Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

О перспективах оккультного поворота в российском исламоведении

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-218-258

Аннотация

В статье рассматривается комплекс рукописных текстов, связанных с оккультными науками в исламе и циркулировавших среди мусульман внутренних регионов России. Несмотря на существующую критику внутри исламского богословия, а также архивную маргинализацию, магические тексты, рисунки и практики вокруг них воспринимались носителями традиции среди образованных мусульман и широких слоев общества легитимной частью исламской культуры с характерной для нее системой передачи знания. Полиязычная среда магических текстов охватывала широкий круг жанров и дисциплин, включая работы по астрологии, медицине и различным формам гадания. На основе анализа рукописных материалов XVI–XX веков демонстрируется перспективность оккультного поворота в исламоведении — внимательного изучения наследия оккультных наук в российском исламе. Особенно это касается аспектов, связанных с материальностью используемых ингредиентов, изготавливаемых талисманов и коммуникацией между людьми и с объектами природы. Внимание к магическим практикам позволяет глубже понять мировоззрение российских мусульман, особенности творческого взаимодействия с оккультными текстами арабо-персидской и османской традиции.

Об авторе

А. Бустанов
Амстердамский университет
Нидерланды

Альфрид Бустанов — доцент



Список литературы

1. Абашин С. Н. Молитва о дожде в советской Средней Азии (мусульманские практики в атеистическом государстве) // Антропологический форум. 2016, № 28. С. 155–179.

2. Алмазова Л. И. Феномен казанской мечети «Шамиль»: суфийские истоки целительной практики// Ислам в мультикультурном мире. Казань: КФУ, 2015. С. 253–271.

3. Арсланова А.А. Описание рукописей на персидском языке Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета. Т. 1. М., Казань, 2005. Т. 2. Казань, 2015.

4. Баязитова Ф.С. Себер ареалы татар диалектларында этнокультура лексикасы (Йола һәм мифология текстлары яссылыгында). Казан, 2009.

5. Баязитова Ф.С. Халык традицияләре һәм мифология. Им-томнар, ырымнар, тылсымлы сүзләр (Җирле сөйләшләр һәм фольклор текстлары яссылыгында). Казан, 2017.

6. Баязитова Ф.С. Календарь йолалар, этноконфессиональ һәм дини бәйрәмнәр (Җирле сөйләшләр һәм фольклор текстлары яссылыгында). Казан, 2020.

7. Бостанов Ә. Бәрәңге хәзинәләре — Казан университетында //Безнең мирас 12 (2020), 26-29 б.

8. Бустанов А.К. Суфизм без границ: письма дагестанского шейха Махмуда ал-Алмали в Чистополь//Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 5/отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории, 2015. С. 51–66.

9. Бустанов A.K., Кемпер М. Мирасизм в татарской среде: трансформация исламского наследия в татарское просветительство //Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова /Cост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов. М.: Наука — Восточная литература, 2016. С. 729–745.

10. Гилязутдинов С.М. Описание рукописей на персидском языке из хранилища Института языка, литературы и искусства. T. 1. Казан: Фикер, 2002.

11. Госманов М. Г. Археографик көндәлек. II сәфәр. Рязань өлкәсе, Касыйм шәһәре, 23 июль — 22 август 1964 //Безнең мирас 10 (2019), 32–38 б.

12. Госманов М.Г. Каурый каләм эзеннән. Археограф язмалары/ тулыландырылган икенче басма. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1994.

13. Дневник татарина-казака Ибрагима Махмутова = Татар казагы Ибраһим Мәхмүтов көндәлеге /Сост. Р.Р. Аминов, А.М. Гайнутдинов. Казань: Грумант, 2021.

14. Кивельсон В. Магия отчаяния: Моральная экономика колдовства в России XVII века. Бостон, СПб.: БиблиоРоссика, 2020.

15. Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века: в 2 т. / сост. С.Б. Адоньева, А.В. Степанов. СПб.: Пропповский центр, 2020.

