Ориша в кубинской сантерии: от ритуальной площадки к музею и обратно
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-168-211
Аннотация
В статье на основе полевой работы автора на Кубе в 2013–2016 гг. исследуются способы визуализации и шире — материализации ориша, божеств афро-кубинского культа сантерия (регла лукуми, регла де оча-ифа). Проанализировав контексты и модели материализации духовных агентов, а также практики взаимодействия с ними, мы рассматриваем их историческую динамику и связь с определенными дискурсами и идеологическими нарративами. В центре внимания — середина 2010-х гг., время, которое характеризуется интересными процессами в кубинской культуре и общественной жизни — в частности, появлением ощутимых результатов начавшегося в 1990-е гг. изменения отношения и к религии, и к африканскому наследию.
Ключевые слова
Об авторе
О. ХристофороваРоссия
Ольга Христофорова — профессор
Москва
Список литературы
1. Александренков Э. Г. Стать кубинцем: Проблемы формирования этнического самосознания (XVI–XIX вв.). М.: ИЭА РАН, 1998.
2. Александренков Э. Г. Присвоение элементов культуры (на примере колониальной Кубы) // Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития / Отв. ред. А.А. Истомин. М.: ИЭА РАН, 1999.
3. Вайт В. Путь Ифа. Книга 1. Основы традиционной африканской религиозно-магической традиции Йоруба Ифа и Ориша. М.: Велигор, 2013.
4. Данненберг А. Н. Кубинская сантерия: опыт религиозного синкретизма //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 150–160.
5. Данненберг А. Н. Религии переходного типа (на материале афро-кубинского религиозного синкретизма) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С. 144–151.
6. Данненберг А. Н. Религия на Кубе: философско-религиоведческий анализ. М.: ИД «Дело», 2014.
7. Канизарес Р. Кубинская сантерия. Жизнь и духовные традиции афроамериканцев. М.: ГРАНД, ФАИР-ПРЕСС, 2005.
8. Кофман А.Ф. Африканский элемент в культуре Латинской Америки //Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе / Отв. ред. Р. Н. Исмагилова. М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 1996. С. 254–281.
9. Лаврецкий И.Р. Боги в тропиках. Религиозные культы Антильских островов. М.: Наука, 1967.
10. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: БСЭ, 1998.
11. РэдклиффБраун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М: Восточная литература РАН, 2001.
12. Aleksandrenkov, E. G. (1998) Stat’ kubintsem: Problemy formirovaniia etnicheskogo samosoznaniia (XVI–XIX vv.) [Becoming a Cuban: Problems in the formation of ethnic self-consciousness (16th–19th centuries)]. Moscow: IEA RAN.
13. Aleksandrenkov, E.G. (1999) “Prisvoenie elementov kul’tury (na primere kolonial’noi Kuby)” [Appropriation of elements of culture (on the example of colonial Cuba)], in A. A. Istomin (ed.) Naselenie Novogo Sveta: problemy formirovaniia i sotsiokul’turnogo razvitiia. Moscow: IEA RAN.
14. Bascom, W. R. (1944) “The Sociological Role of the Yoruba Cult-Group”, American Anthropologist. New Series 46(1/2): 1–75.
15. Bascom, W. R. (1950) “The Focus of Cuban Santeria”, Southwestern Journal of Anthropology 6(1): 64–68.
16. Bascom, W. R. (1969) Ifa Divination: Communication Between Gods and Men in West Africa. Indiana University Press.
17. Bascom, W. R. (1972) Shango in the New World. Austin: University of Texas Press.
18. Bascom, W. R. (1980) Sixteen Cowries. Yoruba Divination from Africa to the New World. Indiana University Press.
19. Bastide, R. (1958) Le candomblé de Bahia. Paris: Mouton.
20. Betancourt, V. (1995) El Babalawo: Medico tradicional. Habana: Pagina Regional.
21. Bolivar, N. (1990) Los Orishas en Cuba. Habana: Ediciones Unión.
22. Brown, D.D. (1994) Umbanda: Religion and Politics in Urban Brazil. Columbia University Press.
23. Brown, D. H. (2003) Santeria Enthroned: Art, Ritual, and Innovation in an AfroCuban Religion. University of Chicago Press.
24. Cabrera, L. (1974) Yemaya i Ochun: Kariocha, iyalorichas y olorichas. Madrid: Ediciones C.R.
25. Capone, S. (2010) Searching for Africa in Brazil. Power and Tradition in Candomblé. Duke University Press.
26. Carneiro, E. (1937) The Structure of African Cults in Bahia. Rio de Janeiro: Civilzacao Brasileira.
27. Chao G. (2008) El baile de y para los orishas en el tambor de Santo. Playa, Cuba: Ediciones Adagio.
28. Dannenberg, A.N. (2011) “Kubinskaia santeriia: opyt religioznogo sinkretizma” [Cuban Santeria: Experience of Religious Syncretism], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 2: 150–160.
29. Dannenberg, A.N. (2011) “Religii perekhodnogo tipa (na materiale afro-kubinskogo religioznogo sinkretizma)” [Religions of the transitional type (based on the Afro-Cuban religious syncretism], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 3- 4: 144–151.
30. Dannenberg, A.N. (2014) Religiia na Kube: filosofskoreligiovedcheskii analiz [Religion in Cuba: A philosophical and religious analysis]. Moscow.: ID «Delo».
31. Engelke, M. (2007) “Clarity and Charisma: On the Uses of Ambiguity in Ritual Life”, in M. Engelke, M. Tomlinson (eds) The limits of meaning: Case studies in the anthropology of Christianity, pp. 63–83. Oxford: Berghahn Books.
