Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Павший герой пишет письмо в будущее: о разных голосах в советских коммеморативных практиках 1960-х годов

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-76-108

Аннотация

В статье рассматриваются примеры советских гражданских ритуалов 1960‑х годов, в которых погибший на фронте солдат наделялся личным голосом для обращения к живым. В атеистическом государстве голоса мертвых должны были быть очевидной условностью, своего рода театральным приемом, но формат советской коммеморативной драмы не предполагал возможности артикуляции этой условности. Основным сюжетом статьи стала история трех писем в будущее, созданных для новороссийской «капсулы времени» 1967 года. Письма были написаны членами подросткового клуба «Шхуна ровесников» от имени подростков, ушедших добровольцами на войну и погибших на фронте. Эти тексты должны были служить медиатором между уже умершими комсомольцами 1940‑х годов и еще не родившимися подростками 2010‑х. Статья рассматривает их как пример ритуальной речи. Опираясь на теорию «социального голоса» Ирвина Гофмана, авторы помещают практики говорения от имени мертвых в более широкий контекст практик государственной политики памяти 1960‑х годов, строившейся на освоении живыми идеи своего неоплатного долга перед мертвыми.

Об авторах

Е. К. Малая
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия

Елена Константиновна Малая 

Санкт-Петербург



С. А. Штырков
Европейский университет в Санкт-Петербурге ; CNRS-EPHE-PSL
Россия

Сергей Анатольевич Штырков — ассоциированный сотрудник; научный сотрудник — ассоциированный сотрудник

Санкт-Петербург;  Париж, Франция 



Список литературы

1. Болтунова Е. «Пришла беда, откуда не ждали»: как война поглотила революцию // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. № 6. С. 109–128.

2. Буравкин В. «Сага о Шхуне». Прозаическое сказание. Новороссийск: Одиссей, 2015.

3. Васинский А. День памяти // Известия. № 40. 16 февраля 1968. С. 6. «Великая книга дня...»: радио в СССР: документы и материалы / Сост. Т. М. Горяева. М.: РОССПЭН, 2007.

4. Веселкова Н., Вандышев М., Прямикова Е. Продолженное настоящее: капсулы времени как социальная практика и метод исследования // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2023. № 15(1). С. 4–32.

5. Габович М. Памятник и праздник: этнография Дня Победы // Памятник и праздник: этнография Дня Победы / Под. ред. М. Габовича. СПб.: Нестор-История, 2020. С. 8–26.

6. Генкин Д. Массовые праздники. Учебное пособие для институтов культуры. М.: Просвещение, 1975.

7. Димке Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия 1960-х годов. М.: Common place, 2018.

8. Димке Д. В. Юные коммунары, или Крестовый поход детей: между утопией декларируемой и утопией реальной // Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е) / Сост. И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 360–397.

9. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. Келли К. Товарищ Павлик: взлет и падение советского мальчика-героя. М.: НЛО, 2009.

10. Козлов Д. С. Неофициальные группы советских школьников 1940–1960-х гг.: типология, идеология, практики // Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е) / Сост. И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 451–494.

11. Малая Е. К. Капсула времени и прогулки на Марс: об инструментах колонизации будущего // Неприкосновенный запас. 2023. № 4(150). С. 14–34.

12. Маслинский К. Взрослый язык детской литературы оттепели // Новое литературное обозрение. 2021. Т. 170. № 4. С. 45–61.

13. Мельникова Е. А. Руками народа: следопытское движение 1960–1980-х гг. в СССР // Антропологический форум. 2018. № 37. С. 20–53.

14. Надточий Э. Тимур и его arcana: социально-антропологическое значение советской «революции детства» в 1920–30-е годы//Социология власти. 2014. № 3. С. 81–98.

15. Нерар Ф.‑К., Дворкин А. «Но разве от этого легче?» Критические заметки о мероприятиях в Память о Великой отечественной войне в Санкт-Петербурге // Памятник и праздник: этнография Дня Победы / Под. ред. М. Габовича. СПб.: Нестор-История, 2020. С. 62–80.

16. Письмо второе // Новороссийский рабочий. № 164. 18 августа 1967. С. 3.

17. Подыма К. И. Счастливого плавания, «Шхуна ровесников»! М.: Детская литература, 1975.

18. Полетаев Л. Минута молчания // Правда. № 129. 9 мая 1970. С. 6.