16. Опарин Д. Одержимость и экзорцизм в миграционном мусульманском контексте // Неприкосновенный запас. 2021, № 4. С. 169–195

17. Резван М.Е. Коран в системе мусульманских магических практик. СПб.: Наука, 2011.

18. Резван М.Е. Овеществленное слово: талисманы, обереги, амулеты // Центральная Азия: Традиция в условиях перемен. Вып. 1 / отв. ред. Р.Р. Рахимов. СПб.: Наука, 2007. С. 41–70.

19. Салман Ф. Догалар энциклопедиясе. Казан: Раннур, 2006.

20. Сайфуллина Г.Р. Музыка священного слова: чтение Корана в традиционной татаромусульманской культуре. Казань: Татполиграф, 1999.

21. Селезнев А. Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: ИД Марджани, 2009.

22. Татар халык иҗаты: йола һәм уен җырлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1980.

23. Фәхреддин Ризаэддин. Асар. 1 том. Казан: Рухият, 2006.

24. Шехмагомедов М. Г., Хапизов Ш.М. «Хазихи рисала ал-джинн» — дагестанское сочинение жанра манакиб: предисловие, перевод и комментарии//Вестник СанктПетербургского университета. Сер. Востоковедение и африканистика. 2017, № 9.3. С. 266–280.

25. Abashin, S.N. (2016) “Molitva o dozhde v sovetskoi Srednei Azii (musul’manskie praktiki v ateisticheskom gosudarstve) [Prayer for Rain in Soviet Central Asia (Muslim Practices in the Atheist State],” Antropologicheskii forum 28: 155–179.

26. Adon’eva, S. B., Stepanov, A. B. (2020) (eds) Magicheskie praktiki severnorusskikh dereven’: zagovory, oberegi, lechebnye ritualy. Zapisi kontsa 20 — nachala 21 veka [The Occult Practices of the North Russian Villages: Charms, Talismans, Healing Rituals]. T. 1–2. Saint Petersburg: Proppovskii tsentr.

27. Ahmad, Sh. (2016) What is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton and Oxford: Princeton University Press.

28. Äkhmätzhanov, M.I. (2016) Tatar arkheografiiase: Tatar khalkynyng kul’iazma tyib khäzinäse mirasy [Tatar Archeography: The Medical Legacy in Tatar Manuscripts]. Kazan: AN RT.

29. Almazova, L.I. (2015) “Fenomen kazanskoi mecheti ‚Shamil‘: sufiiskie istoki tselitel’noi praktiki” [A Phenomenon of Shamil, the Kazan Mosque: The Sufi Roots of a Healing Practice], in Islam v mul’tikul’turnom mire, pp. 253–271. Kazan’: KFU.

30. Aminov, R. R., Gainutdinov, A. M. (2021) (eds) Dnevnik tatarina-kazaka Ibragima Makhmutova [The Diary of a Tatar Qazaq Ibrahim Makhmutov]. Kazan’: Grument.

31. Arslanova, A.A. (2005, 2015) Opisanie rukopisei na persidskom iazyke Nauchnoi biblioteki im. N.I. Lobachevskogo Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta [Description of Persian Manuscripts at the Lobachevskii Scientific Library of Kazan State University]. T. 1–2. Kazan’: KGU.

32. Baiazitova, F.S. (2009) Seber arealy tatar dialektlarynda etnokul’tura leksikasy (Iola khäm mifologiia tekstlary iassylygynda) [The Etnnic and Cultural Vocabulary of the Siberian Tatar Dialect (In Light of the Occult and Mythology Texts]. Kazan’: AN RT.

33. Baiazitova, F. S. (2017) Khalyk traditsiialäre khäm mifologiia. Imtomnar, yrymnar, tylsymly süzlär (zhirle syläshlär khäm fol’klor tekstlary iassylygynda) [The Popular Traditions and Mythology. Occult Vocabulary (In Light of Dialects and Folklore Texts]. Kazan’: AN RT.

