Биоэтические проблемы экстракорпорального оплодотворения в российской православной дискуссии
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-142-168
EDN: CWVVAV
Аннотация
Бесплодие затрагивает седьмую часть репродуктивного населения, поэтому к методам вспомогательной репродукции обращается все большее количество православных христиан. Однако двойственная позиция «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) по этому вопросу не давала верующим четких этических ориентиров, чтобы определить, какие репродуктивные методы приемлемы. Кроме того, односторонняя трактовка ОСК привела к формированию положения о совершенной недопустимости экстракорпорального оплодотворения православной церковью. Межсоборное присутствие РПЦ разработало проект документа, который призван прояснить двусмысленность позиции ОСК относительно репродуктивных технологий. В феврале 2021 г. проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» опубликован на официальном сайте. В данной работе идет речь о дискуссиях, имевших место как до, так и после этой публикации. Автор показывает, что противники ЭКО используют для подтверждения своих аргументов выборочные данные, не отражающие данные медицинской науки. Анализируя соответствующие возражения, автор обращает внимание на то, что гибель эмбрионов при ЭКО происходит в силу естественных причин, а потому ЭКО не может быть приравнено к убийству. Также утверждается, что в случае ЭКО уровень врожденной патологии детей, если и превышает заболеваемость обычных детей, то в абсолютном выражении остается на уровне долей процента и потому не может делать ЭКО этически неприемлемым. В статье ставятся под вопрос опасения, касающиеся вреда, который ЭКО причиняет беременным женщинам.
Ключевые слова
Об авторе
Роман ТарабринРоссия
Список литературы
1. Аксенов И., прот. Прогресс и человеческое достоинство. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий // Православие и проблемы биоэтики. М., 2017. C. 401-422.
2. Боярский К. Ю. и др. Сравнительная оценка эффективности различных вариантов естественного цикла и овариальной стимуляции при проведении программы ЭКО/ИКСИ у пациенток с бесплодием // Проблемы репродукции. 2019. T. 25. № 1. С. 41-48.
3. Духович В., Молчанов А. Ю., свящ. Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике. М.: Лепта-книга, 2013.
4. Кирилл (Гундяев), митр. Норма веры как норма жизни. Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества (Выступление на богословской конференции "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия", Москва, 7-9 февраля 2000 г.) [http://www.odinblago.ru/svoboda_i_otvetstvennost/4, доступ от 21.08.2021].
5. Корнеева И. Е. и др. Синдром гиперстимуляции яичников: профилактика, диагностика, лечение (обзор литературы) // Проблемы репродукции. 2004. Т. 1 [http://www.mediasphera.ru/journals/reproduction/272/, доступ от 21.08.2021].
6. Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001. № 6. С. 114-131.
7. Кырлежев А. Православие на экспорт // НГ-религии. 05.03.2003 [https://www.ng.ru/ng_religii/2003-03-05/8_eport.html, доступ от 15.11.2021].
8. Кырлежев А. Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская мысль. 2000. № 4334. С. 20.
9. Ляуш Л. Б. Этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий // Православие и проблемы биоэтики. М., 2017. C. 428-440.
10. Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви. Проект документа "Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения" [https://msobor.ru/document/52, доступ от 21.08.2021].
11. Мелхиседек (Артюхин), архим. Медикализация греха и искусственное оплодотворение // Православие и проблемы биоэтики. 2-е издание. М., 2021. С. 383391.
12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
13. Православие и проблемы биоэтики. М., 2017 [http://www.patriarchia.ru/db/text/4801677.html, доступ от 01.04.2021].
14. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. Учебник / пер. с итал. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. С. 239.
15. Силуянова И. В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. М: Издательство подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
16. Тарабрин Р. Этические дилеммы суррогатного материнства: христианский дискурс в современном социокультурном контексте // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38(4). С. 123-144.
17. Шок Н.В. От биоэтики светской к биоэтике христианской: о значении наследия Х. Тристрама Энгельгардта в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38(4). С. 7-43.
