Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Является ли злом существование ада?

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-XX-XX

EDN: TKGDNY

Аннотация

В традиционном понимании существование рая и ада представляется необходимым условием божественной справедливости. В упрощенном виде такое понимание посмертной жизни утверждает, что люди, которые вели праведный образ жизни, получат вознаграждение в виде вечного блаженства, способного компенсировать любые временные страдания, которые им пришлось пережить в земной жизни, а люди, совершившие зло, но не раскаявшиеся в нем и не возместившие его в этой жизни, понесут вечное наказание в жизни будущей. В современной аналитической теологии и философии религии такое понимание посмертного воздания ставится под сомнение. Особой мишенью для критики является концепция «вечного ада», поскольку многим вечные мучения кажутся несовместимыми с божественной благостью. В статье рассмотрены аргументы известного аналитического теолога Т. Тэлботта против совместимости «вечного ада» с безусловной любовью Бога ко всем людям. Показано, что его аргументы опираются на концепцию любви, в которой любовь мыслится как отношение между индивидами, тогда как понимание любви как субстанции не ведет к противоречию между существованием вечного ада и безусловностью божественной любви ко всем людям. Также рассмотрен аргумент Д. Льюиса, утверждающий аморальность Бога, творящего мир, который предполагает существование вечного ада. Показано, что ответ на этот аргумент, данный современным томистом Дж. Леймонтом, убедительно демонстрирует, что он базируется на предпосылках, которые сторонники традиционного учения о вечном аде не обязаны принимать.

Об авторе

Игорь Гаспаров
Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко
Россия


Список литературы

1. Кузев В. В. Проблема ада как составляющая проблема зла в христианской традиции // Философия религии: альманах. 2012-2013. М.: Наука-Восточная литература. 2013. С. 128-144.

2. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1-64. Перевод А. В. Апполонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006. 817 с.

3. Фокин А. Р. Доктрина божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 1(2). С. 60-96.

4. Фролов К.Г. Этика и метафизика: к вопросу о взаимоотношении // Философский журнал / Philosophy Journal. 2020. Т. 13. № 1. С. 69-79.

5. Шохин В. К. Так ли антигуманна христианская эсхатология? (Комментарии к статье В. В. Кузева.) // Философия религии: альманах. 2012-2013. М.: Наука-Восточная литература. 2013. С. 145-159.

6. Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. Спб: Нестор-История, 2018.

7. Adams, M. M., Sutherland, S. (1989) "Horrendous Evils and the Goodness of God", Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary Volumes 63: 297-323.

8. Feser, E. (2010) "Classical Theism" [http://edwardfeser.blogspot.com/2010/09/classicaltheism.html, accessed on 15.08.2020].

9. Greer, R. A. (1996) "Augustine's Transformation of Free Will Defence", Faith and Philosophy 13(4): 471-486.

10. Hart, D. B. (2019) That All Shall Be Saved. Heaven, Hell, and Universal Salvation. New Haven and London: Yale University Press.

11. Kvanvig, J. L. (1993) The Problem of Hell. New York, Oxford: Oxford University Press.

12. Lamont, J. (2011) "Justice and Goodness of Hell", Faith and Philosophy 28(2): 152-173.

13. Leftow, B. (1998) "Classical theism", in The Routledge Encyclopedia of Philosophy. Taylor and Francis [https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/god-concepts-of/v-1/sections/classical-theism, accessed on 15.08.2020].

14. Lewis, D. (2007) "Divine Evils", in L. M. Antony (ed.) Philosophers without gods. Meditations on atheism and secular life, pp. 231-242. Oxford: Oxford University Press.

15. Lewis, D. (1986) On the Plurality of Worlds. Oxford: Blackwell.

16. Matheson, B. (2014) "Escaping Heaven", International Journal of Philosophy of Religion 75(3): 197-206.

17. Menn, S. (1992) "Aristotle and Plato on God as Nous and as the Good", The Review of Metaphysics 45(3): 543-573.

18. Rowe, W. (1979) "The Problem of Evil and Some Varieties of Atheism", American Philosophical Quarterly 16(4): 355-341.

19. Talbott, T. (1990) "The Doctrine of Everlasting Punishment", Faith and Philosophy 7(1): 1943.

20. Talbott, T. (2007) "Universalism" in J. Walls (ed.) The Oxford Handbook of Eschatology, pp. 446-461. New York and Oxford: Oxford University Press.

21. Talbott, T. (2014) The Inescapable Love of God. Eugene, Oregon: Cascade Books.

22. Talbott, T. (2017) "Heaven and Hell in Christian Thought", in E. N. Zalta (ed.) The Stanford Encyclopedia of Philosophy [https://plato.stanford.edu/archives/fall2017/en-tries/heaven-hell/, accessed on 15.08.2020].


Рецензия

Для цитирования:


Гаспаров И. Является ли злом существование ада? Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(4):51-71. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-XX-XX. EDN: TKGDNY

For citation:


Gasparov I. Would Existence of Hell Be an Evil? State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(4):51-71. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-XX-XX. EDN: TKGDNY

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)