34. Baiazitova F. S. (2020) Kalendar’ iolalar, etnokonfessional’ khäm dini bäyrämnär (Zhirle syläshlär khäm fol’klor tekstlary iassylygynda) [Calendar Traditions, EthnoConfessional and Religious Feasts (In Light of Dialects and Folklore Texts)]. Kazan’: AN RT.

35. Bostanov, A.K. (2020) “Bäränge khäzinäläre — Kazan universitetynda” [The Treasures of Baranga at Kazan University], Bezneng Miras 12: 26–29.

36. Burak, G. (2021) “Alphabets and “Calligraphy” in the Section on Prayers, Special Characteristics of the Quran and Magic Squares in the Inventory of Sultan Bayezid II’s Palace Library”, Journal of Material Cultures in the Muslim World 2: 32–54.

37. Bustanov, A.K. (2015) “Sufizm bez granits: pis’ma dagestanskogo shaikha Makhmuda al-Almali v Chistopol’” [Sufism Without Borders: Letters of a Daghestani Shaykh Mahmud al-Almali in Chistopol], in I.K. Zagidullin (ed) Istoricheskie sud’by narodov Povolzh’ia i Priural’ia, pp. 51–66. T. 5. Kazan’: Institut istorii.

38. Bustanov, A.K., Kemper, M. (2016) “Mirasizm v tatarskoi srede: transformatsiia islamskogo naslediia v tatarskoe prosvetitel’stvo” [Mirasism on Tatar Soil: On Transformation of Islamic Legacies into Tatar Enlightenment], in M.B. Piotrovskii, A.K. Alikberov (eds) Ars Islamica: v chest’ Stanislava Mikhailovicha Prozorova, pp. 729–745. M.: Nauka — Vostochnaia literatura.

39. El Shamsy, A. (2020) Rediscovering the Islamic Classics: How Editors and Print Culture Transformed an Intellectual Tradition. Princeton: Princeton University Press.

40. Fäkhreddin Rizaeddin (2006) Asar [Remains]. 1 vol. Kazan’: Rukhiiat.

41. Gardiner, N. (2012) “Forbidden Knowledge? Notes on the Production, Transmission, and Reception of the Major Works of Aḥmad Al-Būnī”, Journal of Arabic and Islamic Studies 12: 81–143.

42. Gardiner, N. (2017) “Stars and Saints: The Esotericist Astrology of the Sufi Occultist Ahmad al-Buni”, Journal of Magic, Ritual, and Witchcraft 12(1): 39–65.

43. Gardiner, N. (2019) “Books on Occult Sciences,” in G. Necipoğlu, C. Kafadar, C. H. Fleischer (eds) Treasures of Knowledge: An Inventory of the Ottoman Palace Library (1502/3–1503/4), vol. 1, pp. 735–765. Leiden: Brill.

44. Giliazutdinov, S. M. (2002) Opisanie rukopisei na persidskom iazyke iz khranilishcha Instituta iazyka, literatury i iskusstva [Description of Persian Manuscripts at the Institute of Language, Literature and Arts]. T. 1. Kazan: Fiker.

45. Gosmanov, M. G. (2019) “Arkheografik köndälek. II säfär. Riazan’ ölkäse, Kasyim shäkhäre, 23 iiul’ — 22 avgust 1964” [Archeographic Diary. Second Trip. Riazan’ region, the city of Kasimov, 23 July — 22 August 1964], Bezneng miras 10: 32–38.

46. Gosmanov, M. G. (1994) Kauryi kalam ezennän. Arkheograf iazmalary [Following the Scribal Pen. Archeografic Notes]. 2nd edition. Kazan’: Tatarstan kitap näshriiaty.

