Скопцы царствия. Интерпретация Мф 19:12 в раннехристианском движении
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-201-231
EDN: PYMENU
Аннотация
Многие библейские тексты упоминают о скопцах (ewovxog, ото). Если в еврейской Библии saris выступает в основном как важный элемент административного аппарата государств Ближнего Востока, то в новозаветных текстах образ евнуха становится предметом теологической рефлексии. В Евангелии от Матфея Христос говорит о том, что существуют «скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19:12). В статье исследуется этот стих, его Sitz im Leben, прослеживается его влияние как на христианскую теологию, так и на религиозную практику последователей Христа. В течение долгого времени в евнухе из Мф 19:12 комментаторы видели образец целомудрия, идеального члена христианской Церкви, прообраз монаха. Впрочем, анализ древних памятников показывает, насколько морально двусмысленным был образ евнуха. Можно сказать, что евнух в античном Средиземноморье являл собой воплощенную трансгрессию всех норм, которые касались вопросов семейной и сексуальной жизни. В этом образе представлявшееся вечным и разумным было поставлено под сомнение: приведенный в качестве идеала образ евнуха отрицал торжествовавшую гетеросексуальную бинарную модель, в которую были вписаны такие вещи как семья, пол и гендерная идентичность.
Ключевые слова
Список литературы
1. Волчков А. Женские служения в раннем христианстве // Богомыслие. 2016. № 18. С. 62-77.
2. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. СПб.: Гуманитарная Академия, 2003.
3. Никодим Святогорец. Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями в 4-х томах. Екатеринбург.: Издательство Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019.
4. Энгельштейн Л. Скопцы и царство небесное. М.: Новое литературное обозрение, 2002.
5. Adam, A.K.M. (2000) Handbook of Postmodern Biblical Interpretation. St. Louis, Mo.: Chalice.
6. Blinzler, J. (1957) "Eloiv efcvouxoi: Zur Auslegung von Mt 19.12", Zeitschrift fur die neutes-tamentliche Wissenschaft 48: 254-270.
7. Brown, P. (2008) The Body and Society: Men, Women, And Sexual Renunciation in Early Christianity. New York, Chichester: Columbia University Press.
8. Caner, D. (1997) "The Practice and Prohibition of Self-Castration in Early Christianity", Vigiliae Christianae 51(4): 396-415.
9. Chadwick H. (2003) The Sentences of Sextus. Cambridge: Cambridge University Press.
10. Cornelius, S. (2009) "Eunuchs? The Ancient Background Of Eunouchos In The Septuagint", in J. Cook (ed.) Septuagint and Reception, pp. 321-333. Brill.
11. Davies, W.D., Allison, D.C. (2004) A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew. Vol. 3. London, New York: T&T Clark International.
12. Dodds, J.R. (2003) Iazychnik i khristianin v smutnoe vremia: nekotorye aspekty religiznykh praktik v period ot Marka Avreliia do Konstantina: [Pagan and Christian in Time of Troubles: Some Aspects of Religious Practices from Marcus Aurelius to Constantine]. Sankt Petersburg: Gumanitarnaia akademija.
13. Duthoy, R. (1969) The Taurobolium: Its Evolution and Terminology. Boston: Brill.
14. Engel'shtejn, L. (2002) Skoptsy i tsarstvo nebesnoe [Skoptsy and the kingdom of heaven]. Moscow: Novoe Literaturnoe obozrenie.
15. Guyot, P. (1980) Eunuchen als Sklaven und Freigelassene in der griechisch-romischen Antike. Klett-Cotta.
16. Hester, J. David (2005) "Eunuchs and the Postgender Jesus: Matthew 19.12 and Transgressive Sexualities", Journal for the Study of the New Testament 28(1): 13-40.
17. Kuefler, M. (2001) The Manly Eunuch: Masculinity, Gender Ambiguity, and Christian Ideology in Late Antiquity. Chicago: University of Chicago Press.
18. Llewelyn, S., Gareth J., Bianca, L. (2012) "Guarding Entry to the Kingdom: The Place of Eunuchs in Mt. 19.12", Journal for the Study of the Historical Jesus 10(3): 228246.
19. Moxnes, H. (2003) Putting Jesus in His Place: A Radical Vision of Household and Kingdom. Louisville: Westminster John Knox Press.
20. Nikodim Svjatogorec (2019) Pidalion: Pravila Pravoslavnoi Tserkvi s tolkovaniiami v 4-h tomakh [Pidalion: The Rules of the Orthodox Church with Interpretations in 4 Volumes]. Yekaterinburg: Publishing house of the Alexander Nevsky Novo-Tikhvinsky monastery.
21. Nock, A. D. (1925) Eunuchs in Ancient Religion, Teubner.
22. Olson, C. (2008) Celibacy and Religious Traditions. New York: Oxford University Press.
23. Quesnell, Q. (1968) "Made themselves eunuchs for the Kingdom of Heaven" (Mt. 19,12)", Catholic Biblical Quarterly 33(4): 335-358.
24. Rousselle, A. (1983) Porneia: De la maitrise du corps a la privation sensorielle, IIe-IVe siecles de lere chretienne.Paris: Presses Universitaires de France.
25. Scholten, H. (1995) Der Eunuch in Kaisernahe: Zur politischen und sozialen Bedeutung des.,praepositus sacri cubiculi" im 4. und 5. Jahrhundert n. Chr. Frankfurt am Main: P. Lang.
26. Stevenson, W. (1995) "The Rise of Eunuchs in Greco-Roman Antiquity", Journal of the History of Sexuality 5(4): 495-511.
27. Talbott, R. (2006) "Imagining the Matthean Eunuch Community: Kyriarchy on the Chopping Block", Journal of Feminist Studies in Religion 22(1): 21-43.
28. Tougher, S., Ra'anan A. (2002) Eunuchs in Antiquity and Beyond. London, Duckworth.
29. Vanhoozer, Kevin J. (2003) The Cambridge Companion to Postmodern Theology. Cambridge, New York: Cambridge University Press.
30. Volchkov A. (2016) "Zhenskie sluzheniia v rannem khristianstve [Women's ministries in early Christianity]", Bogomyslie 18: 62-77.
Рецензия
Для цитирования:
Волчков А. Скопцы царствия. Интерпретация Мф 19:12 в раннехристианском движении. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(2):201-231. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-201-231. EDN: PYMENU
For citation:
Volchkov A. Eunuchs of the Kingdom. Interpretation of Matthew 19:12 in the Early Christian Movement. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(2):201-231. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-201-231. EDN: PYMENU