«Две Африки»: отражение конфликта идентичностей в текстах Аврелия Августина
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-36-58
Аннотация
В статье рассматриваются религиозные и культурные процессы в Северной Африке эпохи поздней Античности. Преимущественно на примере личности Аврелия Августина предпринята попытка отойти от традиционного для науки противопоставления «римского» (католического) и «африканского» (донатистского) христианства и представить более сложную картину, в которой исторические субъекты одновременно действуют в рамках нескольких социальных и культурных идентичностей. В статье доказывается, что христианизация Африки должна рассматриваться без отрыва от ее романизации, и именно романизация выявляла глубинные, сохранявшиеся в течение столетий, социальные противоречия в африканском обществе, наиболее ярко проявившие себя в религиозном конфликте между донатистской и ортодоксальной партиями. Этот конфликт отражал противостояние двух, далеко не монолитных, социокультурных групп Северной Африки, представители первой из которых стремились отстоять региональную языковую и культурную самобытность, а представители другой либо видели для себя единственный путь к спасению во вселенской Церкви, либо стремились обеспечить собственное благополучие через службу римскому государству. В этом отношении семья Августина и он сам дают пример обеих стратегий: с одной стороны, принципиальный выбор в пользу романизации и вселенской Церкви, с другой, сохранение африканской идентичности.
Ключевые слова
Об авторе
В. ТюленевРоссия
Владимир Тюленев — профессор
Иваново
Список литературы
1. Жюльен Ш.А. История Северной Африки. Т. 1. М.: Издательство Иностранной литературы, 1961.
2. Казаков М.М. Особенности христианизации Северной Африки // Христианское чтение. 2014. № 2–3. С. 46–61.
3. Каргальцев А.В. «Акты мучеников Скилии» в контексте исследования истоков христианской церкви Северной Африки //Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 2. С. 182–189.
4. Сергеева Е.В. Первые христианские общины в Северной Африке //Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 6. СПб., 2007. С. 421–432.
5. Barnes, T.D. (1971) Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxford: Oxford University Press.
6. Benabou, M.M. (1976) La Résistance Africaine à la Romanisation. Paris: F. Maspero.
7. Bonner, G. (1963) St. Augustine of Hippo: Life and Controversies. Philadelphia: Westminster Press.
8. Brisson, J.-P. (1958) Autonomisme et christianime dans l’Afrique Romaine de Septime Sévère à l’Invasion Vandale. Paris: E. de Boccard.
9. Brown, P. (1967) Augustine of Hippo: A Biography. Berkeley, CA: University of California Press.
10. Brown, P. (1961) “Religious Dissent in the Later Roman Empire: the Case of North Africa”, History 46(157): 83–101.
11. Cherry, D. (1997) “Marriage and Acculturation in Roman Algeria”, Classical Philology 92(1): 71–83.
12. Corradini, R. (2018) “A stone in the Capitol: Some aspects of res publica and romanitas in Augustine”, in W. Pohl, C. Gantner, C. Grifoni and M. Pollheimer-Mohaupt (eds.) Transformations of Romanness. Early Medieval Regions and Identities, p. 91–109. Berlin and Boston: Walter de Gruyter.
13. Daniélou, J. (1977) A History of Early Christian Doctrine before the Council of Nicaea.
14. Vol 3: The Origins of Latin Christianity. Philadelphia: The Westminster Press.
15. Drobner, H. (2007) The Fathers of the Church: A Comprehensive Introduction. Peabody Massachusetts: Hendrickson Publishers.
16. Elrod, E.C. (2006) “Reexaming Heresy: The Donatist”, Historical Perspectives: Santa Clara University Undergraduate Journal of History 11: 42–73.
17. Fatokun, S.A. (2005) “Christianity in Africa: a historical appraisal”, Verbum et Ecclesia 26(2): 357–368.
18. Février, P.-A. (1989) Approches du Maghreb romain: pouvoirs, différences et conflits. Aixen-Provence: Édisud.
19. Frend, W. H. C. (1952) The Donatist Church. A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford: Clarendon Press.