32. Herskovits, M. J. (1937) “African Gods and Catholic Saints in New World Negro Belief”, American Anthropologist. New Series 39(4/1): 635–643.
33. Herskovits, M. J. (196) The New World Negro. Bloomington: Indiana University Press.
34. Garcia-Cortez, J. (1980) Pataki: Leyendas y misterios de los orishas Africanos. Miami: Ediciones Universal.
35. Johnson, P. Ch. (2002) Secrets, Gossip, and Gods: The Transformation of Brazilian Candomblé. Oxford University Press.
36. Kanizares, R. (2005) Kubinskaia santeriia. Zhizn’ i dukhovnye traditsii afroamerikantsev [Cuban Santeria. Life and spiritual traditions of Afro-Americans]. Moscow: GRAND, FAIR-PRESS.
37. Keane, W. (2003) “Semiotics and the Social Analysis of Material Things”, Language & Communication 23(3–4): 409–425.
38. Khristoforova, O.B. (2019) “All of Them Are Our Ancestors: African and European Elements in Cuban Religion”, in D.M. Bondarenko, M.L. Butovskaya (eds) The Omnipresent Past. Historical Anthropology of Africa and African Diaspora. Moscow: LRC Publishing House, pp. 339–368.
39. Kofman, A.F. (1996) Afrikanskii element v kul’ture Latinskoi Ameriki [African element in the culture of Latin America], in R.N. Ismagilova (ed) Kul’tury Afriki v mirovom tsivilizatsionnom protsesse, pp. 254–281. Moscow: Izd. firma «Vost. lit.».
40. Lachatanere, R. (2007) El sistema religioso de los afrocubanos. Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 2007.
41. Lavretskii, I. R. (1967) Bogi v tropikakh. Religioznye kul’ty Antil’skikh ostrovov [Gods in the tropics Religious cults of the Antilles]. Moscow: Nauka.
42. Lindquist, G. (2006) Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary Russia. New York; Oxford: Berghahn Books.
43. Mann, K., Bay, E. G. (eds) (2001) Rethinking the African diaspora: The Making of a Black Atlantic World in the Bight of Benin and Brazil. London and Portland, OR: Frank Cass.
44. Matory, J.L. (2005) Black Atlantic Religion: Tradition, transnationalism, and matriarchy in the AfroBrazilian Candomblé. Princeton University Press.
45. Menendez L. (2002) Rodar el coco: Proceso de cambio ea la santeria. Habana: Editorial de Ciencias Sociales.
46. Metraux, A. (1959) Voodoo in Haiti. Oxford University Press.
47. Meyer, B. (2011) “Mediation and Immediacy: Sensational Forms, Semiotic Ideologies and the Question of the Medium”, Social Anthropology 19(1): 23–39.
48. Nunes, L.M. (1992) Santeria. A Practical Guide to AfroCaribbean Magic. Woodstock: Spring Publications.
49. Omari-Tunkara, M. S. (2005) Manipulating the Sacred: Yorùbá Art, Ritual, and Resistance in Brazilian Candomblé. Wayne State University Press.
50. Ortiz, F. (1906) Hampa afrocubana. Los negros brujos. Madrid: Librería de Fernando Fe.
51. Ortiz, F. (1950) La africania de la musica folklorica de Cuba. Habana: Ministerio de Educación, Dirección de Cultura.
52. Ortiz, F. (1984) Ensayos etnograficos. Habana: Editorial de ciencias sociales.
53. Radcliffe-Brown, A. R. (2001) Struktura i funktsiia v primitivnom obshchestve. Ocherki i lektsii. [Structure and function in primitive society. Essays and lectures]. Moscow: Vostochnaia literatura RAN.
54. Robaina, T.F. (2008) Hablen paleros y santeros. Habana: Editorial de Ciencias Sociales.
55. Sansi, R. (2009) Fetishes and Monuments: AfroBrazilian Art and Culture in the 20th century. New York, Oxford: Berghahn Books.
56. Tishkov, V.A. (ed) (1998) Narody i religii mira: Entsiklopediia [Peoples and Religions of the World: An Encyclopedia]. Moscow: BSE.
57. Voeks, R.A. (1997) Sacred Leaves of Candomble: African Magic, Medicine, and Religion in Brazil. Austin: University of Texas Press.
58. Wafer, J. (1991) The Taste of Blood: Spirit Possession in Brazilian Candomblé. University of Pennsylvania Press.
59. Wedel, J. (2004) Santeria Healing: A Lourney into the AfroCuban World of Divinities, Spirits, and Sorcery. Gainesville: University Press of Florida.
60. White, V. (2013) Put’ Ifa. Kniga 1. Osnovy traditsionnoi afrikanskoi religioznomagicheskoi traditsii Ioruba Ifa i Orisha [Ifa path. Book 1. Fundamentals of the traditional African religious and magical tradition of Yoruba Ifa and Orishas]. Moscow: Veligor.
61. Wirtz, K. (2007) Ritual, Discourse, and Community in Cuban Santeria. Gainesville: University Press of Florida.
62. Wirtz, K. (2014) Performing AfroCuba: Image, Voice, Spectacle in the Making of Race and History. Chicago, London: University of Chicago Press.
Рецензия
Для цитирования:
Христофорова О. Ориша в кубинской сантерии: от ритуальной площадки к музею и обратно. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(3):168-211. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-168-211
For citation:
Khristoforova O. Orisha in Cuban Santeria: From the Ritual Site to the Museum and Back Again. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(3):168-211. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-168-211