Животворящий крест в селе Годеново: между двух сакральных центров и за их пределами
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-184-208
EDN: TSZMJZ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности почитания деревянного резного распятия, хранящегося в храме свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново. Крест, согласно легенде, был явлен в 1423 г. пастухам, увидевшим его спускающимся с неба. Согласно официальной версии, крест византийского происхождения явился на Руси в знак перехода духовной благодати от Константинополя (который падет через 30 лет) к Москве. На месте обретения креста воздвигли храм, который в 1940 г. бьи разрушен, а крест был перенесен в церковь соседнего села, где и хранится по сей день. В 1990-е гг. на месте его обретения построен монастырь, который предъявил права на обладание реликвией. В итоге борьба за обладание крестом не стихает, а противостояние двух религиозных центров привело к удвоению святынь и апроприации каждой из них сакральной силы, которая понимается как эманация сакральной силы подлинного Животворящего Креста Господня, с которым явленный крест отождествляется терминологически и близко соотносится в нарративах. Кресту и его копиям придается символическое значение - знамения российского государственного строительства. Статья написана на материале официальных публикаций и полевых записей.
Об авторах
Андрей МорозРоссия
Элеонора Семиврагова
Россия
Список литературы
1. Анастасова Е. Летящая икона - семантика и функции одной легенды // Studia mythologica slavica, X, 2007. С. 227-235.
2. Антонов Д.И. Апроприация силы: незримое "тело" святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3(39). С. 7-25.
3. Антонов Д.И. Два "тела" иконы: общение с образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 7 (40). С. 9-34.
4. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М: Искусство, 1980.
5. Величайшая святыня. Животворящий крест Господень. История явления и многовековое служение нашему отечеству / Сост. Бессмертная Е.К. М.: Алгоритм. 2005.
6. Животворящий Крест Господень в храме святителя Иоанна Златоуста села Годенова / Сост. А. Горюнова-Борисова. Переславский Никольский женский монастырь. 2014.
7. Кормина Ж.В. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
8. Кормина Ж.В. Пещёрка // Живая старина, 2003, № 1. С. 25-28.
9. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.: Мартис, 1997.
10. Лидов А.М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / под ред. А.М. Лидова. М.: Прогресс-традиция, 2006. С. 9-31.
11. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции "Москва - Третий Рим" в идеологии Петра I // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика культуры. Семиотика истории. М. Гнозис, 1994. С.60-74.
12. Мороз А.Б. Народная агиография: источники, сюжеты, образы. М.: Неолит, 2017.
13. Мороз А.Б. Севернорусские пастушеские отпуска и магия первого выгона скота у славян // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М.: Индрик, 2001. С. 232-258.
14. Наблюдение путешественника по Ростовскому уезду // Ярославские губернские ведомости, 1848, № 35, Часть неофициальная. С. 176-180.
15. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенский святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998.
16. Пуцко В.Г. Иисусов крест из Никольского погоста (около 1467 г.). Скульптурное распятие в русском пластическом искусстве // Сообщения Ростовского музея. Вып. XII. Ростов, 2002. С. 268-277.
17. Ранчин А.М. К истолкованию теории "Москва - Третий Рим" в русской культуре Нового времени // Россия XXI. 2012. № 6. С. 26-57.
18. Руди Т.Р. "Яко столп непоколебим" (об одном агиографическом топосе) // Труды отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Вып. 55. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 211-227.
19. Сказание о явлении честнаго и животворящаго креста Господня и великаго во святителех чудотворца Николая в Никольском погосте, что словет на болоте у Иисусова креста и о благодатных знамениях и чудесных исцелениях от животворящаго креста Господня и святителя и чудотворца Николая. Изд. В.П. Ехлакова. Ярославль, 1874.
20. Трушков С.А. Теоретико-правовые аспекты включения положений концепции "Москва - Третий Рим" в государственную идеологию современной России // Общество. Наука. Инновации (НПК-2017). Сборник статей. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Вятский государственный университет. 2017. С. 6089-6094.
21. Яворская С.Л. "Шумаевский крест" и кальвария царя Алексея Михайловича // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / под ред. А.М. Лидова. М.: "Прогресс-традиция", 2006. С. 706-739.
22. Albert-Llorca, M. (2002) Les Vierges miraculeuses. Legendes et rituels. Paris.
Рецензия
Для цитирования:
Мороз А., Семиврагова Э. Животворящий крест в селе Годеново: между двух сакральных центров и за их пределами. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(3):184-208. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-184-208. EDN: TSZMJZ
For citation:
Moroz A., Semivragova E. The Life-Giving Cross in the Godenovo Village: Between and Beyond the Two Sacred Centers. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(3):184-208. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-184-208. EDN: TSZMJZ