Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Кто скрывается в тени: контуры темной экклезиологии

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-6l-89

EDN: QEGCLI

Аннотация

Статья посвящена темной экклезиологии - новой богословской теории церкви, которая, по словам автора, представляет собой эмансипацию церковной мысли и практик от присущего им клерикоцентризма. На протяжении веков экклезиология концентрировалась на описании церковных иерархических (клерикальных) структур, через которые задавалась нормативность в церкви. Все странное и ненормативное при этом остается в тени, но продолжает существовать в церкви. В область тени попадают «невидимые» группы, которые оказываются исключенными клерикальной властью из пространства экклезиологии (женщины; квир-люди; некрещеные люди; человеческие эмбрионы; животные и другие нечеловеческие живые существа; священные предметы и вещи). Темная экклезиология позволяет по-новому взглянуть на церковь. Как метод теологических исследований церкви она заново ставит вопрос о ее составе, устройстве и границах. Обнаружение области «церковной тени» позволяет говорить о церковных акторах и вещах без их исключения из церкви или насильственной нормализации в рамках нормативных экклезиологических теорий. Критический потенциал темной экклезиологии позволяет вскрывать контингентность церковных норм и произвольность исключения из церкви тех, кто сам относит себя к церкви. Теневые акторы описываются средствами богословского инфраязыка, который представляет собой способ соотнесения в одном пространстве разных перспектив и нарративов, через которые они сами описывают свою принадлежность к церкви. Этот инфраязык позволяет также проводить между церковными акторами и вещами гораздо большее число связей, чем те языки, что задаются властными клерикальными нарративами (например, рассматривать евхаристию не только в рамках клерикально заданных ролей). Темная экклезиология обращается к плоской онтологии, утверждающей онтологическое равенство всех акторов, включая Бога. Методологически темная экклезиология использует идеи объектно-ориентированных философов (Т. Мортон, Г. Харман и др.) и акторно-сетевую теорию Б. Латура. В темной экклезиологии происходит, если пользоваться терминологией Латура, пересборка церковного коллектива.

Об авторе

Андрей Шишков
Тартуский университет
Эстония


Список литературы

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 17-64.

2. Анонимный православный архиерей. Православие и сексуальность: опыт церковного размышления о Боге и человеке // "Ибо я дивно устроен": сборник текстов о православии и инклюзии ЛГБТ-людей. Амстердам: Европейский форум ЛГБТ-христианских групп, 2018. С. 20-29.

3. Афанасьев Н. Церковь Духа Святого. Париж: YMCA-Press, 1971.

4. Богост Й. Чужая феноменология, или Каково быть вещью? Пермь: Гиле Пресс, 2019. Брайант Л. Демократия объектов. Пермь: Гиле Пресс, 2019.

5. Деланда М. Новая онтология для социальных наук // Логос. 2017. № 3. С. 35-56. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.

6. Латур Б. Политики природы. Как привить наукам демократию? М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

7. Латур Б. Об акторно-сетевой теории. Некоторые разъяснения, дополненные еще большими усложнениями // Логос. 2017. Том 27. № 1. С. 173-200.

8. Лосский В. По образу и подобию // Боговидение. М.: АСТ, 2006. С. 570-581.

9. Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности. Екатеринбург, М.: Кабинетный ученый, 2016.

10. Мортон Т. Гиперобъекты: Философия и экология после конца мира. Пермь: Гиле Пресс, 2019.

11. Мортон Т. Стать экологичным. М.: Ад Маргинем, 2019.

12. Настольная книга священнослужителя. Том. 1. М.: Издание Московской Патриархии, 1977.

13. Свенцицкий В., прот. Диалоги. М.: Отчий дом, 2017.

14. Федотов Г. Эсхатология и культура // Новый Град. 1938. № 13. С. 45-56.

15. Филарет, свт. Пространный христианский катехизис Православной кафолической восточной церкви. М.: Сибирская благозвонница, 2013.

16. Фудель С.И. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1. М.: Русский путь, 2001.

17. Ханова П. Темные города: темная экология и Urban Studies // Логос. 2019. Том 29. № 5. С. 71-86.

18. Харман Г. Спекулятивный реализм: Введение. М.: Рипол-Классик, 2019.

19. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера. Пермь: Гиле Пресс, 2015.

20. Черняк М. Возможность ЛГБТИ-аффирмативного дискурса в Православной церкви: сложности и перспективы // "Ибо я дивно устроен": сборник текстов о православии и инклюзии ЛГБТ-людей. Амстердам: Европейский форум ЛГБТ-христианских групп, 2018. С. 157-173.

21. Широков А.С. Политика объяснения и стратегия описания Бруно Латура: как писать инфрарефлексивные тексты // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 1.С. 186-217.

22. Шишков А.В. В поисках новой экклезиологической парадигмы // Вопросы теологии. 2019. Том 1. № 2. С. 268-273.

23. Шишков А. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии // Вестник ПСТГУ Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1(57). С. 2538.


Рецензия

Для цитирования:


Шишков А. Кто скрывается в тени: контуры темной экклезиологии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(2):61-89. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-6l-89. EDN: QEGCLI

For citation:


Shishkov A. Who Is Hiding in the Shadows: The Outlines of Dark Ecclesiology. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(2):61-89. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-2-6l-89. EDN: QEGCLI

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)