Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Старообрядчество в интернете: категория «осквернения» и «чистоты» в виртуальном пространстве

Аннотация

   В данной статье рассматривается проблема процесса медиатизации старообрядчества на примере обсуждений староверами категорий ритуальной чистоты и осквернения в онлайн‑группах социальных сетей. Исследование построено на анализе результатов онлайн‑наблюдений, проведенных автором в старообрядческих тематических виртуальных сообществах. Теоретической базой послужила концепция глубокой медиатизации, предложенная немецким ученым Андреасом Хеппом.

   Основной целью исследования было проследить процесс взаимного влияния и трансформаций между сообществом последователей старой веры и медиасредой, а также проанализировать, насколько актуальными для современных староверов остаются понятия о ритуальной чистоте и осквернении и какие старообрядческие деноминации уделяют больше внимания данной проблеме.

   Рассматривая контент нескольких старообрядческих групп сайта ВКонтакте и телеграм‑каналов, автор анализирует, через какие тематики и сферы проявляются категории ритуальной чистоты и осквернения, исходя из высказываний староверов в виртуальном пространстве. Использование концепции глубокой медиатизации и терминологии, предложенной в монографии «Глубокая медиатизация» А. Хеппа, делает возможным всесторонний анализ процесса выхода в публичное пространство некогда весьма закрытой религиозной группы. В статье также затрагиваются вопросы саморепрезентации современного старообрядчества в интернете, влияние тенденций глобализации, коммерциализации и индивидуализации, направление развития религии в постсекулярном обществе.

Об авторе

А. А. Бойцова
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого; Музеи Московского Кремля
Россия

Александра Александровна Бойцова, научный сотрудник, сотрудник

НИЦ

Великий Новгород; Москва



Список литературы

1. Агеева Е. А. Старообрядческая полемика об антихристе на исходе XX века // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. С. 9–16.

2. Бойцова А. А. Синдром неофита: проблема религиозного диалога внутри старообрядчества // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024. № 4. С. 144–154. doi: 10.28995/2658–4158-2024–4-144–154, EDN: TZZAXF.

3. Быкова Е. В., Костров А. В. «Широкий путь» в сознании старообрядцев Енисея: современная народная картинка о процессах глобализации // Традиционная культура. 2018. № 02 (20). С. 53–63. EDN: VABRTF.

4. Гришаева В. И., Шумкова В. А. Традиционалистские православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 291–308. doi: 10.14515/monitoring.2018.2.17, EDN: UPSFDS.

5. Душакова Н. С. Бытовое взаимодействие старообрядцев с «иноверцами»: актуальные запреты и предписания в текстах и практиках // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. 2018. С. 149–166. doi: 10.31168/2658–3356.2018.11, EDN: RWLXYH.

6. Душакова Н. С. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (2). С. 184–206.

7. Ермолин Д. С. Старообрядчество online: мосты, границы и информационные потоки // Кунсткамера. 2020. 3 (9). С. 130–140. doi: 10.31250/2618–8619-2020–3(9)-130–140, EDN: MXLLXP.

8. Редмонд В. Еврейская ритуальная чистота онлайн: нарративы о послеродовом ритуальном очищении // Цифровая иудаика: исследование еврейских общин в онлайн-пространстве / Под ред. И. Душаковой, М. Каспиной. М., 2022. С. 131–161. doi: 10.31168/0470–1.09, EDN: NCZQJY.

9. Рыговский Д. С. «Чистое», «мирское» и «поганое»: старообрядческая концептуализация ритуальной чистоты» // Запреты и предписания в славянской и еврейской культурной традиции / Под ред. О. В. Беловой. М., 2018. С. 167–186. doi: 10.31168/2658–3356.2018.12, EDN: ZDJRFR.

10. Тарабукина А. В. Мировоззрение «церковных людей» в массовой церковной литературе рубежа XIX–XX веков // Традиция в фольклоре и литературе. СПб.: 2000. С. 191–230.

11. Товбин К. М. Пострелигия и ее становление в русском старообрядчестве. М.: Этносоциум, 2014.

12. Черничкин Д. А., Топчиев М. С., Дрягалов В. С. Современные старообрядцы: от традиционности к виртуализации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 4 (61). С. 131–141. EDN: MWSLBS.

13. Чувьюров А. А. Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре коми старообрядцев-беспоповцев // Пир-трапеза-застолье в славянской и еврейской культурной традиции / Под ред. О. В. Беловой. М., 2005. С. 125–143. EDN: YLXLYM.

14. Casanova, J. (1994) Public Religions in the Modern World. Chicago, IL: University of Chicago Press. doi: 10.7208/chicago/9780226190204.001.0001.

15. Casanova, J. (2006) “Rethinking Secularization: A Global Comparative Perspective”. The Hedgehog Review, 8 (1–2): 7–22.

16. Cheong, P. H. (2022) Digital Religion: Understanding Religious Practice in Digital Worlds, 2<sup>nd</sup> Ed. In H. Campbell & Tsuria R. (Eds.) UK, Oxfordshire: Routledge. 308 p. doi: 10.4324/9780429295683

17. Davie, G. (2007) The Sociology of Religion. London: Sage Publications.

18. Dawson, L. (2001) “Researching Religion in Cyberspace: Issues and Strategies”, in Religion on the Internet: Research Prospects and Promises, Religion and the Social Order. Vol. 8, pp. 25–54. New York: JAY Press.

19. Grishaeva, E. I., Shumkova, V. A. (2023) “Reinterpretation of Social Media as Resource for Ministry and Missionary Work: Agency and Power of Media Practitioners in the Russian Orthodox Church”, Journal of Religion, Media and Digital Culture 12 (2–3): 204–226. doi: 10.1163/21659214-bja10097, EDN: AHWMQW.

20. Hepp, A. (2020) Deep Mediatization. London, New York: Routledge. doi: 10.4324/9781351064903.

21. Herbert, D. (2003) Religion and Civil Society. Aldeshort: Ashgate.

22. Hervieu-Léger, D. (2000) Religion as a Chain of Memory.

23. Hjarvard, S. (2011) “The Mediatisation of Religion: Theorising Religion, Media and Social Change”, Culture and Religion 12 (2): 119–135. doi: 10.1080/14755610.2011.579719.

24. Houston, G. (1998) Virtual Morality: Christian Ethics in the Computer Age. Leicester, UK: Apollos.

25. Hjarvard, S. (2016) “Mediatization and the changing authority of religion”, Media, Culture & Society 38 (1): 8–17. doi: 10.1177/0163443715615412.

26. Krotz, F. (2009) “Mediatization. A Concept with which to Grasp Media and Societal Change”, in K. Lundby (ed.) Mediatization: Concept, Changes, Consequences, pp. 21–41. New York: Peter Lan.

27. Lövheim, M. (2011) “Mediatisation of Religion: a Critical Appraisal”, Culture and Religion 12 (2): 153–166.

28. Woodhead, L., Heelas, P. (2000) Religion in Modern Times. An Interpretative Anthology. Oxford&Malden, MA: Blackwell.

29. Woodhead, L., Heelas, P. (2005) The Spiritual Revolution. Why Religion is Giving Way to Spirituality. Oxford & Malden, MA: Blackwell.


Рецензия

Для цитирования:


Бойцова А.А. Старообрядчество в интернете: категория «осквернения» и «чистоты» в виртуальном пространстве. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(1):245-269.

For citation:


Boytsova A.A. Old Believers on the Internet: The Category of “Desecration” and “Purity” in the Virtual Space. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(1):245-269. (In Russ.)

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)