20. Frend, W.H. C. (1987) “The Family of Augustine: A Microcosm of Religious Change in North Africa”, in Atti del Congresso internazionale su S. Agostino nel XVI Centenario della conversion. Vol. 1, p. 135–151. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum.
21. Groves, C.P. (1948) The Planting of Christianity in Africa. Vol. 1. London: Lutterworth Press.
22. Hildebrandt, J. (1981) History of the Church in Africa. Achimota: Christian Press.
23. Julien, Ch.-A. (1961) Istoriia Severnoi Afriki. T. 1 [History of North Africa. Vol. 1]. Moscow: Izdatel’stvo Inostrannoi literatury.
24. Kargal’tsev A. V. (2014) “Akty muchenikov Skilii v kontekste issledovaniia istokov khristianskoi tserkvi Severnoi Afriki [Acta sanctorum Scillitanorum in the context of Studying the Roots of North African Church], Vestnik russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii 15(2): 183–189.
25. Kaufman, P.I. (2009) “Donatism Revisited: Moderates and Militants in Late Antique North Africa”, Journal of Late Antiquity 2(1): 131–142.
26. Kazakov, M.M. (2014) “Osobennosti khristianizatsii Severnoi Afriki” [Specificity of the Christianization of North Africa], Khristianskoe chtenie 2–3: 46–61.
27. Keresztes, P. (1989) Imperial Rome and the Christians from Herod the Great to about 200 A.D. Lanham, MD: University Press of America.
28. Markus, R. A. (1972) “Christianity and Dissent in Roman North Africa: Changing Perspectives in Recent Work”, Studies in Church History 9: 21–36.
29. Millar, F. (1968) “Local Cultures in the Roman Empire: Libyan, Punic and Latin in Roman Africa”, Journal of Roman Studies 58: 126–134.
30. Moore, R. (2007) “O Mother, Where Art Thou? In Search of Saint Monnica”, in J.C. Stark (ed) Feminist Interpretations of Augustine, p. 147–166. University Park, PA: Pennsylvania State University Press.
31. O’Donnell, J. (1985) Augustine: A New Biography. Boston, MA: Twayne Publishers.
32. Oduyoye, M.A. (1986) Hearing and Knowing: Theological Reflections on Christianity in Africa. Maryknoll, NY: Orbis.
33. O’Meara, J. J. (1980) The Young Augustine: An Introduction to the Confessions of St. Augustine. London: Longman.
34. Omoyajowo, J.A. (1973) “An African Expression of Christianity”, in B. Moore (ed) The Challenge of Black Theology in South Africa, p. 81–92. Atlanta: John Knox Press.
35. Oosthuizen, G.C. (1968) PostChristianity in Africa: A Theological and Anthropological Study. London: Hurst.
36. Rives, J. B. (1995) Religion and Authority in Roman Carthage: From Augustus to Constantine. Oxford: Clarendon Press.
37. Sergeeva, E.V. (2007) “Pervye khristianskie obshchiny v Severnoi Afrike [The First Christian Communities in North Africa], Mnemon: Issledovania i publikatsii po istorii antichnogo mira 6: 421–432.
38. Sindima, H. J. (1994) Drums of Redemption: An Introduction to African Christianity. Westport, CO: Greenwood Press.
39. Wilhite, D. E. (2014) “Augustine the African: Post-colonial, Postcolonial, and PostPostcolonial Readings”, Journal of Postcolonial Theory and Theology 5(1): 1–34.
40. Wilhite, D.E. (2017) Ancient African Christianity. London: Routledge.
Рецензия
Для цитирования:
Тюленев В. «Две Африки»: отражение конфликта идентичностей в текстах Аврелия Августина. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(3):36-58. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-36-58
For citation:
Tyulenev V. “Two Africas”: The Conflict of Identities in the Texts of Aurelius Augustine. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(3):36-58. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-3-36-58