«Магия технического прогресса» в эсхатологическом мировоззрении староверов-часовенных на Енисее: вербальный и визуальный источники
Аннотация
Статья написана по материалам экспедиций 2020–2024 годов в поселениях старообрядцев часовенных на Енисее в Туруханском и Енисейском районах Красноярского края. Проведен анализ рисованных картин «Всемирная сеть. Мировая паутина» (2010), «Часть чаша ихъ» (2010), рукописи «Электронный век» (2018), которые были созданы в обителях староверов‑часовенных на притоках Енисея. Содержание стихотворных текстов и рисованных картин перекликается с актуальными медийными источниками. Часовенные на Енисее доктринально «завиняют» контакты с миром, но в нарративах демонстрируют свою осведомленность о достижениях современной цивилизации. В представленных источниках интерпретируются актуальные проблемы развития технического мира: от «цифрового концлагеря» до мирового правительства. Изображения и стихотворный текст носят дидактический характер, они созданы для напоминания о пагубности информационного общества и цифровых технологий, которые выступают проводниками к «последним временам». Стилистика изобразительного и поэтического текстов основывается на соединении древнерусских традиций с современными нарративами. В изложении сюжета и иконографии изображений в анализируемых источниках использованы традиции древнерусской книжной культуры и современной журнальной графики. Эсхатологическое мироощущение предлагает вариант сотериологии при выборе жизненной стратегии на «узком» пути, опасностей в контексте пагубных технологических достижений «широкого гладкого» пути.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. БыковаРоссия
Екатерина Васильевна Быкова, доцент
кафедра культурологии, социологии и философии
Киров
Э. В. Гмызина
Россия
Эльвира Викторовна Гмызина, доцент
кафедра культурологии, социологии и философии
Киров
Список литературы
1. Электронный век. Сборник. 2018. Текст воспроизведен с рукописи. Красноярский край. Туруханский район. Распечатан в Абакане. 150 с. НИОР БАН. Ф. 90 Рукописи и малотиражные издания старообрядцев-беспоповцев Сибири часовенного и других согласий.
2. Старообрядческий рисунок «Всемирная сеть. Мировая паутина». 2010. Создан на Среднем Енисее (Дубчес). Приобретен в Красноярском крае. Фото из архива автора.
3. Старообрядческий рисунок «Часть чаша ихъ». 2012. Создан на Среднем Енисее (Дубчес). Приобретен в Красноярском крае. Фото из архива автора.
4. Агеева Е. А. Старообрядческая полемика об Антихристе на исходе ХХ века // Уральский сборник. Екатеринбург: Б.и., 1997. Вып. 1. С. 9–15.
5. Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2011. EDN: REHBWX.
6. Быкова Е. В., Костров А. В. Старообрядческий лубок «Две дороги — Два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров: ООО «Кировская областная типография», 2019.
7. Быкова Е. В., Костров А. В. «Широкий путь» в сознании старообрядцев Енисея: современная народная картинка о процессах глобализации // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 2. С. 53–63. EDN: VABRTF.
8. Быкова Е. В., Костров А. В. Визуализация эсхатологических представлений в современном лубке часовенных старообрядцев «Всемирная сеть. Мировая паутина» // Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций», Благовещенск, 24–28 сентября 2018 года. Благовещенск: Амурский госуд. ун-т, 2018. С. 247–252. EDN: POMGON.
9. Быкова Е. В. Художественный центр староверов-часовенных на Дубчесе: история и современность // Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения : сб. материалов Межд. науч. конф. Москва, 26–27 октября 2020 года / Институт российской истории РАН. М.: Институт Российской истории РАН, 2020. С. 328–343. EDN: AKWLUQ
10. До и после литературы: тексты «наивной словесности» / Сост. А. П. Минаева. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2009.
11. Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX веков (1999) : в 3 т./ Под ред. Н. Н. Покровского. Новосибирск: Сибирский хронограф. Т. 1.
12. Ермолин Д. С., Оруджова И. А. Транспортная инфраструктура и мобильность старообрядцев-часовенных Енисейского района // Религиоведение. 2024. № 3. С. 87–94. doi: 10.22250/2072–8662-2024–3-87–94, EDN: MYKZDU.
13. Журавель О. Д. «Девствующая церковь Христова на Севере» о. Симеона — памятник современной старообрядческой литературы // Общественное сознание и литература XVI–XX веков. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. С. 274–292. EDN: VNRZPX.
14. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Минск: Хорвест, 2007.
15. Зольникова Н. Д. Эсхатологические споры часовенных в последней трети ХХ века как инструмент самоидентификации // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23. № 3. С. 85–89. doi: 10.15372/HSS20160315, EDN: WMYMYZ.
16. Зольникова Н. Д. Сочинение писателя-старовера А. Г. Мурачёва «О начертании» в свете споров о штрихкоде как печати антихриста // Гуманитарные науки в Сибири. 2018. Т. 25. № 1. С. 96–100. doi: 10.15372/HSS20180115, EDN: YTMSQX.
17. Керов В. В. «Се человек и дело его…»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016.
18. Керов В. В. Хозяйственная культура и хозяйственное поведение старообрядцев в России XVIII–XIX веков: ценностно-институциональный подход// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2011. № 1. С. 40–57. EDN: NCQMEH.
19. Любимова Г. В. Модернизация земледельческого труда в культуре сибирских старообрядцев // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 122–130. EDN: YPDHKP.
20. Панченко А. А. Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 122–141.
21. Подковырова В. Г., Быкова Е. В. Рукописи и малотиражные издания старообрядцев часовенного и титовского согласий Красноярского края в фонде Отдела рукописей БАН // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей БАН. Вып. 9. СПб.: БАН, 2024. С. 618–639.
22. Покровский Н. Н. Гусли, патефоны и телевизоры // Труды отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. XLVIII. С. 446–450.
23. Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX веках: проблемы творчества и общественного сознания. М.: Изд-во «Памятники исторической мысли», 2002. EDN: VIQSBP.
24. Прот. Константин Буфеев. Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма. М.: Русский изд. центр им. Св. Василия Великого, 2018.
25. Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2012. EDN: TRYBWV.
26. Рыговский Д. С. Техника и ее репрезентация как источник религиозного опыта в енисейском старообрядчестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 4. С. 19–44. DOI: 10.22394/2073–7203-2019–37-4–19-44 EDN: TOLCWI.
27. Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии (2016) : в 3 т. / Подгот. Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова, О. Д. Журавель. М.: ЯСК. Т. 1–2, 3.
28. Учение об Антихристе в древности и средневековье / Сост. Б. Г. Деревенский. СПб.: Алетейя, 2000.
Рецензия
Для цитирования:
Быкова Е.В., Гмызина Э.В. «Магия технического прогресса» в эсхатологическом мировоззрении староверов-часовенных на Енисее: вербальный и визуальный источники. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(1):165-195.
For citation:
Bykova E.V., Gmyzina E.V. “The Magic of Technological Progress” in the Eschatological Worldview of the Old Believers-Chasovennye on the Yenisei: the Verbal and Visual Sources. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(1):165-195. (In Russ.)