Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Богохульство» на выставках современного искусства в России, или Почему искусство оскорбляет

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-137-174

Аннотация

В статье рассматриваются выставки современного искусства в России XXI века, вызвавшие обвинения в «богохульстве» и обширную общественную дискуссию и ставшие поводом для обращения в правоохранительные органы. В первой части статьи я ретроспективно покажу историю наиболее громких «богохульственных» выставок современного искусства в России, ставших прецедентами применения 282 статьи УК РФ в отношении художников, которые после кейса Pussy Riot, привели к внесению изменений в статью в Уголовном кодексе, ужесточающую наказание за оскорбление чувств верующих. Это, в свою очередь, дало верующим и радикальным националистическим и православным движениям основание обращаться в правоохранительные органы для инициирования проверок и привлечения к ответственности художников и акционистов. Во второй части статьи я подробнее остановлюсь на двух выставках, которые проходили в одном из наиболее консервативных российских государственных художественных музеев — Государственном Эрмитаже — выставке английских художников братьев Чепмен «Конец веселья» 2012 года и выставке бельгийского художника Яна Фабра «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты» 2016 года. С помощью концепции, предложенной голландским антропологом Дж. Веррипсом, я постараюсь рассмотреть, как недовольные выставкой концептуализировали свое возмущение и задетые чувства. А также как разные стороны (сотрудники Эрмитажа, православные верующие, прокуратура) оспаривали и обосновывали «богохульственный» характер выставок.

Об авторе

Ю. Н. Сенина
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия

Юлия Николаевна Сенина — младший научный сотрудник

Санкт-Петербург  



Список литературы

1. Александрова С. Народ против Яна Фабра? // Новый Мир Искусства. 2008. № 3(62). С. 25–27.

2. Барашков В. В. Основные тенденции эстетико-выразительной модернизации христианских религиозных образов в Европе начала XXI века // Религиоведение. 2018. № 2. С. 122–130.

3. Бу И. Выставочные проекты Яна Фабра в классических художественных музеях: аспекты диалога традиции и современности //Музей. Памятник. Наследие. 2018. № 1. 33–40.

4. Волошинов А. «Осторожно, религия!» — 20 лет спустя. Как разгром выставки ускорил политические преследования в России // Спектр [https://spektr.co/ostorozhno-religiya-20-let-spustya-kak-razgrom-vystavki-uskoril-politicheskiepresledovaniya-v-rossii/, доступ от 15.09.23].

5. Гомес К.‑Дж., Круглова Т. А. Феномен конфликтов вокруг искусства в контексте устройства современной публичной сферы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. Вып. 2. С. 268–280.

6. Гор Чахал. Диалог Церкви и современного искусства: европейский опыт // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 42(1). С 139–166.

7. Данилова А. А. О музейной репрезентации. Стратегии экспонирования современного искусства в мировой практике последних 20 лет: сравнения, интервенции, карамболяжи // Материалы международной научной конференции «Випперовские чтения 2018». М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2019. Вып. XLIX. Документы II Ватиканского Собора. М.: Paoline. 2004.

8. Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-пресс-Ц-Кучково поле, 2000.

9. Котломанов А. О. «Эрмитаж 20/21» и Чарльз Саатчи: история и предыстория сотрудничества // Искусство в современном мире. М.: Памятники исторической мысли, 2011. Вып. 4. С. 100–107.

10. Морозов Е. М. Реакция Церкви на современное искусство // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №. 44. С. 13–21.

11. Слезин А. А. Роль союза безбожников в реализации государственной политики в отношении религии (1924–1929 гг.) //Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. № 2. С. 85–90.

12. Тульпе И. А. Религиозное искусство: проблема взаимоотношения религии и искусства // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 245–254.

13. Узланер Д. Дело «Пусси райот» и особенности российского постсекуляризма //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 2 (31). С. 93–133.

14. Флорковская А. К. Религиозная тема в актуальном искусстве Москвы. 1990–2000- е // Художественная культура. 2020. № 4. С. 92–127.

15. Флорковская А. К. Религиозная тема и поиски современного искусства // Искусствознание. 2015. № 3–4. С. 428–438.

16. Barsalou, L. W. (2008) “Grounded cognition”, Annu. Rev. Psychol: 59: 617–645.

17. Beauviche, M., Van Den Dries, L. (2013) Jan Fabre: Esthetique du paradoxe. Paris.

18. Bernstein, A. (2013) “An Inadvertent Sacrifice: Body Politics and Sovereign Power in the Pussy Riot Affair”, Critical Inquiry 40(1): 220–241.

19. Bernstein, A. (2014) “Caution, Religion! Iconoclasm, Secularism, and Ways of Seeing in Post-Soviet Art Wars”, Public Culture 26(3): 419–448.

20. Chidester, D. (2005) Authentic Fakes: Religion and American Popular Culture. University of California Press.

21. Classen, C. (2002) The Colour of Angels: Cosmology, Gender and the Aesthetic Imagination. Routledge.

22. Irving, A. A. (2006) “Sense of Things to Come: On the Emergent Dialogue between Contemporary Art and Anthropology”, Senses and Society 3: 391–397.

23. “Jan Fabre. Knight of Despair / Warrior of Beauty”, Angelos [https://www.angelos.be/eng/exhibitions/jan-fabre-knight-of-despair-warrior-of-beauty, accessed on 19.09.2023].

24. Jencks, C. (2000) “The Spectacular Museum — the Museum Between Cathedral and Shopping Center. Facing Contradictions”, Pinakoteka 12: 4–15.

25. Joy, A., Sherry, J. F. (2003) “Speaking of Art as Embodied Imagination: A Multisensory Approach to Understanding Aesthetic Experience”, Journal of Consumer Research 30: 259–283.

26. Julius, A. (2003) Transgressions: The Offences of Art. University of Chicago Press.

27. Merback, M. B. (1999) The Thief, the Cross, and the Wheel: Pain and the Spectacle of Punishment in Medieval and Renaissance Europe. University of Chicago Press.

28. Prozorov, S. (2014) “Pussy Riot and the Politics of Profanation: Parody, Performativity, Veridiction”, Political Studies 62(4): 766–783.

29. Raskin, V. (1985) Semantic Mechanisms of Humor. Dordrecht: Reidel.

30. Schwebel, H. (1997) “Kunst und Religion zwischen Moderne und Postmoderne“, Kunst und Religion. Jahrbuch der Religionspädagogik. Band 13.

31. Verrips, J. (2008) “Offending Art and the Sense of Touch”, Material Religion. Thу Journal of Objects, Art and Belief 4(2): 204–225.


Рецензия

Для цитирования:


Сенина Ю.Н. «Богохульство» на выставках современного искусства в России, или Почему искусство оскорбляет. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(4):137-174. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-137-174

For citation:


Senina J.N. «Blasphemy» in Contemporary Art Exhibitions in Russia, or Why Art Offends. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(4):137-174. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-137-174

Просмотров: 213


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)