“The Magic of Technological Progress” in the Eschatological Worldview of the Old Believers-Chasovennye on the Yenisei: the Verbal and Visual Sources
Abstract
The article is based on the materials of the expeditions of 2020–2024 in the settlements of the Old Believers сhasovennye on the Yenisei in the Turukhansky and Yeniseisky districts of the Krasnoyarsk Territory. The analysis of hand‑drawn paintings “World Wide Web. The World Wide Web” (2010), “Part of the Bowl of Them” (2010), the Electronic Age manuscripts (2018), which were created in the monasteries of the Old Believers‑chasovennye on the tributaries of the Yenisei. The content of the poetic texts and hand‑drawn paintings echoes modern media sources. The chasovennye on the Yenisei doctrinally establish contacts with the world, but in the narratives they demonstrate their awareness of the achievements of modern civilization. The presented sources interpret the current problems of the development of the technical world: from the “digital concentration camp” to the world government. The images and the poetic text are didactic in nature and are designed to remind of the perniciousness of the modern information society and digital technologies, which act as guides to the “last times”. The stylistics of pictorial and poetic texts are based on the combination of ancient Russian traditions with modern narratives. The iconography uses the traditions of the ancient Russian book culture. The eschatological worldview offers a variant of sotereology when choosing a life strategy on a “narrow” path, dangers in the context of harmful technological achievements of a “wide smooth” path.
Keywords
About the Authors
E. V. BykovaRussian Federation
Ekaterina V. Bykova, Associate Professor
Department of Cultural Studies, Sociology and Philosophy
Kirov
E. V. Gmyzina
Russian Federation
Elvira V. Gmyzina, Associate Professor
Department of Cultural Studies, Sociology and Philosophy
Kirov,
References
1. Электронный век. Сборник. 2018. Текст воспроизведен с рукописи. Красноярский край. Туруханский район. Распечатан в Абакане. 150 с. НИОР БАН. Ф. 90 Рукописи и малотиражные издания старообрядцев-беспоповцев Сибири часовенного и других согласий.
2. Старообрядческий рисунок «Всемирная сеть. Мировая паутина». 2010. Создан на Среднем Енисее (Дубчес). Приобретен в Красноярском крае. Фото из архива автора.
3. Старообрядческий рисунок «Часть чаша ихъ». 2012. Создан на Среднем Енисее (Дубчес). Приобретен в Красноярском крае. Фото из архива автора.
4. Агеева Е. А. Старообрядческая полемика об Антихристе на исходе ХХ века // Уральский сборник. Екатеринбург: Б.и., 1997. Вып. 1. С. 9–15.
5. Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2011. EDN: REHBWX.
6. Быкова Е. В., Костров А. В. Старообрядческий лубок «Две дороги — Два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров: ООО «Кировская областная типография», 2019.
7. Быкова Е. В., Костров А. В. «Широкий путь» в сознании старообрядцев Енисея: современная народная картинка о процессах глобализации // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 2. С. 53–63. EDN: VABRTF.
8. Быкова Е. В., Костров А. В. Визуализация эсхатологических представлений в современном лубке часовенных старообрядцев «Всемирная сеть. Мировая паутина» // Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций», Благовещенск, 24–28 сентября 2018 года. Благовещенск: Амурский госуд. ун-т, 2018. С. 247–252. EDN: POMGON.
9. Быкова Е. В. Художественный центр староверов-часовенных на Дубчесе: история и современность // Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения : сб. материалов Межд. науч. конф. Москва, 26–27 октября 2020 года / Институт российской истории РАН. М.: Институт Российской истории РАН, 2020. С. 328–343. EDN: AKWLUQ
10. До и после литературы: тексты «наивной словесности» / Сост. А. П. Минаева. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2009.
11. Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX веков (1999) : в 3 т./ Под ред. Н. Н. Покровского. Новосибирск: Сибирский хронограф. Т. 1.
12. Ермолин Д. С., Оруджова И. А. Транспортная инфраструктура и мобильность старообрядцев-часовенных Енисейского района // Религиоведение. 2024. № 3. С. 87–94. doi: 10.22250/2072–8662-2024–3-87–94, EDN: MYKZDU.
13. Журавель О. Д. «Девствующая церковь Христова на Севере» о. Симеона — памятник современной старообрядческой литературы // Общественное сознание и литература XVI–XX веков. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. С. 274–292. EDN: VNRZPX.
14. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Минск: Хорвест, 2007.
15. Зольникова Н. Д. Эсхатологические споры часовенных в последней трети ХХ века как инструмент самоидентификации // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23. № 3. С. 85–89. doi: 10.15372/HSS20160315, EDN: WMYMYZ.
16. Зольникова Н. Д. Сочинение писателя-старовера А. Г. Мурачёва «О начертании» в свете споров о штрихкоде как печати антихриста // Гуманитарные науки в Сибири. 2018. Т. 25. № 1. С. 96–100. doi: 10.15372/HSS20180115, EDN: YTMSQX.
17. Керов В. В. «Се человек и дело его…»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016.
18. Керов В. В. Хозяйственная культура и хозяйственное поведение старообрядцев в России XVIII–XIX веков: ценностно-институциональный подход// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2011. № 1. С. 40–57. EDN: NCQMEH.
19. Любимова Г. В. Модернизация земледельческого труда в культуре сибирских старообрядцев // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 122–130. EDN: YPDHKP.
20. Панченко А. А. Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 122–141.
21. Подковырова В. Г., Быкова Е. В. Рукописи и малотиражные издания старообрядцев часовенного и титовского согласий Красноярского края в фонде Отдела рукописей БАН // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей БАН. Вып. 9. СПб.: БАН, 2024. С. 618–639.
22. Покровский Н. Н. Гусли, патефоны и телевизоры // Труды отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. XLVIII. С. 446–450.
23. Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX веках: проблемы творчества и общественного сознания. М.: Изд-во «Памятники исторической мысли», 2002. EDN: VIQSBP.
24. Прот. Константин Буфеев. Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма. М.: Русский изд. центр им. Св. Василия Великого, 2018.
25. Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2012. EDN: TRYBWV.
26. Рыговский Д. С. Техника и ее репрезентация как источник религиозного опыта в енисейском старообрядчестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 4. С. 19–44. DOI: 10.22394/2073–7203-2019–37-4–19-44 EDN: TOLCWI.
27. Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии (2016) : в 3 т. / Подгот. Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова, О. Д. Журавель. М.: ЯСК. Т. 1–2, 3.
28. Учение об Антихристе в древности и средневековье / Сост. Б. Г. Деревенский. СПб.: Алетейя, 2000.
Review
For citations:
Bykova E.V., Gmyzina E.V. “The Magic of Technological Progress” in the Eschatological Worldview of the Old Believers-Chasovennye on the Yenisei: the Verbal and Visual Sources. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(1):165-195. (In Russ.)