Mendel Schneerson the Seventh Lubavitcher Rebbe. New York: Kol Menachem.
15. Panchenko, A., Khonineva, E. (2019), "Semioticheskie ideologic, medial'nost' i sovremennaia antropologiia religii" ["Semiotic Ideologies", Mediation and Contemporary Anthropology of Religion], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 37(4): 7-18.
Рецензия
Для цитирования:
Зеленина Г. Тора против вируса, раввины против правительства: ультраортодоксия перед лицом пандемии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(1):101-122. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-101-122. EDN: KIGQOW
For citation:
Zelenina G. Torah against the Virus, Rabbis against the Government: Ultra-Orthodoxy Facing the Pandemic. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(1):101-122. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-101-122. EDN: KIGQOW