Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Мусульмане Атбасара на страницах татарской печати: между вызовами современности и региональным контекстом

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-226-259

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития города Атбасара в освящении татарской печати. Этот маленький город, расположенный в северной части Казахской степи, привлек в 1906 году внимание двух влиятельных татарских газет «Вакыт» и «Ульфат». Между авторами газет возникла дискуссия. Ключевую роль в ней играл вопрос о том, как совместить подходы к решению местных проблем с вызовами современности (имперские реформы, реформа мусульманского образования, консолидация усилий татарской/тюркской нации и др.). Анализ языка публикаций (понятия, лексика, стиль), контекста, использование дополнительных источников (архивные материалы), показывают, что подобного рода дискуссии скорее отражали интересы определенных групп (реформаторы, редакторы газет, купцы) и особенности текущей конъюнктуры, а не стремление к детальному и комплексному анализу ситуации на месте. Мой основной вывод сводится к тому, что отдельные слова и аргументы участников дискуссии представляли собой скорее совокупность лингвистических стратегий, а не практических советов и предложений, связанных с поиском действенных шагов для решения конкретных проблем Атбасара. Таким образом, несмотря на внимание татарских газет и журналов к ситуации в Казахской степи, их подход к освещению действительности часто носил субъективный характер, что в свою очередь формировало у читателя искаженное представление о комплексе проблем в отдаленных регионах империи.

Об авторе

П. Шаблей
Костанайский филиал Челябинского государственного университета
Казахстан

Павел Шаблей — доцент

Костанай



Список литературы

1. Ақан сері Қорамсаұлы. Көкшетауда Науан молда мен Хамидолла ноғай молдасы бақас болғанда, Хамидоллаға Ақан серінің айтқаны // Ақан сері Қорамсаұлы, Үкілі Ыбырай Сандыбайұлы, Балуан Шолақ Баймырзаұлы. Шығармалары. Алматы: Нұрлы Пресс, 2014.

2. Амирханов Р. Татарская дореволюционная пресса (в контексте Восток — Запад). Казань: Татарское книжное издательство, 2002.

3. Атбасарская станица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. Т. 2. СПб: Типо-литогр. Ефрона, 1890. С. 413.

4. Ахунов А. Пока жандармы спят: Крупнейшая татарская газета начала ХХ века издавалась в Оренбурге // Восточный экспресс. 2001. № 32 [http://tatarica.narod.ru/world/language/aa_gazet.htm, доступ от 19.02.2022].

5. Брилева Д. С. Общественные дискуссии по вопросам социальных реформ в татарской прессе начала ХХ века (на материалах журнала «Шура» 1908–1917). Дисс. канд. истор. наук. Казань, 2012.

6. Бустанов А. К. Библиотека Зайнап Максудовой / отв. ред. А. А. Хасавнех, Ш. Ш. Шихалиев. М.: Национальный музей Республики Татарстан, 2019.

7. Валеева М. Г. Медресе Усмания // Дорога к храму: история религиозных учреждений г. Уфы. Уфа: Типография СПТУ № 1, 1993. С. 125–127.

8. Гарифуллин В. З., Сабирова Л. Р. Татарская журналистика: исторический опыт и перспективы развития // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. С. 54–61.

9. Гатин А. А. Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность. Дисс. канд. истор. наук. Казань, 2008.

10. Габдерәшит Ибраһим: фәнни-биографик җыентык. Төз.: М. Госманов, Ф. Галимуллин. Казан: Җыен, 2011.

11. Ильясов Ш. А. Деятельность административного аппарата в системе органов колониального управления Степного края (1891–1917 гг.). Диссертация доктора философии PhD. D. Караганда, 2017.

12. Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи): монография. Науч. ред. проф. С. В. Любичанковский. Оренбург: Оренбургский государственный аграрный университет, 2019.

13. Исхаков С. М. Первая русская революция и мусульмане Российской империи. М.: Социально-политическая мысль, 2007.

