Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Семейные отношения исламских фундаменталистов: архаизация или модернизация?

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-4-163-185

Аннотация

Статья посвящена влиянию исламских фундаменталистских взглядов на семейные отношения. Основной поставленный в статье исследовательский вопрос состоит в том, можно ли считать, что исламский фундаментализм способствует закреплению традиционализма в семейных отношениях, либо, напротив, ведет к их модернизации. Проводимый анализ основывается на двух основных источниках. Во-первых, на результатах длительных полевых исследований исламской фундаменталистской среды на Северном Кавказе, а также в зарубежных мигрантских сообществах выходцев из российских регионов. Во-вторых, на данных интернет-опросов мусульман — дагестанцев, чеченцев и ингушей. Исследование продемонстрировало, что, несмотря на общность религиозных первоисточников, различные группы исламских фундаменталистов очень по-разному понимают требования религии в отношении семейной жизни. Соответственно, фундаменталистская семья может строиться на сугубо архаичных принципах, воплощая жесткие поколенческие и гендерные иерархии, практикуя семейное насилие. А может приближаться к консервативной модели современной семьи, где, хотя и существует определенное гендерное неравенство и гендерное разделение функций, женщины имеют возможность получать образование и работать, в браке супруги ищут душевной близости, а отношения с детьми основываются на взаимопонимании. Возможно также смешение архаичных и современных элементов: так, отношения между супругами могут строиться на гендерном равноправии, а в воспитании детей родители в большей мере могут ориентироваться на традиционные подходы. Кроме того, не все в организации семейной жизни определяется религией, также играют роль этнические традиции, социальная среда, влияние родительской семьи.

Об авторе

И. Стародубровская
Центр региональных исследований и урбанистики Института прикладных экономических иссле­дований РАНХиГС; Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара
Россия

Ирина Стародубровская — ведущий научный сотрудник;

руководитель направления «Политическая экономия и региональное развитие»

Москва



Список литературы

1. Варшавер Е., Стародубровская И. Кто и почему в Дагестане оправдывает насилие? Сравнительный анализ ценностных профилей дагестанских исламских религиозных групп// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 3(35). С. 202–233.

2. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. С-Пб: Петербургское Востоковедение, 2001.

3. Павлова О.С. Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета. М.: Форум, 2012.

4. Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. M.: OOO «Сам Полиграфист», 2013.

5. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX–XX в.), М.: Наука, 1983.

6. Стародубровская И.В. Кризис традиционной северокавказской семьи в постсоветский период и его социальные последствия //Журнал исследований социальной политики. 2019. № 1(17). С. 39–56.

7. Guilmoto, C. Z . (2015) “The masculinization of births: Overview and current knowledge”, PopulationE 70(2):183–244.

8. Karpov, Yu. Yu. (2001) Zhenskoe prostranstvo v kulture narodov Kavkaza [Women’s Space in the Culture of the Caucasus peoples]. S.-Pb.: Peterburgskoye Vostokovedenie.

9. Kazenin, K. (2021) “Son Preference, Gender Asymmetries and Parity Progressions: The Case of Kyrgyzstan,” Asian Population Studies, DOI: 10.1080/17441730.2021.1992858

10. Molodikova, I., Watt, A. (2014) Growing Up in the North Caucasus. Society, Family, Religion and Education. London: Routledge.

11. Pavlova, O. S. (2012) Ingushskii etnos na sovremennom etape: cherty sotsialnopsikhologicheskogo portreta [Ingush Ethnic Group in the Current Conditions: Features of the Socio-Psychological Portrait]. M.: Sam Poligraphist.

12. Pavlova, O. S. (2013) Chechenskii etnos segodnya: cherty sotsialnopsikhologicheskogo portreta [Chechen Ethnic Group Today: Features of the Socio-Psychological Portrait]. M.: Sam Poligraphist.

13. Smirnova, Ia. S. (1983) Sem’ia i semejnyi byt narodov Severnogo Kavkaza (vtoraia polovina XIX–XX vek [Family and Household of the Peoples of the North Caucasus (Second Half of the 19th — 20th Centuries]. M.: Nauka.

14. Starodubrovskaya, I. (2019) “Krisis traditsionnoi severokavkazskoi sem’i v postsovetskii period i ego sotsialnye posledstviia” [The crisis of the traditional North Caucasus family in the post-soviet period and its social consequences], Zhurnal issledovanii sotsialnoy politiki 1(17): 39–56.

15. Varshaver, E., Starodubrovskaya, I. (2017) “Kto i pochemu v Dagestane opravdivaet nasilie? Sravnitelnyi analiz tsennostnih profilei dagestanskikh islamskikh religioznikh grup” [Who justifies violence in Dagestan and why? A comparative analysis of value profiles of Muslim religious groups in Dagestan], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 3(35): 202–233.


Рецензия

Для цитирования:


Стародубровская И. Семейные отношения исламских фундаменталистов: архаизация или модернизация? Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(4):163-185. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-4-163-185

For citation:


Starodubrovskaya I. Family Relations Among Islamic Fundamentalists: Archaicization or Modernization? State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(4):163-185. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-4-163-185

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)