Под диктовку мертвых: репрезентации власти в текстах южновьетнамского культа Као Дай
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-146-171
Аннотация
Статья посвящена малоизученной теме — каноническим сборникам откровений каодаизма с целью выявить специфику отношений власти, обеспечившую быстрое распространение культа в 1920-е годы и его успешное существование до наших дней. В работах по каодаизму исследователи главным образом уделяют внимание политическим и экономическим факторам, оставляя в стороне прагматику самого учения и то, как она изложена в текстах. Данное исследование опирается на теорию власти Мишеля Фуко и теорию сверхъестественной агентности Паскаля Буайе с применением дискурс-анализа в качестве основного метода. Были рассмотрены фрагменты из нескольких сборников — катехизиса, церковного устава и теологического толковника Као Дай. В результате анализа удалось выяснить, что власть в культе строится на ряде дискурсивных стратегий, таких как использование популярных во Вьетнаме медиумических практик, а также нового латинизированного письма и базовых концепций системы религиозного синкретизма, подкрепленных языковыми маркерами идентичности, которые выстраивают иерархию церковного подчинения. Откровения каодаизма интертекстуально отсылают к привычным для вьетнамцев формам даосско-буддийских концепций и конфуцианской этики, а интердискурсивный характер сборников представлял их как новаторские и ориентированные на «перезагрузку» системы верований с целью спасения нации в грядущем катаклизме.
Об авторе
А. ШариповРоссия
Алишер Шарипов — научный сотрудник
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Буае П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. М.: Альпина нонфикшн, 2017.
2. Колотов В. Н. Сайгонские режимы 1945–1963. СПб: ИД СПбГУ, 2001.
3. Остин Д. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986.
4. Фуко М. Субъект и власть / Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. М.: Праксис, 2006.
5. Asad, T. (1983) “Anthropological conceptions of Religion: Reflections on Geertz”, Man, New Series 18(2): 237–259.
6. Austin, J.L. (1973) How to Do Things with Words. New York: Oxford University Press.
7. Burridge, K. (1969) New Heaven, New Earth. A Study of Millenarian Activities. Blackwell.
8. Boyer, P. (2001) Religion Explained. Basic Books.
9. Đông Tân (1972) Lịch Sử Cao Đài [History of Caodaism].
10. Fairclough, N. (1995) Critical Discourse Analysis: the Critical Study of Language. Longman.
11. Foucault, M. (1982) The Subject and Power. University of Chicago Press.
12. Gorbon, M. (1948) Histoire de Caodaisme. Paris.
13. Hill, F. R. (1971) “Millenarian Machines in South Vietnam”, Comparative Studies in Society and History 13(3): 325–350.
14. Hoskins, J. A. (2011) “Diaspora as Religious Doctrine: An “Apostle of Vietnamese Nationalism” Comes to California”, Journal of Vietnamese Studies 6(1): 43–86.
15. Hoskins, J.A. (2015) “An Unjealous God? Christian Elements in a Vietnamese Syncretistic Religion”, Current Anthropology 55(S10): 302–311.
16. Jammes, J. (2016) “Caodaism in Times of War: Spirits of Struggle and Struggle of Spirits”, Sojourn: Journal of Social Issues in Southeast Asia 31(1): 247–294.
17. Keane, W. (1997) “Religious Language”, Annual Review of Anthropology 26: 47–71.
18. Kolotov, V.N. (2001) Saigonskie Rezhimy 1945–1963 [Saigonese regimes 1945–1963]. St. Petersburg: SPSU Publishing house.
19. Luật Pháp Cao Đài [Caodaist Law] (2012). Kết Tập Luật Đạo.
20. Potter, J. (1996) Representing Reality. Discourse, Rhetoric and Social Construction. London: Sage.
21. Sarkisyanz, M. (1984) “On the Place of Caodaism, Culturally and Politically”, Journal of Asian History 18(2): 174–188.
22. Smith, R.B. (1970) “An Introduction to Caodaism II. Beliefs and Organization”, Bulletin of the School of Oriental and African Studies 33(3): 573–589.
23. Tân Luật [New Code] (1972) Nhà in Trung Tâm Giáo Hóa Thiếu Nhi Thủ Ðức.
24. Thánh Ngôn Hiệp Tuyên [A collection of sacred sayings] (1972) Nhà in Trung Tâm Giáo Hóa Thiếu Nhi Thủ Ðức.
25. Ton That Binh (1998) “Hat Hau Van o Hue” [Performing Holy Songs in Hue], Van Hoa Dan Dian 1: 21.
26. Werner, J. S. (1981) Peasant Politics and Religious Sectarianism: Peasant and Priest in the Cao Dai in Vietnam. New Haven.
27. Wilson, B.R. (1973) Magic and the Millenium: A Sociological Study of Religious Movements of Protest among Tribal and Thirdworld people. NY: Harper and Row.
Рецензия
Для цитирования:
Шарипов А. Под диктовку мертвых: репрезентации власти в текстах южновьетнамского культа Као Дай. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(2):146-171. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-146-171
For citation:
Sharipov A. The Dictation of the Dead: Representations of Power in the Scriptures of the South Vietnamese Cult of Cao Đài. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(2):146-171. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-146-171