Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Традиция как игра? Ортодоксия, эстетика и ирония в католическом традиционализме

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-277-304

Аннотация

В статье рассматривается повседневный обиход одной католической традиционалистской общины в Санкт-Петербурге — последователей Братства Св Пия Х. Поскольку после Второго Ватиканского Собора в Католической Церкви произошла ревизия традиционной католической эстетики — в первую очередь в литургическом контексте, но также и в других областях повседневной религиозной жизни, традиционалисты, находящиеся в оппозиции к современному церковному мейнстриму, стремятся восстановить ортодоксальное видение эстетики. Это реализуется в рамках самостоятельной организации Тридентской мессы и рефлексии об упадке литургического благочестия в связи с литургической реформой. Также поиск традиционалистами связей между ортодоксией и сферой прекрасного распространяется и на области повседневной жизни традиционалистов, где они скрупулезно выстраивают образ эстетически выверенного традиционного уклада. Эта скрупулезность зачастую дает основания наблюдателям сравнивать традиционалистов с «ролевиками» и реконструкторами, а их религиозные практики с игрой, что и обыгрывается последователями Братства в иронической модальности. Опираясь на работы антропологов религии Саймона Коулмана, Джона Элснера и Тани Люрман, автор показывает эпистемологические переплетения между верой и сомнениями, ортодоксией и креативностью в современном движении католического традиционализма.

Об авторе

Е. Хонинева
Европейский университет в Санкт-Петербурге; Европейский университет в Санкт-Петербурге; МАЭ им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)
Россия

Екатерина Хонинева — младший научный сотрудник;

младший научный сотрудник Лаборатории антропологической лингвистики;

лаборант Отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России;

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. Пер. с франц. Б.М. Скуратова; послесловие А.Т. Бикбова. М.: Праксис, 2014.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972.

3. Документы II Ватиканского Собора / Пер. А. Коваля. М.: Paoline, 2004.

4. Badone, E. (2017) “The Rosary as a Meditation on Death at a Marian Apparition Shrine”, in K. Norget, V. Napolitano, M. Mayblin (eds) The Anthropology of Catholicism: A Reader, pp. 201–210. Oakland, CA: University of California Press.

5. Bandak, A., Boylston, T. (2014) “The ‘Orthodoxy’ of Orthodoxy: On Moral Imperfection, Correctness, and Deferral in Religious Worlds”, Religion and Society 5(1): 25–46.

6. Bakhtin М.М. (1972) Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky’s Poetics]. М.: Khudozhestvennaia literatura.

7. Birchok, D.A. (2022) “‘Don’t be so Serious’: Ethical Play, Islam, and the Transcendent”, Journal of the Royal Anthropological Institute 28: 397–413.

8. Bourdieu, P., Boltanski, L., Castel, R., Chamboredon, J-C. (2014) Obschedostupnoe iskusstvo: opyt o sotsialnom ispolzovanii fotografii [Un Art Moyen: Essay sur Les Usages Sociaux de La Photographie]. M.: Praksis.

9. Burke, K. (1969) A Grammar of Motives. Berkeley, СА: University of California Press.

10. Caillois, R. (2001) Man, Play, and Games. Urbana, Chicago, IL: University of Illinois Press.

11. Carrithers, M. (2012) “Seriousness, Irony, and the Mission of Hyperbole”, Religion and Society 3(1): 51–75.

12. Coleman, S., Collins, P. (2000) “The ‘Plain’ and the ‘Positive’: Ritual, Experience and Aesthetics in Quakerism and Charismatic Christianity”, Journal of Contemporary Religion 15(3): 317–329.

13. Coleman, S., Elsner, J. (1998) “Performing Pilgrimage: Walsingham and the Ritual Construction of Irony”, in F. Hughes-Freeland (ed.) Ritual, Performance, Media, pp. 46–65. London: Routledge.

14. Coleman, S., Elsner, J. (2004) “Tradition as Play: Pilgrimage to ‘England’s Nazareth’”, History and Anthropology 15(3): 273–288.

15. De Witte, M., de Koning, M., Sunier, T. (2015) “Aesthetics of Religious Authority: Introduction”, Culture and Religion 16(2): 117–124.

16. Dokumenty II Vatikanskogo Sobora [Documents of the Second Vatican Council] (2004). M.: Paoline.

17. Engelhardt, J. (2015) Singing the Right Way: Orthodox Christians and Secular Enchantment in Estonia. New York, NY: Oxford University Press.

18. Fernandez, J., Huber, M.T . (eds) (2001) Irony in Action: Anthropology, Practice, and the Moral Imagination. Chicago and London: University of Chicago Press.

19. Gaines, A.D. (1985) “Faith, Fashion and Family: Religion, Aesthetics, Identity and Social Organization in Strasbourg”, Anthropological Quarterly 58(2): 47–62.

20. Kwasniewski, P. (2014) Resurgent in the Midst of Crisis: Sacred Liturgy, the Traditional Latin Mass, and Renewal in the Church. Kettering, OH: Angelico Press.

21. Lambek, M. (2003) “Irony and Illness: Recognition and Refusal”, Social Analysis 47(2): 1–20.

22. Lambek, M., Antze, P. (eds) (2003) Illness and Irony: On the Ambiguity of Suffering in Culture. New York and Oxford: Berghahn Books.

23. Luhrmann, T.M. (2012) “A Hyperreal God and Modern Belief: Toward an Anthropological Theory of Mind”, Current Anthropology 53(4): 371–395.

24. Magee, S. (2017) “Catholic in Kraków? Fur, the Ethic of Attribution, and When NonReligious Things Conform to Religious Aesthetics”, World Art 7(2): 307–327.

25. Meyer, B. (2017) “Catholicism and the Study of Religion”, in K. Norget, V. Napolitano, M. Mayblin (eds) The Anthropology of Catholicism: A Reader, pp. 305–315. Oakland, CA: University of California Press.

26. Meyer, B. (2019) “Recycling the Christian Past: The Heritagization of Christianity and National Identity in the Netherlands”, in R. Buikema, A. Buyse, A.C.G.M. Robben (eds) Cultures, Citizenship and Human Rights, pp. 64–88. London and New York: Routledge.

27. Meyer, B. and Verrips, J. (2008) “Aesthetics”, in D. Morgan (ed) Key Words in Religion, Media and Culture, pp. 36–46. New York and London: Routledge.

28. Morgan, D. (2008) The Sacred Heart of Jesus: The Visual Evolution of a Devotion. Amsterdam: Amsterdam University Press.

29. Morgan, D. (1999) Visual Piety: A History and Theory of Popular Religious Images. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press.

30. Verrips, J. (2008) “Offending Art and the Sense of Touch”, Material Religion 4(2): 204–225


Рецензия

Для цитирования:


Хонинева Е. Традиция как игра? Ортодоксия, эстетика и ирония в католическом традиционализме. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(2):277-304. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-277-304

For citation:


Khonineva E. Tradition as Play? Orthodoxy, Aesthetics and Irony in Catholic Traditionalism. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(2):277-304. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-277-304

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)