18. Barbuscia, A, Mills, M.C. (2017) "Cognitive development in children up to age 11 years born after ART-a longitudinal cohort study", Human Reproduction 32(7): 1482-1488.
19. Brinton, L. A., et al. (2013) "In vitro fertilization and risk of breast and gynecologic cancers: a retrospective cohort study within the Israeli Maccabi Healthcare Services", Fertility and Sterility 99(5): 1189-1196.
20. Chard, T. (1991) "Frequency of implantation and early pregnancy loss in natural cycles", BailliereS Clinical Obstetrics and Gynaecology 5(1): 179-189.
21. Congregation for the Doctrine of the Faith: Instruction on Respect for Human Life in its Origin and on the Dignity of Procreation Replies to Certain Questions of the Day Vatican City (1987). [https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_19870222_respect-for-human-life_en.html, accessed on 21.08.2021].
22. Dunson, D. B. (2002) "Changes with age in the level and duration of fertility in the menstrual cycle", Human Reproduction 17(5): 1399-1403.
23. Edwards, R. G., Bavister, B. D., Steptoe, P.C (1969) "Early Stages of Fertilization in vitro of
24. Human Oocytes Matured in vitro", Nature 221(5181): 632-635.
25. Edwards, R. G., Steptoe, P. C. (1980) A Matter of Life: The Story of a Medical Breakthrough. London: Hutchinson.
26. Engelhardt, H. T. (2000) The Foundations of Christian Bioethics. Netherlands: Swets & Zeitlinger publishers.
27. Engelhardt, H. T. The Foundations of Christian Bioethics, pp. 261-262.
28. Ghazi, H. A., et al. (1991) "Delivery outcome after infertility-a registry study", Fertility and Sterility 55(4): 726-32.
29. Iltis, A. S., Cherry, M. J. (2015) "Bioethics and the Family: Family Building in the Twenty-First Century", Christian Bioethics 21(2): 135-143.
30. Kubar, O., Yudin, B. (2015) "Bioethics in Russia: History and Present-day Problems", Asian Bioethics Review 7(5): 481-490.
31. Lambert, R. D. (2003) "Safety issues in assisted reproductive technology: Aetiology of health problems in singleton ART babies", Human Reproduction 18(10): 1987-1991.
32. Loya, J. O.S. A. (2002) "Roman Catholic and Russian Orthodox Ethics: On Globalization", Occasional Papers on Religion in Eastern Europe 22(2), Article 4. [https://digital-commons.georgefox.edu/ree/vol22/iss2/4, accessed on 15.11.2021].
33. Macklon, N. S., Geraedts, J. P.M., Fauser, B. C.J. M. (2002) "Conception to ongoing pregnancy: the ‘black box' of early pregnancy loss", Human Reproduction Update 8(4): 333-343.
34. Mascarenhas, M. N., et al. (2012) "National, Regional, and Global Trends in Infertility Prevalence Since 1990: A Systematic Analysis of 277 Health Surveys", PLOS Medicine 9(12): e1001356.
35. Min Yang, et al. (2018). "Association of assisted reproductive technology and multiple pregnancies with the risks of birth defects and stillbirth: A retrospective cohort study", Scientific Reports 8(1):8296.
36. Munne, S, et al. (2019) "First PGT-A using human in vivo blastocysts recovered by uterine lavage: comparison with matched IVF embryo controlst", Human Reproduction 35(1): 70-80.
37. Nagaoka, S. I., Hassold, T. J., Hunt, P. A. (2012) "Human aneuploidy: mechanisms and new insights into an age-old problem", Nature Reviews Genetics 13(7): 493-504.
38. Pelinck, M. J., et al. (2007) "Cumulative pregnancy rates after a maximum of nine cycles of modified natural cycle IVF and analysis of patient drop-out: a cohort study", Human Reproduction 22(9): 2463-2470.
39. Pinborg, A. (2004) "Neonatal outcome in a Danish national cohort of 3438 IVF/ICSI and 10 362 non-IVF/ICSI twins born between 1995 and 2000", Human Reproduction 19(2): 435-41.
