Красный угол в крестьянском жилище: сакральные, информационные и коммуникативные функции
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-183-203
Аннотация
В статье прослеживается эволюция структуры красного угла в русской традиции с точки зрения тех вернакулярных функций, которые он выполнял в крестьянском доме XIX — начала XXI в., и того статуса, которым он наделялся. Материалом для работы, выполненной на пересечении этнолингвистического, этнографического и структурно‑семиотического подходов, послужили как этнографические данные XIX–XX вв. (публикации Тенишевского бюро, изображения крестьянского интерьера на картинах художников‑передвижников), так и результаты полевых исследований последних двух десятилетий в северо‑западных областях России. Для понимания истории формирования красного угла привлечены свидетельства иностранцев, побывавших в России в XVI — начале XVIII в. Прагматический анализ имеющихся данных позволяет рассматривать красный угол (в том виде, в каком он известен с XIX в.) как сложно структурированный топос крестьянского жилища, который помимо основной сакральной функции (место расположения православных святынь и молитвы) выполнял более широкие функции ментального и информационного центра, отражавшего интеллектуальные интересы и картину мира хозяина дома. В XX в., несмотря на атеистические гонения, красный угол сохранил и расширил статус информационного и коммуникативного центра, «отвечавшего» за связь не только с сакральным, но и с «земным» миром за счет расположения там радио, а позже и телевизора, а также всей ценной для хозяев информации (от Псалтыри и Библии до врачебных рецептов и тетрадей с заговорами).
Список литературы
1. Агапкина Т. А. Символика освоенного пространства: угол // Пространство и время в языке и культуре / Под ред. С. Толстой. М.: Индрик, 2011. С. 13–53.
2. Агапкина Т. А. Угол // Этнолингвистический словарь «Славянские древности / Под ред. Н. Толстого. М.: Международные отношения. 2016. Т. 5. С. 341–345.
3. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983.
4. Безрогов В. Г. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России (на материалах воспоминаний о детстве) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 130–162.
5. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. С. 105–109.
6. Герберштейн С. Записки о Московитских делах. СПб.: Издательство А. С. Суворина, 1908.
7. Криничная Н. А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам) // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. С. 28–42.
8. Кучумова А. С. Красный угол: положение в пространстве (location) как семантический признак вещи // «Русский фольклор в современных записях». [http://www.folk.ru/Research/kuchumova_krasny_ugol.php, доступ от 22.12.2023].
9. Материалы фольклорной экспедиции РГГУ в Самойловский р-н Саратовской обл. 2012–2019 гг.
10. Мьеж Г. Описание Московии при реляциях графа Карлейля // Историческая библиотека. СПб., 1879. № 5. С. 1–46.
11. Мороз А. Б. Божница и окно: семиотические параллели // Слово и культура / Под ред. Т. Агапкиной. М.: Индрик, 1998. Т. 2. С. 114–125.
12. Мороз А. Б. Красный угол без иконы // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве / Сост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013. С. 117–125.
13. Олеарий А. Описание путешествия в Московию, через Московию в Персию и обратно. СПб.: Издательство А. С. Суворина. 1906.
14. Перри Д. Состояние России при нынешнем царе // Чтения императорского общества истории и древностей Российских. М., 1871. № 1.
15. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева / Под ред. И. И. Шангиной, Е. Л. Мадлевской. СПб.: Деловая полиграфия. 2004. Т. 1. Костромская и Тверская губернии.
16. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Казанская губерния / Под ред. Д. А. Баранова, И. И. Шангиной. Казань: Центр русского фольклора. 2017. Т. 9. Спасский и Лаишевский уезды.
17. Слудняков А. О. О времени распространения красного угла в крестьянских избах Северо-Запада России // Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона / Сост. О. Илюха. Петрозаводск, 2005. С. 254–260.
18. Слудняков А. О. Стол и красный угол в интерьере крестьянской избы Северо-Запада России и Верхнего Поволжья // Этнографическое обозрение. 2006. № 5. С. 86–100.
19. Степанов А. В. Опыт прагматической интерпретации пространства севернорусской избы: шолныша // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 194–215.
20. Таирова-Яковлева Т. Г. Повседневная жизнь, досуг и традиции казацкой элиты украинского Гетманства. СПб.: Алетея. 2018.
21. Фольклорный архив Санкт-Петербургского государственного университета и АНО «Пропповский центр».
22. Цеханская К. В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2004.
23. Чистов К. В. Традиция и вариативность // Советская этнография. 1983. № 2. С. 14–22.
24. Шенников А. А. Двор крестьян Неудачки Петрова и Шестачки Андреева. Как были устроены усадьбы русских крестьян в XVI веке. СПб.: Б. и., 1993.
Рецензия
Для цитирования:
Левкиевская Е.Е. Красный угол в крестьянском жилище: сакральные, информационные и коммуникативные функции. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(3):183-203. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-183-203
For citation:
Levkievskaya E.E. Sacred Corner in a Peasant’s Dwelling: Sacred, Informational and Communicative Functions. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(3):183-203. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-183-203