Реляционное измерение проблемы зла и мистическая теодицея
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-XX-XX
EDN: TVWKOJ
Аннотация
В данной статье автор рассматривает проблему зла с точки зрения проекта антитеодицеи, основанной на критике традиционных формулировок и подходов к решению проблемы зла. В статье демонстрируются основания проекта антитеодицеи и предлагается оригинальная идентификация экзистенциального измерения проблемы зла в рамках религиозной жизни, специфика которой выражается в концепции «теологического реляционного потрясения». С точки зрения этого подхода, экзистенциальный корень проблемы зла в рамках религиозной жизни состоит в обнаружении неспособности личности находиться с Богом в отношениях любви. Автор демонстрирует зависимость теоретического рассмотрения проблемы зла от экзистенциального уровня проблемы. Более того, в статье предлагается два решения проблемы зла, которые основаны на том, что, при определенных допущениях, можно охарактеризовать как мистический опыт. Автор выделяет феноменологические свойства рассматриваемого мистического опыта и демонстрирует, что он обеспечивает решение экзистенциальной проблемы зла в «антитеодицейном» духе.
Ключевые слова
Список литературы
1. Карпов К. В. Теодицея как этическая проблема // Философский журнал. 2020. Том 13. № 2. С. 35-48.
2. Adams, M. M. (2000) Horrendous Evils and the Goodness of God. Ithaca: Cornell University Press.
3. Betenson, T. (2016) "Anti-Theodicy", Philosophy Compass 11(1): 56-65.
4. Burrell, D. (2008) Deconstructing Theodicy: Why Job Has Nothing to Say to the Puzzle of Suffering. Grand Rapids: Brazos Press.
5. Evans, C. S. (2019) Kierkegaard and Spirituality: Accountability as the Meaning of Human Existence. Grand Rapids: Eerdmans.
6. Frankfurt, H. G. (2006) The Reasons of Love. Princeton: Princeton University Press.
7. Frankfurt, H. G. (2006) Taking Ourselves Seriously & Getting It Right. Stanford, Calif: Stanford University Press.
8. Gelinas, L. (2009) "The Problem of Natural Evil I: General Theistic Replies", Philosophy Compass 4 (3): 533-559.
9. Gleeson, A. (2012) A Frightening Love: Recasting the Problem of Evil. Palgrave Macmillan.
10. Greenberg, I. (1977) "Cloud of Smoke, Pillar of Fire: Judaism, Christianity, and Modernity After the Holocaust", in Fleischner, E. (ed.) Auschwitz: Beginning of a New Era? Reflections on the Holocaust: Papers Given at the International Symposium on the Holocaust, Held at the Cathedral of Saint John the Divine, pp. 7-55. New York: KTAV Publishing House.
11. Kraay, K. J. (2016) "God and gratuitous evil (Part I)", Philosophy Compass 11(12): 905-912.
12. Lewis, C. S., L'Engle, M. (2001) A Grief Observed. San Francisco: HarperOne.
13. Neiman, S. (2015) Evil in Modern Thought - An Alternative History of Philosophy. Princeton: Princeton University Press.
14. Phillips, D. Z. (2004) The Problem of Evil and the Problem of God. London: SCM Press.
15. Surin, K. (2004) Theology and the Problem of Evil. Eugene: Wipf and Stock.
16. Tilley, T. W. (2000) The Evils of Theodicy. Eugene: Wipf and Stock.
17. Trakakis, N. N. (2013) "Antitheodicy", in J. P. McBrayer, D. Howard-Snyder (eds) The Blackwell Companion to the Problem of Evil, pp. 363-376. Wiley-Blackwell: John Wiley & Sons Limited.
18. Trakakis, N. (2009) The End of Philosophy of Religion. London, New York: Continuum.
Рецензия
Для цитирования:
Фауль Б. Реляционное измерение проблемы зла и мистическая теодицея. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(4):125-141. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-XX-XX. EDN: TVWKOJ
For citation:
Faul B. The Relational Dimension of the Problem of Evil, and the Mystical Theodicy. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(4):125-141. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-XX-XX. EDN: TVWKOJ