«Наука, рациональное мышление, разум отвергаются»: постсоветское антисектантское движение между контркультизмом и антикультизмом
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-22-48
Аннотация
Статья посвящена акторам «антисектантского» движения в постсоветской России, а точнее, их риторике, направленной против новых религиозных движений, и тем ценностям, защитой которых они обосновывают свои действия и высказывания. В тексте обозначаются примеры такой риторики в имперской, советской и постсоветской России с фокусом на основаниях, которые позволяли тем или иным героям и структурам выступать против различных религиозных организаций. Затем обсуждается современное состояние движения и ключевые организации и личности внутри него, а также специфика тех ценностей, которые его акторы декларативно защищают. В статье также делаются предположения о причинах и механизмах формирования того варианта антисектантской риторики, который сложился в постсоветской России. Кроме того, в тексте описываются основания, позволяющие авторам рассуждать о существовании в постсоветской России единого антисектантского поля, акторы которого, независимо от наличия или отсутствия аффилиации с религиозными институтами, продуцируют схожую риторику, центром которой оказывается необходимость защиты границ светского сакрального от посягательств критикуемых ими религиозных движений.
Об авторах
С. Т. ДроздовРоссия
Степан Тимофеевич Дроздов — младший научный сотрудник
Санкт-Петербург
М. Р. Масагутова
Россия
Мария Рустэмовна Масагутова — старший преподаватель; младший научный сотрудник
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ; РГГУ, 2010.
2. Белякова Н. «Долго же нас попы дурачили!» Богохульство, святотатство и насилие в Советской России // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. № 44. С. 101–137.
3. Буткевич Т. Русские секты и их толки. М.: Центрполиграф, 2018.
4. Гордус М. Антикультовое движение: исторический обзор // Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 2. С. 11–15.
5. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: ООО Издательство «Христианская библиотека», 2014.
6. Дроздов С. Non diis curae: риторика и практики естественного наказания за святотатство // Этнографическое обозрение. 2023. № 2. С. 134–152.
7. Дубровский М. Черный отец и желтые братцы (Иоанн Кронштадтский, Иван Чуриков, Анисим Смирнов). М.: Безбожник, 1930.
8. Дюран Д. Коммунизм своими руками: образ аграрных коммун в Советской России 1920-х годов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010.
9. Зыгмонт А. Негативная антропология «Сектанта» в современном российском антикультизме // Религиоведческие исследования. 2018. № 18. С. 61-80.
10. Иеромонах Вениамин. Подмена христианства. СПб.: типография «Колокол», 1911.
11. Кантеров И. «Деструктивные, тоталитарные» и далее везде// Религия и право. 2002. № 1. С. 27–29.
12. Клибанов А. Религиозное сектантство и современность. М.: Наука, 1969.
13. Красиков П. На церковном фронте. М.: Юриздат, 1923. Крестьянинов А. «Отступничество в раскол» в Казанской епархии: старообрядцы в приходской жизни русской деревни // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 116–148.
14. Кузинер И. Милленаристы, капиталисты, кооператоры: позднеимперский и раннесоветский опыт старообрядцев-странников // Ab Imperio. 2021. Т. 2. С. 25–59.
15. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
16. Никольская Т. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009.
17. Обращение Наркомзема РСФСР «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и заграницей». 5 октября 1921 г. // ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 2. Д. 8. Л. С. 84–85.
18. Панченко А. «Религиозные инфекции» и «духовные калеки»: Тема детства в советской атеистической пропаганде 1960-х гг. // «Убить Чарскую…»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е — 1930-е гг.) / Сост. и ред. М. Р. Балина, В. Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 310–329.
19. Панченко А. «Старые секты» на новый лад: Проблемы и перспективы изучения русских религиозных диссидентов XVIII–XX вв. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 3(38). С. 7–37.
20. Пругавин А. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством: к вопросу о веротерпимости. М.: Посредник, 1905.
21. Barker, E. (1986) “Religous Movements: Cult and Anticult Since Jonestown”, Annual Review of Sociology 12: 329–346.
22. Barker, E. (1995) “The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking!”, Journal for the Scientific Study of Religion 34(3): 287–310.
23. Clay, J. (2019) “Orthodox Missionaries and ‘Orthodox Heretics’ in Russia, 1886–1917”, in R. Geraci (ed.) Of Religion and Empire: Missions, Conversion, and Tolerance in Tsarist Russia, pp. 38–69. NY: Cornell University Press.
24. Hadden, J. (1997) “New Religious Movements Lectures: The Anti-Cult Movement”, Course Lecture in University of Virginia, Department of Sociology https://www.wabashcenter.wabash.edu/syllabi/h/hadden/soc257/syllabus.htm, accessed on 19.10.2023].
25. Introvigne, M. (1995) “The Secular Anti-Cult and the Religious Counter-Cult Movement: Strange Bedfellows or Future Enemies?”, in E. Towler (ed.) New Religions and the New Europe, pp. 32–54. Aaarhus, Oxford, Oakvill: Aarhus University Press.
26. Shterin, M. et Richardson, J. (2000) “Effects of the Western Anti-Cult Movement on Development of Laws Concerning Religion in Post-Communist Russia”, Journal of Church and State 42(2): 247–271.
Рецензия
Для цитирования:
Дроздов С.Т., Масагутова М.Р. «Наука, рациональное мышление, разум отвергаются»: постсоветское антисектантское движение между контркультизмом и антикультизмом. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(4):22-48. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-22-48
For citation:
Drozdov S.T., Masagutova M.R. “Science, Rational Thinking, and Reason are Rejected”: the Post-Soviet Anti-Sectarian Movement Between Countercultism and Anti-cultism. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(4):22-48. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-4-22-48