47. Hirschler, K. (2011) “Reading Certificates (sama‘at) as a Prosopographical Source: Cultural and Social Practices of an Elite Family in Zangid and Ayyubid Damascus”, in A. Görke, K. Hirschler (eds) Manuscript Notes as Documentary Sources, pp. 73–92. Beirut: Ergon Verlag.

48. Kemper, M. (1998) Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789–1889: der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin: Schwarz.

49. Kivel’son, V. (2020) Magiia otchaianiia: Moral’naia ekonomika koldovstva v Rossii 17 veka [Desperate Magic, The Moral Economy of Witchcraft in SeventeenthCentury Russia]. Boston, Saint Petersburg: BiblioRossika.

50. Knight, M.M. (2020) Muhammad’s Body: Baraka Networks and the Prophetic Assemblage. Chapel Hill: The University of North Carolina Press.

51. Leder, S. (1999) “Hörerzertifikate als Dokumente für die islamische Lehrkultur des Mittelalters”, R.G. Khoury (ed.) Urkunden und Urkundenformulare im klassischen Altertum und in den orientalischen Kulturen, pp. 147–166. Heidelberg: Universitätsverlag C. Winter.

52. Leder, S. (2011) “Understanding a Text through its Transmission: Documented sama‘, copies, reception”, A. Görke, K. Hirschler (eds) Manuscript Notes as Documentary Sources, pp. 59–72. Beirut: Ergon Verlag.

53. Liebrenz, B. (2011) “Lese- und Besitzvermerke in der Leipziger Rifa‘iya-Bibliothek”, in A. Görke, K. Hirschler (eds) Manuscript Notes as Documentary Sources, pp. 141–162.

54. Melvin-Koushki, M. (2018) “Persianate Geomancy from Ṭūsī to the Millennium: A Preliminary Survey”, N. El-Bizri, E. Orthmann (eds) Occult Sciences in Premodern Islamic Culture, pp. 151–199. Beirut: Orient-Institut Beirut.

55. Melvin-Koushki, M. (2020) “Is (Islamic) Occult Science Science?”, Theology and Science 18(2): 303–24.

56. Melvin-Koushki, M. (2021) “Divining Past, Present and Future in the Sand: A Geomantic Miscellany, ca. Sixteenth Century”, H. T. Karateke, H. Anetshofer (eds) The Ottoman World: A Cultural History Reader, 1450–1700, pp. 244–253. Oakland: University of California Press.

57. Melvin-Koushki, M., Gardiner, N. (eds) (2017) Islamicate Occultism: New Perspectives, Special double issue of Arabica 64(3–4): 287–693.

58. Melvin-Koushki, M., Pickett, J. (2016) “Mobilizing Magic: Occultism in Central Asia and the Continuity of High Persianate Culture under Russian Rule”, Studia Islamica 111(2): 231–84.

59. Oparin, D. (2017) “Migration and Contemporary Muslim Space in Moscow. Contextualizing North Caucasian Loud Dhikr and the Religious Practices of Central Asian ‘Folk Mullas’”, Contemporary Islam 11(1): 61–80.

60. Oparin, D. (2021) “Oderzhimost’ i ekzortsizm v migratsionnom musul’manskom kontekste” [Possession and Exorcism in the Migratory Muslim Context], Neprikosnovennyi zapas 4: 169–195.

61. Orsini, F. (2015) “The Multilingual Local in World Literature”, Comparative Literature 67(4): 345–374.

62. Orsini, F. (2019) “Between Qasbas and Cities: Language Shifts and Literary Continuities in North India in the Long Eighteenth Century”, Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East 39(1): 68–81.

63. Orsini, F., Marzagora, S., Laachir, K. (2019) “Multilingual Locals and Textual Circulation before Colonialism”, Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East 39(1): 63–67.

64. Pickett, J. (2020) Polymaths of Islam: Power and Networks of Knowledge in Central Asia. Ithaca and London: Cornell University Press.

65. Rezvan, M.E. (2011) Koran v sisteme musul’manskikh magicheskikh praktik [Qur’an in the System of Muslim Occult Practices]. Saint Petersburg: Nauka.

