«Соломинка отца Гарнета»: мощи святых в религиозной культуре английских католиков XVII в.
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-80-102
EDN: NMTVKF
Аннотация
В подвергавшемся преследованию властей Англии католическом сообществе сохранение мощей дореформационных святых и обретение мощей новомучеников требовало сотрудничества между католиками-мирянами и духовенством. При этом английская католическая иерархия раннего Нового времени не имела аппарата принуждения; в отличие от католических стран, здесь не было возможности контролировать формы, которые принимало почитание святых. Духовенство могло только убеждать; в результате появилось множество описаний святынь и «правильных» форм почитания святых, но эти тексты говорят, скорее, о желаемой ситуации, нежели о реальности. В статье рассматривается комплекс текстов начала XVII в., посвященных т.н. «соломинке отца Гарнета» (1606) - святыне, происхождение которой связано с мученичеством казненного в 1606 г. за недонесение о Пороховом заговоре иезуита Генри Гарнета. Почти сразу после казни появились рассказы о соломинке, на которую попала капля крови отца Гарнета. На ней проявилось изображение иезуита в венце мученика, и она была объявлена чудотворной. Анализ памфлетов, протоколов допросов, писем и реляций иезуитов позволяет выявить расхождения между создаваемой духовенством моделью взаимодействия католиков с реликвией, в которой физический контакт сведен к минимуму, и манипулятивными практиками обращения с ней, разделявшимися мирянами-католиками.
Ключевые слова
Список литературы
1. Серегина А.Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI - начала XVII вв. СПб.: Алетейя, 2006.
2. Серегина А.Ю. Английское католическое сообщество XVI-XVII вв. Виконты Монтегю. М. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
3. Серегина А.Ю. Материальная культура английского католического сообщества: источники и перспективы исследования // История. Электронный научно-образовательный журнал. 2018. Вып. 9(73)* Конфликты и обманы в обществах Средневековья и раннего Нового времени / Под ред. П.Ю. Уварова, О.И. Тогоевой [https://history.jes.su/issue.2018.3.9.9-73/, доступ от 14.12.2019].
4. Camm, B., OSB (1910) Forgotten Shrines. London: McDonald & Evans.
5. Challoner, R. (1839) Memoirs of Missionary Priests and Other Catholics of Both Sexes that Have Suffered Death in England on Religious Accounts, 1577-1689. Vol. I, p. 556. London: Thomas Richardson & Son.
6. Corens, L. (2014) "Saints Beyond Borders: Relics and the Expatriate English Catholic Community", in J. Spohnholz, G. Waite (eds), Exile and Religious Identity, 1500-1800, pp. 25-38. London: Routledge.
7. Duffy, E. (1992) The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400-1580. New Haven - London: Yale University Press.
8. Foley, H. (1875) Records of the English Province of the Society of Jesus. Vol. II. London, Burns & Oats.
9. Foley, H. (1878) Records of the English Province of the Society of Jesus. Vol. IV. London, Burns & Oats.
10. Forster, M.R. (2001) Catholic Revival in the Age of Baroque: Religious Identity in Southwest Germany, 1550-1750. Cambridge: Cambridge University Press.
11. Gentilcore, D. (1992) From Bishop to Witch: The System of the Sacred in Early Modern Terra d'Otranto. Manchester: Manchester University Press.
12. Holler, J. (2019) "Reforming birth in early colonial Mexico, or, did Mexican women really have a counter-reformation?" in N. Terpstra (ed.) Global Reformations: Transforming Early Modern Religions, Societies, and Cultures, pp. 225-230. London: Routledge.
13. The Jesuit miracles, or new popish wonders: containing the straw, the crowne, and the wondrous child (1607). London: Robert Barker.
14. Johnson, T. (1996), "Blood, Tears and Xavier-water: Jesuit Missionaries and Popular Religion in Germany and Central Europe", in D. Schribner, T. Johnson (eds) Popular Religion in Germany and Central Europe, pp. 183-222. Basingstoke: Palgrave.
15. McClain, L. (2004) "Lest We Be Damned": Practical Innovation and Lived Experience among Catholics in Protestant England 1559-1642. London: Routledge.
16. McCoog, T.M. "Henry Garnett", in Oxford Dictionary of National Biography online , accessed on 30.07.2019].
17. More, H. (1660) Historia missionis Anglicanae Societatis Jesu. Audomari: Thomae Geubels.
18. O'Day, R. (2014) The Debate on the English Reformation (2nd edition). Manchester - New York: Manchester University Press.
19. Soergel, P.M. (1993) Wondrous in Its Saints: Counter-Reformation Propaganda in Bavaria. Berkeley: University of California Press.
20. A True and Perfect Relation of the whole proceedings against the late most barbarous Traitors, Garnet, a Jesuite, and his confederats (1606). London: Robert Barker.
21. Walsham, A. (2003) "Miracles and the Counter-Reformation Mission to England", Historical Journal, 46: 779-815.
22. Walsham, A. (2009) "Beads, Books and Bare Ruined Choirs: Transmutations of Catholic Ritual Life in Protestant England", in B. Kaplan, B. Moore, H. van Nierop, J. Pollmann (eds) Catholic Communities in Protestant States: Britain and the Netherlands, c. 1570-1720, pp. 103-122. Manchester - New York: Manchester University Press.
23. Walsham, A. (2015) "The Pope's Merchandise and the Jesuits' Trumpery: Catholic Relics and Protestant Polemic in Early Modern England", in J. Spinks, D. Eichberger (eds) Religion, the Supernatural and Visual Culture in Early Modern Europe, pp. 129154. Leiden: Brill.
24. Weston, W. (1955) The Autobiography of an Elizabethan. London - New York: Longmans.
Рецензия
Для цитирования:
Серегина А. «Соломинка отца Гарнета»: мощи святых в религиозной культуре английских католиков XVII в. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(3):80-102. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-80-102. EDN: NMTVKF
For citation:
Seregina A. “The Father Garnet’s Straw”: Relics of the Saints in the Religious Culture of English Catholics in the 17th Century. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(3):80-102. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-80-102. EDN: NMTVKF