14. Кабульдинов З. Е. Об усилении миссионерской политики царизма в Казахстане в 80-е годы XIX века // Отан тарихы. 2017. № 3. С. 5–16.

15. Каратаев Б. Обзор материалов из истории колонизации казахского края в связи с восстанием казахов Оренбургского края в 1869 г. и в начале 1870-х гг. / сост. Б. С. Абенова. Алматы: АГПИ, 2006.

16. Катанаев Г. Е. Прииртышские казахи и казаки: история, хозяйство и быт. Астана: Алтын китап, 2007.

17. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: Исламский дискурс под русским господством. Перевод с немецкого И. Гилязова. Казань: Российский исламский университет, 2008.

18. Курбангали Халиди. Таварих-и хамса-и шарки. Казан, 1910.

19. Лысенко Ю. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Казахстане: вторая половина XIX — начало XX вв. Дисс. докт. истор. наук. Барнаул, 2011.

20. Малышева С. Профессионалки, «арфистки», «любительницы»: проститутки в российском провинциальном городе второй половины XIX — начала ХХ в. [https://tinyurl.com/5n7xpj7n, доступ от 19.02.2022].

21. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире. Перевод с турецкого З. Ф. Салахутдиновой. Казань: Иман, 2005.

22. Материалы по истории политического строя Казахстана. Т. 1. А.-А.: Изд-во Акад. наук КазССР, 1960.

23. Махмутов З. А. История татар Астаны (XIX — начало XXI в.). Казань: Татарское книжное издательство, 2017.

24. Махмутов З. А. История татар Кокшетау и Акмолинской области (XIX — начало XXI в.). Казань, 2019.

25. Моррисон А. Суфизм, панисламизм и информационная паника: Нил Сергеевич Лыкошин и последствия Андижанского восстания // Tartaria Magna. 2013. № 2. С. 42–87.

26. Обзор Акмолинской области за 1898 г. Омск: Типография Акмолинского областного правления, 1900.

27. Ремнев А. В. Российская империя и ислам в казахской степи (60–80-ее годы XIX в.) // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Вып. 32. М.: Наука, 2006. С. 238–277.

28. Ремнев А. В. Татары в Казахской степи: соратники и соперники Российской империи // Вестник Евразии. 2006. № 4. С. 5–36.

29. Себериялы Хөҗҗәт әл-Хәким Мәхмүдов. Ислах кютюбханеси. Ч. 1–2. Казан: Электро-типография «Миллят», 1914.

30. Субханбердина Ү. Қазақ халқының атамұралары: Мазмұндалған библиографиялық көрсеткіш. Алматы: Орталық ғылыми кітапхана, 1999.

31. Султангалиева Г. С. «Татарская» диаспора в конфессиональных связях казахской степи (XVIII–XIX вв.) // Вестник Евразии. 2000. № 4. С. 20–36.

32. Фәхреддин Р. Асар. 3 һәм 4 томнар. Казан: Рухият, 2010.

33. Хөҗҗәт әл-Хәким б. Дәут әл-Мәхмүди. Интикад ал-аквал би ал-тахкик фи таджвиз ал-никах би ал-таʻлик. Казан: Типо-литография императорского университета, 1901.

34. Христофоров В. С. Политический сыск и «мусульманский вопрос» начала ХХ в.: сбор и оценка информации о мусульманах Степного края // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 3. С. 183–190.

35. Шаблей П. С. Мусульмане города Тары и Казахская степь: социокультурные взаимодействия во второй половине XIX — начале XX в. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2021. № 11. Т. 1. С. 104–114.

36. Шаблей П. С. Кто гарант шариата? Правовые столкновения в Акмолинске в 1911 году // Ислам в России и Евразии (памяти Дмитрия Юрьевича Арапова): коллективная монография / Сост. и отв. ред. Т. В. Котюкова. СПб.: Алетейя, 2021. С. 189–216.

