«Как же это — в седьмом веке было, а теперь нет?»: изобретенная традиция иконописи в постсекулярной Армении
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-318-350
EDN: HNHZGM
Аннотация
В статье проанализирован процесс постсоветского изобретения новой религиозной традиции иконописи в Армянской апостольской церкви. Хотя в средние века армянское христианство не сформировало традиции иконопочитания, однако начиная с XVII в., в силу разных исторических причин, в Армянской церкви появляется церковная живопись, которая вписывается не только в церковный интерьер, но и в религиозную повседневность прихожан. В постсоветский период, вместе с реинституционализацией церкви появляется новый спрос на церковную живопись, покупка и дарение которой занимает серьезное место в экономике церкви и престижном дарообмене между верующими и церковью. В связи с этим, вместе с привычным «армянским стилем», появляется новый «иконописный канон», реконструированный, а на самом деле изобретенный иконописцами - отцом и сыном Азарянами. Этот канон возводится ими к византийским образцам и средневековой армянской книжной миниатюре и интерпретируется как исконно армянский, претендующий на историческое первенство, которое выводится из евангельского мифа о нерукотворном изображении Христа. Иконописный канон Азарянов, хотя и оставаясь маргинальным, является манифестацией постсекулярной религиозности, одной из форм религиозного обращения и религиозной практики.
Список литературы
1. Гаюк И. Формирование и специфика культа чудотворных богородичных икон украинских армян // Историко-филологический журнал. 2015. № 1. С. 192-207.
2. Верт П. Глава церкви, подданный императора: Армянский Католикос на перекрестке внутренней и внешней политики Российской Империи, 1828-1914 // Ab Imperio. 2006. № 3. С. 99-138.
3. Казарян М. Ղազարյան Մ. Մ. Նոր Ջուղայի XVII դ. հայ նկարչությունը [Армянская живопись Новой Джуги XVII в.] // Историко-филологический журнал. 1968. № 1.C. 193-202.
4. Кормина Ж., Штырков С. "Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться": Предыстория постсоветской десекуляризации // Изобретение религии. Десекуляризация в постсоветском контексте / под ред. Ж. Корминой, А. Панченко, С. Штыркова. СПб: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 7-45.
5. Кормина Ж. "Православные ярмарки и религиозная модерность" // Experto crede Alberto. Сборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина, СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. С. 229-247.
6. Кормина Ж. Паломники. Этнографические очерки православного номадизма. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
7. Мелконян Э. Մելքոնյան Ե. Վրթաննես Քերթողը և պատկերամարտությունը [Вртаннес Кертог и иконоборчество] // Эчмиадзин. 1970. № 6-7. С. 87-97.
8. Орманян М. Օրմանեան Մ. Ծիսական բառարան [Ритуальный Словарь]. Антилиас-Ливан, 1979.
9. Петросян Г. Պետրոսյան Հ. Խաչքար։ Ծագումը, գործառույթը, պատկերագրությունը, իմաստաբանությունը [Хачкар. Происхождение, функции, иконография, символика]. Ереван: Принтинфо, 2008.
10. Тарасов О. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в Императорской России. М.: "Прогресс-культура", "Традиция", 1995.
11. Саакян А. Սահակյան Ա. Միջնադարյան պատկերապաշտության հայկական տարբերակը [Армянский вариант средневекового иконопочитания] // Историко-филологичесий журнал. 1987. №2. С. 150-159.
12. Серрано С. Время соборов: культовые здания и политическая легитимность в постсоветской Грузии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2016. № 2(34). С. 133-156.
13. Успенский Б.А. Семиотика иконы // Успенский Б. Семиотика искусства. М.: Языки Русской культуры, 1995.
14. Хобсбаум Э. Изобретение традиции // Вестник Евразии. 2000. № 1(8). С. 47-62.
15. Քրիստոնյա Հայաստան, հանրագիտարան [Христианская Армения. Энциклопедия].Ереван: Издательство энциклопедии, 2002.
16. Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2004.
17. Абраамян А. Աբրահամյան Հ. Գյումրու "յոթ վերք" սրբապատկերի պատմությունը [История иконы "Семи ран" в Гюмри,] // Эчмиадзин. 2017. № 2. С. 90-115.
18. Приход и община в современном православии / под ред. А. Агаджаняна, К. Русселе.М.: Весь Мир, 2011.
19. Аракелян А. Առաքելյան Ա. Սևանի աստվածամայրը և նրա ստեղծման ժամանակը, [Севанская икона Божьей матери и время ее создания] // Историко-филологический журнал. 1983. № 2-3. С. 279-283.
Рецензия
Для цитирования:
Антонян Ю. «Как же это — в седьмом веке было, а теперь нет?»: изобретенная традиция иконописи в постсекулярной Армении. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(2):318-350. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-318-350. EDN: HNHZGM
For citation:
Antonyan Yu. “How Can It Be: We Had it In the Seventh Century, and Now Not?” An Invented Tradition of Icon-Painting in Post-Secular Armenia. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(2):318-350. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-318-350. EDN: HNHZGM