19. Попов А. Д. «С памятью в сердце»: патриотическое воспитание и мемориальные традиции в городах-героях Севастополь, Керчь и Новороссийск (1950–1980-е гг.) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. 2019. Т. 5(71). № 4. С. 80–90.

20. Прохоров А. Унаследованный дискурс: парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели», СПб.: Академический проект, 2007.

21. Рябкин А. Шхуна романтиков // Смена. № 17. Сентябрь 1968 г. С. 10–13. Шхуна ровесников // Новороссийский рабочий. № 218. 5 ноября 1965 г. С. 3.

22. Юдкина А. Б. «Памятник без памяти»: первый Вечный огонь в СССР // Неприкосновенный запас. 2015. № 101. С. 112–134.

23. Юдкина А. Б. Могила Неизвестного солдата в советском мемориальном ландшафте // Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 256–279.

24. Astuti, R. (2007) “What Happens After Death?”, in R. Astuti, J. Parry, Ch. Stafford (eds) Questions of Anthropology, pp. 227–247. Oxford: Berg.

25. Dahlin, J. (2017) “‘No one is Forgotten, Nothing is Forgotten’: Duty, Patriotism, and the Russian Search Movement”, Europe‑Asia Studies 69(7): 1070–1089.

26. Davis, A. (2015) The Myth of Malaia Zemlia: Remembering World War II in Brezhnev’s Hero‑city, 1943–2013. Doctoral dissertation, UCL (University College London).

27. Davis, A. (2018) Myth Making in the Soviet Union and Modern Russia: Remembering World War Two in Brezhnev’s Hero City. London: I. B. Taurus.

28. Endres, K., Lauser, A. (2011) “Contests of Commemoration: Virgin War Martyrs, State Memorials, and the Invocation of the Spirit World in Contemporary Vietnam”, in K. W. Endres and A. Lauser (eds) Engaging the Spirit World: Popular Beliefs and Practices in Modern Southeast Asia, pp. 121–143. New York and Oxford: Berghahn.

29. Gabovitsch, M. (2021) “Victory Day before the Cult: War Commemoration in the USSR, 1945–65”, in D. L. Hoffman (ed.) The Memory of the Second World War in Soviet and Post‑Soviet Russia, pp. 64–85. London, New York, Routledge.

30. Harris, A. (2011) “The Lives and Deaths of a Soviet Saint in the Post-Soviet Period: The Case of Zoia Kosmodem’ianskaia”, Canadian Slavonic Papers 53(2–4): 273–304.

31. Keane, W. (1997) “Religious Language”, Annual Review of Anthropology 26: 47–71.

32. Keane, W. (2000) “Voice”, Journal of Linguistic Anthropology 9(1–2): 271–273.

33. Konkka, O. (2022) “Teaching and Remembering the Great Patriotic War in Soviet Schools”, in D. L. Hoffman (ed.) The Memory of the Second World War in Soviet and Post‑ Soviet Russia, pp. 86–106. London, New York, Routledge.

34. Lempert, M. (2015) “Discourse and Religion”, in D. Tannen, H. E. Hamilton, and D. Schiffrin (eds) The Handbook of Discourse Analysis, 2nd ed., pp. 902–919. Malden, MA: Wiley Blackwell.

35. Mosse, G. L. (1990) Fallen Soldiers: Reshaping the Memory of the World War. New YorkCambridge: Oxford University Press.

36. Nelson, J. (2003) “Social Memory as Ritual Practice: Commemorating Spirits of the Military Dead at Yasukuni Shinto Shrine”, Journal of Asian Studies 62 (2): 443–467.

37. Tumarkin, N. (2003) “The Great Patriotic War as Myth and Memory”, European Review 11(4): 595–611.

38. Tumarkin, N. (1994) The Living & the Dead: the Rise and Fall of the Cult of World War II in Russia. New York: Basic Books.

39. Weiner, A. (2001) Making Sense of War: The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton, NJ, & Oxford: Princeton University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Малая Е.К., Штырков С.А. Павший герой пишет письмо в будущее: о разных голосах в советских коммеморативных практиках 1960-х годов. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(4):76-108. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-76-108

For citation:


Malaia E.K., Shtyrkov S.A. The Fallen Hero Writes a Letter to the Future: On Different Voices in Soviet Commemorative Practices of the 1960s. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(4):76-108. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-76-108

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)