Дух и материя. Материалы и техники во взаимодействии с христианскими смыслами в отечественном искусстве XXI в.
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-115-138
Аннотация
В статье подробно рассматривается проблема трансляции духовных смыслов с помощью материалов и техник в светском искусстве христианской тематики XXI в. Автор проводит аналогии между ролью материалов и методами работы с ними, их символическим значением в литургическом искусстве и современной христианской культуре. В исследовании анализируются произведения современных художников, созданные как в традиционных для литургического искусства материалах — дереве и металле, так и с использованием современных технологий. На основе как научных трудов, посвященных указанной проблематике, так и интервью художников автор выявляет складывающиеся в современном светском христоцентричном искусстве тенденции: использование руинированных материалов или же современных цифровых инструментов; превалирование выразительности материала над изображением; переосмысление приемов и символов иконы, заимствованных с целью преемственности по отношению к древней культуре. Полученные результаты, с точки зрения автора, позволяют отмечать стремление части современного художественного дискурса к абстрактным формам с использованием элементов иконографий, а также обозначить ориентацию на обновление языка современного искусства в христианском контексте.
Об авторе
С. РубцоваРоссия
София Рубцова — преподаватель кафедры искусствоведения
Москва
Список литературы
1. Багдасаров Р.В. Христианская живопись в России второй половины XX века //Человек, 2000. № 5. С. 54–67.
2. Барашков В.В. Основные тенденции эстетико-выразительной модернизации христианских религиозных образов в Европе начала XXI века // Религиоведение, 2018. № 2. С. 122–130.
3. Гнездилова О. Ирина Затуловская: «Живопись еще теплится и иногда доставляет людям счастье» // Умбра. 09.03.2021 [http://umbra.media/reportazhi/irinazatulovuskaya-zhivopis-eshhyo-teplitsya-i-inogda-dostavlyaet-lyudyam-schaste/, доступ от 20.11.2022].
4. Долинина К. Христос, батон, подсолнух. Ирина Затуловская в Русском музее //Коммерсантъ. 03.10.2003 [https://www.kommersant.ru/doc/416547, доступ от 15.11.2022]
5. Интервью с художником. Выставка произведени живописи, скульптуры и графики «Глазами женщины» //РОСИЗО. 09.03.2021 [https://vk.com/rosizo?z=video-52462366_456239137%2F53d95dc8ef7e20817b%2Fpl_post_-52462366_4109, доступ от 18.11.2022].
6. История иконописи. VI–XX века: Истоки, традиции, современность / Под ред. Т.В. Моисеевой. М.: АРТ-БМБ, 2014.
7. Каталог I Биеннале Христоцентричного искусства. М., 2021.
8. Климков О.С. Опыт безмолвия. Человек в созерцании византийских исихастов. СПб.: Алетейя, 2001.
9. Кошаев В.Б. ОНТО. Искусство христианского мира (I — начало II тыс. н. э.). Часть 1. Теория и дидактика предмета. М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2017.
10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
11. Лекция Алексея Дьякова в рамках проекта «Актуальная Россия: искусство памяти. 2020». 2020 [https://www.youtube.com/watch?v=RrWR6_0tO1U, доступ от 20.11.2022].
12. Лепешонкова Н.В. О детстве, дедушке, маме и живописи//Устная история. 27.02.2015 [https://oralhistory.ru/talks/orh-1850, доступ от 15.11.2022].
13. Мамонов Б. Спрессованное время Ирины Затуловской//Фома. 16.02.2014 [https://foma.ru/spresovannoe-vremya-irinyi-zatulovskoj.html, доступ от 15.11.2022].
14. Манифест девиантилизма. 07.09.2022 [https://vk.com/wall239034218_787?hash=b86bc06cc2103034f7, доступ от 20.11.2022].
15. Никольский М. В. Символика изобразительно-выразительных средств иконописи//Социально-экономические явления и процессы/ Под ред. М.В. Никольского. 2012. № 4. С. 177–182.
16. Постернак О. П. Религиозная живопись на металле: история и технология //Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир. От древности к современности/ Коллектив авторов. М.: Индрик, 2012. С. 157–174.
17. Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб.: Сатисъ, 2011.
18. Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.), Скороходов Б.A. (пер.) Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005.
19. Свет и песок как материал художника: рассказывает скульптор Алексей Дьяков. 18.04.2020 [https://www.youtube.com/watch?v=Lxu1HFIsWx4, доступ от 20.11.2022].
20. Сегеда А. Художник Гор Чахал: «Мне ближе визуализация богословских вопросов и отражение личного духовного опыта» (часть вторая) // Православие.фм. [https://pravoslavie.fm/interview/hudozhnik-gor-chahal-mne-blizhevizualizatsiya-bogoslovskih-voprosov-i-otrazhenie-lichnogo-duhovnogo-opyitachast-vtoraya/, доступ от 16.11.2022].
21. Смолев Д. Ирина Затуловская: «Если мифы — то наши мифы, которые меня всегда волнуют»//The Art Newspaper Russia. 24.03.2022 [https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220324-qvkn/, доступ от 16.11.2022].
22. Танкер Т. Алексей Дьяков: «Вдохновение — это благодать за тяжелый труд» //DART mag. [https://dartmag.com/3164, доступ от 03.05.2021].
23. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи. М.: Республика, 1994.
24. Тульпе И.А. Мифология. Искусство. Религия. СПб.: Наука, 2012.
25. Федоров А., игумен. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб: Сатисъ, 2007.
26. Флоренский П.А. Иконостас. СПб.: ТОО «Мифрил»: Рус. кн., 1993.
27. Флорковская А.К. Религиозная тема в актуальном искусстве Москвы. 1990–2000-е // Художественная культура. 2020. № 4(35). С. 92–127.
28. Художник Максим Дёмин преобразует древнерусские образы в необычные арт-объекты // Галерея «Солнцево». 15.02.2021 [https://dzen.ru/media/sungallery/hudojnik-maksim-demin-preobrazuet-drevnerusskie-obrazy-v-neobychnye-artobekty-6027984a331cb76352ff5e7d, доступ от 19.11.2022].
29. Церковь и мир. 04.05.2014 [https://www.youtube.com/watch?v=eht26PBzvMQ, доступ от 18.11.2022].
30. Чахал Г. Неодолимая Благодать. 2013 [https://www.chahal.ru/data/texts/tr/tblagor.html, доступ от 20.11.2022].
31. Чахал Г. Перспективы и практики христоцентричного искусства //Academia. 2021. № 2. С. 170–177.
32. Шаманькова А. И. От храма в пейзаже — к «Распятию». Христианские мотивы, образы, сюжеты в отечественной живописи второй половины ХХ века. М.: БуксМАрт, 2019.
33. Штейнер А. Киевское восстание. Арсений Штейнер о выставке художника Гора Чахала «Христоцентризм» //Свободная пресса. 08.08.2015 [https://svpressa.ru/culture/article/129124/, доступ от 15.11.2022].
34. Языкова И.К. Со-творение образа. Богословие иконы /Серия «Современное богословие». 3-е изд. М.: Издательство ББИ, 2019.
Рецензия
Для цитирования:
Рубцова С. Дух и материя. Материалы и техники во взаимодействии с христианскими смыслами в отечественном искусстве XXI в. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(1):115-138. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-115-138
For citation:
Rubtsova S. Spirit and Matter: Materials and Techniques in Interaction with Christian Meanings in the Russian Art of the 21st Century. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(1):115-138. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-1-115-138