Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Islamobuddhica: Что если буддизм — религия Писания? «Писание Шакьямуни» в арабском «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-235-246

EDN: DGOLKS

Аннотация

В своей «Истории Индии», входящей в «Сборник летописей», Рашид ад-Дин (1249/50-1318), со слов кашмирского буддийского монаха Кама-лашри, неоднократно упоминает «Писание Шакьямуни». Эти упоминания находятся в композиционно значимых местах «Истории Индии»: в начале и в конце этой книги, а также в начале части, посвященной буддизму. Будда в этой части представлен как «пророк», позднейший в череде «пророков», установивший «сунну» своим последователям, а его речи составили «Писание» - Абхидхарму. Карл Ян и Йохан Элверског интерпретировали этот сюжет как исламизацию дискурса, причем Йохан Элверског прямо отрицал, что Абхидхарма может быть названа «Писанием Будды» или его «откровением». В статье показано, что такой взгляд ошибочен. Общеизвестны утверждения буддийских источников, что в Кашмире в период правления царя Канишки состоялся четвертый буддийский собор, на котором в противовес саутрантикам, сарвастивадины провозгласили санскритскую Абхидхарма-питаку «словами Будды» (buddha-vacana). Подобное отношение к третьей части буддийского канона засвидетельствовано и в палийских источниках.

Об авторе

Николай Селезнев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Александрова Н.В., Русанов М.А., Комиссаров Д.А. Лалитавистара: Сутра о жизни Будды: Рождение. (Orientalia et Classica, 68) М.: РГГУ, 2017.

2. Анашина М.В., Шохин В.К. Абхидхармы тексты // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 69-75.

3. Воробьева-Десятовская М.И. К истории сложения буддийского канона: проблема языкового разнообразия и авторства буддийских канонических текстов // Письменные памятники Востока. 2004. № 1. С. 214-215.

4. Бируни, Абу Рейхан (1995) Индия. М.: Ладомир (репр. с издания 1963 г.).

5. Лысенко В.Г. Буддизм и философия // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 19-45.

6. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии // Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 43-254.

7. Akasoy, A. (2013) "The Buddha and the Straight Path. Rashid al-Din's Life of the Buddha: Islamic Perspectives", in A. Akasoy, Ch. Burnett, R. Yoeli-Tlalim (eds) Rashid al-.

8. Din as an Agent and Mediator of Cultural Exchanges in Ilkhanid Iran, pp. 173196. London: The Warburg Institute, Turin: Nino Aragno.

9. Alexandrova, N.V., Rusanov, M.A., Komissarov, D.A. (2017) Lalitavistara: Sutra o zhizni Buddy: Rozhdenie [Lalitavistara: Sutra on the Buddha's Life. The Birth]. (Orientalia et Classica, 68) Moscow: Russian State University for the Humanities.

10. Anashina, M.V., Shokhin, V.K. (2011) "Abkhidkharmy teksty" [Abhidharma Texts], in M.T. Stepaniants (ed.) Filosofiia buddizma: entsiklopediia, pp. 69-75. Moscow: Vostochnaia literatura.

11. Barat, K. (1992) "The Uighur Xuanzang Biography III", Journal of Turkish Studies 16: 5-65.

12. Biruni, Abu Rayhan (1995) Indiia [India]. Moscow: Ladomir (repr. 1963).

13. Blair, Sh. S. (1995) A Compendium of Chronicles: Rashid al-Dinfs Illustrated History of the World. Oxford [etc.]: Oxford University Press.

14. Clauson, G. (1972) An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish. Oxford: Clarendon Press.

15. Crone, P. (2016) "Buddhism as Ancient Iranian Paganism", in Crone, P. The Iranian Reception of Islam: The Non-Traditionalist Strands. Collected Studies in Three Volumes. Vol. 2, pp. 212-232. Leiden/Boston: Brill.

16. Dutt, N. (1985) Buddhism in Kashmir. Delhi: Eastern Book Linkers.

17. Elverskog, J. (2010) Buddhism and Islam on the Silk Road. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

18. Gimaret, D. (1969) "Bouddha et les Bouddhistes dans la tradition musulmane", Journal asiatique 257: 273-316.

19. Heim, M. (2018) Voice of the Buddha. Buddhaghosa on the Immesurable Words. New York: Oxford University Press.

20. Jahn, K. (1965), Rashid al-Din's History of India. (Central Asiatic Studies, X). London, The Hague, Paris: Mouton & Co.

