Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Благочестие, авторитет и «народный иджтихад» в онлайн-среде российских мусульман в период пандемии

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-76-100

EDN: COQXZK

Аннотация

В данной статье рассмотрены первые реакции российского мусульманского сообщества в социальных сетях на распространение коронавируса (преимущественно февраль - май 2020 года). Мы обращаемся к концептам авторитета и легитимности, а также идеям Б. Тёрнера о перформативной роли информационных технологий для института религиозного авторитета, Г. Бунта о демократизации исламского знания в онлайн-среде, а также концепции индивидуализации ислама О. Руа и децентрализации власти в исламской традиции П. Мандавилля. Данное исследование призвано ответить на два вопроса, оказавшихся взаимосвязанными в условиях пандемии: кто и как реинтерпретирует категорию исламского благочестия в условиях пандемии и в какой степени онлайн-среда трансформирует исламскую традицию. На основе текстуального анализа отдельных публикаций в соцсетях и интервью с редакторами публичных страниц были выявлены основные нарративы мусульманского дискурса о пандемии: например, «справедливое» возмездие Китаю за притеснения мусульман-уйгуров, поиск признаков грядущего Судного дня. Для описания проявлений индивидуализации стратегий религиозного поиска, который стимулировала кризисная ситуация, мы предлагаем термин «народного» или «спонтанного» иджтихада. Выстраивание этих стратегий было бы невозможно без виртуальной среды, характеризующейся полиархичностью сообщества «онлайн-улемов» и цифровизацией религиозных практик, - эти явления также были подробно проанализированы в статье.

Об авторе

Софья Рагозина
Институт востоковедения РАН, РАНХиГС
Россия


Список литературы

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия. М.: Рипол-классик, 2018.

2. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: "Наука", 1986.

3. Хьярвард С. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38(2). С. 41-75.

4. Asad, T. (2018) Secular Translations: Nation-State, Modern Self, and Calculative Reason. New York: Columbia University Press.

5. Becker, C. (2011) "Muslims On the Path of the Salafal-Salih", Information, Communication & Society 14(8): 1181-1203.

6. Bunt, G.R. (2018) Hashtag Islam. How Cyber-Islamic Environments Are Transforming Religious Authority. Chapel Hill: University of North Carolina Press.

7. Mandaville, P. (2007) "Globalization and the Politics of Religious Knowledge. Pluralizing Authority in the Muslim World", Theory, Culture and Society 24(2): 101-115.

8. Peter, F. (2006) "Individualization and religious authority in Western European Islam", Islam and Christian&Muslim Relations 17(1): 105-118.

9. Roy, O. (204) "Globalized Islam - Interview with Olivier Roy", Religioscope, 8 November [https://english.religion.info/2004/11/08/globalized-islam-interview-with-olivier-roy/, accessed on 10.01.2021].

10. Turner, B.S. (2013) The Sociology of Islam: Collected Essays of Bryan S. Turner. Ashgate Publishing Company.


Рецензия

Для цитирования:


Рагозина С. Благочестие, авторитет и «народный иджтихад» в онлайн-среде российских мусульман в период пандемии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(1):76-100. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-76-100. EDN: COQXZK

For citation:


Ragozina S. Piety, Authority and “Popular Ijtihad” in the Online Space of Russian Muslims during the Pandemic. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(1):76-100. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-76-100. EDN: COQXZK

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)