37. Шаблей П. С. Российская империя и мусульмане Семипалатинска: дисбаланс власти и неоднородные общества в конце XIX века // Ab Imperio. 2019. № 3. С. 47–87.

38. Bennigsen, A. et Lemercier-Quelquejay, Ch. (1964) La Presse et le Mouvement National: Chez Les Musulmans De Russe Avant 1910. Paris: Mouton.

39. Brophy, D. (2016) “New Method on the New Frontier: Islamic Reformism in Xinjiang, 1898–1917”, JESHO 59: 303–332.

40. Crews, R. (2006) For Prophet and Tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia. Cambridge, MA, London: Harvard University Press.

41. Frank, A., Usmanov, M. (2001) “Materials for the Islamic History of Semipalatinsk: Two manuscripts by Ahmad-Wali al-Qazani and Qurban-ʻAli Khalidi”, ANOR 11.

42. Garipova, G. (2013) The Transformation of the Ulama and the Shariʻa in the Volga-Ural Muslim Community under Russian Imperial Rule. A Dissertation of Doctor Philosophy. Princeton.

43. Ghïlmani S., Muminov, A., Frank, A. J., Nurmanova, A. (eds) (2018) Biographies of the Islamic Scholars of our Time. Vol. 2. English translation. Istanbul: IRCICA.

44. Khalid, A. (1999) Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia. Berkely: University of California Press.

45. Lazzerini, E. (1973) Ismail Bey Gasprinskii and Muslim Modernism in Russia, 1878–1914. Ph.D. Dissertation, University of Washington.

46. Meyer, J. (2014) Turks across Empire: Marketing Muslim Identity in the Russian-Ottoman Borderlands, 1856–1914. Oxford: Oxford university press.

47. Naganawa, N. (2017) Islamic Russia: Empire, Religion, and the Public Sphere, 1905–1917. Nagoya: Nagoya university press.

48. Naganawa, N. (2020) “Tatars and Imperialist Wars: from the Tsar’s Servitors to the Red Warriors”, Ab Imperio 1: 171–191.

49. Naganawa, N. (2018) “Designs for Dâr al-Islâm: Religious Freedom and the Emergence of a Muslim Public Sphere”, in R. A. Poole, P. W. Werth (eds) Religious Freedom in Modern Russia. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press.

50. Ross, D. (2020) Tatar Empire: Kazan’s Muslims and the Making of Imperial Russia. Indiana: Indiana University Press.

51. Shabley, P. (2021) “A Kazakh Muftiate or Orenburg Muslim Spiritual Assembly: The Shape of Public Opinion in the Expanses of the Empire (Second Half of the Nineteenth — Beginning of the Twentieth Century)”, Russian Studies in History 4: 292–309.

52. Steinwedel, Сh. (2001) “Making Social Groups, One Person at a Time: The Identification of Individual by Estate, Religious Confession, and Ethnicity in Late Imperial Russia” in J. Caplan, J. Torpey (eds) Documenting Individual Identity: The Development of State Practices in the Modern World, pp. 67–82. Princeton: Princeton University Press.

53. Tuna, M. (2015) Imperial Russia’s Muslims. Islam, Empire, and European Modernity, 1788–1914. Cambridge: Cambridge University Press.

54. Usmanova, D. (1996) “Tatarische Presse 1905–1918: Quellen, Entwicklungsetappen und Quantitative Analyses”, in M. Kemper, A. von Kügelgen, D. Yermakov (eds) Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th centuries. Vol. 1, pp. 239–278. Berlin: Klaus Schwarz Verlag.


Рецензия

Для цитирования:


Шаблей П. Мусульмане Атбасара на страницах татарской печати: между вызовами современности и региональным контекстом. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):226-259. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-226-259

For citation:


Shabley P. Muslims of Atbasar on the Pages of the Tatar Press: Challenges of Modernity and Regional Context. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):226-259. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-226-259

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)