21. Jahn, K. (1980) Die Indiengeschichte des Rasid ad-Din. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften.

22. K. M. (1961-1965) "Abhidhamma: XII. The method of study adopted by the Abhidhamma", in G. P. Malalasekera (ed.) Encyclopaedia of Buddhism. Vol. 1, pp. 46-48. [Colombo]: Government of Ceylon Press.

23. Lysenko, V.G. (2011) "Buddizm i filosofiia" [Buddhism and Philosophy], in M.T. Stepaniants (ed.) Filosofiia buddizma: entsiklopediia, pp. 19-45. Moscow: Vostochnaya literatura.

24. Martini, G.M. (2018) 'Ala' al-Dawla al-Simnani between Spiritual Authority and Political Power: A Persian Lord and Intellectual in the Heart of the Ilkhanate. (Islamicate Intellectual History, 4). Leiden/Boston: Brill.

25. Mole, M. (1961) "Les Kubrawiya entre le Sunnisme et Shiisme aux huitieme et neuvieme siecles de l'Hegire", Revue des Etudes Islamiques 29: 61-142.

26. Norman, K.R. (1983) Pali Literature, Including the Canonical Literature in Prakrit and Sanskrit of All the Hinayana Schools of Buddhism. (A History of Indian Literature, VII:2). Wiesbaden: Otto Harrassowitz.

27. Ogura, S. (2019) "J§mi‘ al-tawRrlh", in F. Speziale, C. W. Ernst (eds) Perso-Indica: An Analytical Survey of Persian Works on Indian Learned Traditions, pp. [1]-[16]. Paris: Sorbonne Nouvelle. Online edition: http://www.perso-indica.net/work/jami_al-tawarih.

28. Basham, A.L. (ed.) (1968) Papers on the Date of Kani$ka. Leiden: Brill.

29. Poppe, N. (1964) Grammar of Written Mongolian. Wiesbaden: Harrassowitz.

30. Rohrborn, K. (1989) "Die islamische Weltgeschichte des Rasiduddin als Quelle fur den zentralasiatischen Buddhismus?", Journal of Turkish Studies 13: 129-133.

31. Rosenberg, O.O. (1991) "Problemy buddiyskoi filosofii" [Issues of Buddhist Philosophy], in Rosenberg, O.O. Trudy po buddizmu, pp. 43-254. M.: Nauka.

32. [Tabari, at-] (2001) Tafsir at-Tabari, gami‘al-bayan ‘an tafwil fay al-Qurfan, li-Abi Gafar Muhammad b. Garir at-Tabari/ tahqiq ‘Abd All§h b. ‘Abd al-Muhsin at-Turki. 26 g. al-Q§hira: Hagar.

33. Muller, E. (ed.) (1897) The Atthasalini: Buddhaghosafa Commentary on the Dhammasangani. London: Pali Text Society.

34. Davids, Rh. (1958) The Expositor (Atthasalini). Buddhaghosafs Commentary on the Dhammasangani, the First Book of the Abhidhamma Pitaka. Vol. 1. / Tr. by Maung Tin. London: Pali Text Society.

35. Vajda, G. (1986) "Ahl al-Kitāb", in: The Encyclopaedia of Islam. New edition. Vol. I, pp. 264-266. Leiden: Brill.

36. Vorobyоva-Desyatovskayа, M.I. (2004) "K istorii slozheniia buddiiskogo kanona: problema iazykovogo raznoobraziia i avtorstva buddiiskikh kanonicheskikh tekstov" [Regarding the History of Buddhist Canon: The Problem of the Language Variety and the Authorship], Pis'mennyye pamiatniki Vostoka 1: 214-215.

37. Yoeli-Tlalim, R. (2013) "Rashid al-DIn's Life of the Buddha: Some Tibetan Perspectives", in A. Akasoy, Ch. Burnett, R. Yoeli-Tlalim (eds) Rashid al-Din as an Agent and Mediator of Cultural Exchanges in Ilkhanid Iran, pp. 197-211. London: The Warburg Institute, Turin: Nino Aragno.


Рецензия

Для цитирования:


Селезнев Н. Islamobuddhica: Что если буддизм — религия Писания? «Писание Шакьямуни» в арабском «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(2):235-246. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-235-246. EDN: DGOLKS

For citation:


Seleznyov N. Islamobuddhica: What If Buddhism Is a Scriptural Religion? “The Scriptures of Shakyamuni” in the Arabic Compendium of Chronicles of Rashīd al-Dīn. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(2):235-246. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-235-246. EDN: DGOLKS

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)