66. Rezvan, M.E. (2007) “Oveshchestvlennoe slovo: talismany, oberegi, amulety [Words Embodied: Talismans, Charms, and Amulets]” in R.R. Rakhimov (ed) Tsentral’naia Aziia: Traditsiia v usloviiakh peremen [Central Asia: Traditions in Change], pp. 41–70. Vol. 1. Saint Petersburg: Nauka.

67. Saif, L. (2015) The Arabic Inuences on Early Modern Occult Philosophy. New York: Palgrave Macmillan.

68. Saif, L. (2018) “Islamic Astrology”, W. Burns (ed.) Astrology through History: Interpreting the Stars from Ancient Mesopotamia to the Present, pp. 176–186. Santa Barbara, California: ABC-CLIO.

69. Saif L. (2021) “‘That I Did Love the Moor to Live with Him’: Islam in/and the Study of ‘Western Esotericism’,” in E. Asprem, J. Strube (eds) New Approaches to the Study of Esotericism, pp. 67–87. Leiden: Brill.

70. Saif, L. (ed.) (2019) Islamic Esotericism, special issue of Correspondences 7(1).

71. Saif, L., Leoni, F., Melvin-Koushki, M., Yahya, F. (eds) (2020) Islamicate Occult Sciences in Theory and Practice. Leiden: Brill.

72. Salman, F. (2006) Dogalar entsiklopediiase [An Encyclopedia of Prayers]. Kazan: Rannur.

73. Saifullina, G. R. (1999) Muzyka sviashchennogo slova: chtenie Korana v traditsionnoi tataromusul’manskoi kul’ture [The Music of the Sacred Word: Recitation of the Qur’an in the Traditional Tatar-Muslim Culture]. Kazan: Tatpoligraf.

74. Seleznev, A. G., Selezneva, I.A., Belich, I.V. (2009) Kul’t sviatykh v sibirskom islame: spetsifika universal’nogo [The Cult of Saints in Siberian Islam: Unique of the Universal]. Moscow: Marjani Foundation.

75. Sevinç, S. (1999) Yazıcı Salih’in Melhamesi (Kitabü’şŞemsiyye). Yüksek Lisans Tezi. Sivas: Cumhuriyet Üniversitesi.

76. Shaw, W. (2019) What is ‘Islamic’ Art? Between Religion and Perception. Cambridge: Cambridge University Press.

77. Shekhmagomedov, M. G., Khapizov, Sh. M. (2017) “’Khazikhi risala al-dzhinn’ — dagestanskoe sochinenie zhanra manakib: predislovie, perevod i kommentarii” [Hadhihi risala al-jinn, A Daghestani Work of Manaqib: Preface, Translation and Commentaries], Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Seriia vostokovedenie i afrikanistika 9(3): 266–280.

78. Tatar khalyk izhaty: iola khäm uen zhyrlary (1980) [Tatar Folklore: Customary and Play Songs]. Kazan: Tatarstan kitap näshriiaty.

79. Terzi, M. (1994) Yazıcı Salih (Selahaddin): Kitabu’şŞemsiyye (Melhamei Şemsiyye, Dil ÖzellikleriMetinSz Dizini). Doktora Tezi. Malatya: İnönü Üniversitesi.

80. Witkam, J. J. (2007) “Gazing at the Sun: Remarks on the Egyptian Magician al-Būnī and his Work”, A. Vrolijk, J. Hogendijk (eds) O ye Gentlemen: Arabic Studies on Science and Literary Culture, In Honour of Remke Kruk, pp. 183–200. Leiden: Brill.


Рецензия

Для цитирования:


Бустанов А. О перспективах оккультного поворота в российском исламоведении. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(2):218-258. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-218-258

For citation:


Bustanov A. The Occult Turn in Russian Islamic Studies. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(2):218-258. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-218-258

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)