40. Richter, K. (2013) The Post-Soviet Russian Orthodox Church. London & New York: Routledge.
41. Roberts, C. J., Lowe, C. R. (1975) "Where have all the Conceptions Gone?", in T. V. N. Persaud (ed.) Problems of Birth Defects, pp. 148-150. Springer.
42. Rossing, M. A. et al. (1994) "Ovarian tumors in a cohort of infertile women", New England Journal of Medicine 331(12): 771-776.
43. Saarinen, R., Arola, P. (2002) "In search of sobornost and ‘new symphony': The social doctrine of the Russian Orthodox Church", Ecumenical review 54: 130-141.
44. Sallam, H. N., & Sallam, N. H. (2016) "Religious aspects of assisted reproduction. Facts, views & vision", ObGyn 8(1): 33-48.
45. Schicktanz, S. et al. (2011) "The ethics of "public understanding of ethics"-why and how bioethics expertise should include public and patients' voices", Medicine, Health Care and Philosophy 15(2): 129-139.
46. Solomon, M. (2005) "Realizing Bioethics' Goals in Practice: Ten Ways "Is" Can Help "Ought", The Hastings Center Report 35(4): 40-47.
47. Spaan, M, et al. (2019) "Risk of cancer in children and young adults conceived by assisted reproductive technology", Human Reproduction 34(4): 740-750.
48. Stewart, L. M., et al. (2013) "In vitro fertilization is associated with an increased risk of borderline ovarian tumours", Gynecologic Oncology 129(2): 372-376.
49. Sutton, A. (2015) "Who Is My Mother and Who Are My Brothers?", Christian Bioethics 21(2): 166-180.
50. Tarabrin, R. (2020) "Orthodox Perspectives on In Vitro Fertilization in Russia. Christian bioethics: Non-Ecumenical Studies", Medical Morality 26(2): 177-204.
51. Tarabrin, R. (2020) "Orthodox Perspectives on In Vitro Fertilization in Russia", Christian bioethics: Non-Ecumenical Studies in Medical Morality 26(2): 177-204.
52. The Holy Synod of the Church of Greece (2007) Bioethics Committee, Basic positions on the ethics of Assisted Reproduction. Athens.
53. Webster, A., Schuh, M. (2017) "Mechanisms of Aneuploidy in Human Eggs", Trends in Cell Biology 27(1): 55-68.
54. Wen, J., et al. (2012) "Birth defects in children conceived by in vitro fertilization and intracyto-plasmic sperm injection: a meta-analysis", Fertility and Sterility 97(6): 1331-1337.e4.
55. West, C. C. (2002) "The Russian Orthodox Church and Social Doctrine: A Commentary on Fundamentals of the Social Conception of the Russian Orthodox Church", Occasional Papers on Religion in Eastern Europe 22(2), Article 3 [https://digitalcom-mons.georgefox.edu/ree/vol22/iss2/3, accessed on 15.11.2021].
56. Whittemore, A. S. et al. (1992) "Characteristics relating to ovarian cancer risk: Collaborative analysis of 12 US case-control studies: II. Invasive epithelial ovarian cancers in white women", American Journal of Epidemiology 136(10): 1184-1203.
57. Yang, M., Fan, X-B, Wu, J-N, Wang, J-M. (2018) "Association of assisted reproductive technology and multiple pregnancies with the risks of birth defects and stillbirth: A retrospective cohort study", Scientific Reports 8(1).
58. Zhao, J., et al. (2018) "Do the children born after assisted reproductive technology have an increased risk of birth defects? A systematic review and meta-analysis", The Journal of Maternal-Fetal & Neonatal Medicine 33(2): 322-333.
Рецензия
Для цитирования:
Тарабрин Р. Биоэтические проблемы экстракорпорального оплодотворения в российской православной дискуссии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(4):142-168. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-142-168. EDN: CWVVAV
For citation:
Tarabrin R. Bioethical Issues of In Vitro Fertilization in Russian Orthodox Debates. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(4):142-168. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-142-168. EDN: CWVVAV