Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Далай-лама — светский правитель или религиозный иерарх? Политические аспекты тибетского буддизма

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-41-62

Аннотация

В статье рассматриваются политические аспекты тибетского буддизма на примере института Далай-лам Тибета. Автор анализирует традиционные политические концепции, существовавшие в империи Цин, как-то: «мир Китая и варваров (хуа-и)», «буддийский наставник и светский покровитель (чойон)», «единение религии и политики (chos srid zung ‘brel)» и «наша великая Цин (manu yeke cing)»; рассматривает статус Далай-лам Тибета в контексте их взаимоотношений с Китаем; делает оценку современных проблем, связанных с институтом тибетских перерожденцев. Автор приходит к выводу, что политическая фрагментарность Тибета, связанная с естественной природой тибетского плато, препятствовала созданию в Тибете централизованного светского государства, и только внешняя сила в лице монголов-хошутов и маньчжуров смогла изменить баланс сил в пользу религиозной группировки гелукпы. Далай-ламы Тибета были изначально иерархами только одной из школ тибетского буддизма, однако создание Далай-ламой V концепции «единства религии и политики» и существование де-факто независимого тибетского государства под руководством Далай-ламы XIII способствовали формированию у тибетцев национализма, сконцентрированного вокруг института Далай-лам.

Об авторе

И. Гарри
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН
Россия

Ирина Гарри — ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Андреев А. Тибет в политике царско, советско и постсоветско России. СПб.: Изд-во С.- Петербург. ун-та, 2006.

2. Арджа Лобсанг Тубден. Жизнь Арджа-ринпоче и секрет золотой урны/пер. с кит., вступ. ст., прим., индекс И.Р. Гарри. Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2018.

3. Гарри И. Культ Авалокитешвары и конкурирующие национализмы сино-тибетского пограничья (1911—1951 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 1 (38). С. 13–36.

4. Далайлама Шестой. Песни Шестого Далай-ламы, жизнеописание Цанъянг Гьяцо, составленное из стихотворных отрывков, перевод с тибетского, предисловие и приложение А.В. Зорина. М.: Открытый мир, 2007.

5. КоллмарПауленц К. Свет Дхармы против тумана тьмы. Тибетское восприятие монголов и формирование новой монгольской идентичности в начале XVII века. //Tartaria Magna. 2011. № 1. С. 86–103.

6. Кузьмин С. Вассалитет на Западе и Востоке: проблема отношений империи Цин с Монголией и Тибетом //Восток (Oriens). 2019. № 1. С. 39–54.

7. Кычанов Е., Мельниченко Б. История Тибета с древнейших времен до наших дне. М.: Вост. лит., 2005.

8. Мартынов А. Статус Тибета в XVII–XVIII веках. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1978.

9. Миндай Сицзан шиляо (Материалы по истории Тибета при династии Мин) / Под ред. Д. Тамура, Х. Сато. Киото, 1959.

10. Родионов В. Четырнадцатый Далай-лама и споры о национальных интересах Монголии//Буддизм и национализм во Внутренней Азии. Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2021.

11. Россия и Тибет: сборник русских архивных документов, 1900–1914. Ин-т востоковедения; Ин-т Дал. Востока. М.: Вост. лит., 2005.

12. Цендина А. … и страна зовется Тибетом. М.: Вост. лит., 2006.

13. Цыремпилов Н. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII — нач. XX в.). Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2013.

14. Andreev, A. (2006) Tibet v politike tsarskoi, sovetskoi i postsovetskoi Rossii [Tibet in the policy of Tsarist, Soviet and Post-Soviet Russia]. St. Petersburg State University Press.

15. Arjia Lobsang Tubden (2018) Zhisn Arjiarinpoche i secret zolotoi urny [Life of Arjia Rinpoche and the Secret of the Golden Urn]. Ulan-Ude: Buryad-Mongol Nom.

16. Beckwith, C. (1987) “The Tibetans in the Ordos and North China: Considerations on the Role of the Tibetan Empire in World History”, in C.I. Beckwith (ed.) Silver on Lapis: Tibetan Literary Culture and History, pp. 3–12. Bloomington: The Tibet Society.

17. Bulag, U. (2010) Collaborative Nationalism: The Politics of Friendship on China’s Mongolian Frontier. Rowman & Littlefield Publishers, Inc.

18. Dalai Lama (1990) Freedom in Exile. New York: Harper.

19. Dalai Lama VI (2007) Pesni Shestogo Dalai Lami, zhizneopisanie Tsangianga Giatso, sostavlennoe iz stihotvornikh otrivkov [Songs of the Six Dalai Lama, biography of Tsangyang Gyatso, translated from Tibetan]. Moscow: Otkritiy mir.

20. Dreyfus, J. (2005) “Are We Prisoners of Shangrila? Orientalism, Nationalism, and the Study of Tibet”, Journal of the International Association of Tibetan Studies: 1-21 [http://www.thlib.org/static/reprints/jiats/01/pdfs/dreyfusJIATS_01_2005.pdf, accessed on 05.09.2019].

21. Elliott, M. (2001) The Manchu Way: The Eight Banners and Ethnic Identity in Late Imperial China. Stanford: Stanford University Press.

22. Elverskog, J. (2006) “Two Buddhisms in Contemporary Mongolia”, Contemporary Buddhism 7(1): 29—46.

23. Elverskog, J. (2006) Our Great Qing: The Mongols, Buddhism and the State in Late Imperial China. Honolulu: University of Hawaii Press.

24. Elverskog, J. (2011) “Wutai Shan, Qing Cosmopolitanism, and the Mongols”, Journal of the International Association of Tibetan Studies 6: 256–261.

25. Garri, I. (2020) “Kult Avolokiteshvari i konkurirushiyesya nazionalizmi sino-tibetskogo prigranichya” [Avalokiteśvara Cult and Competing Nationalisms of the SinoTibetan Borderland], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 38(1): 13–36.

26. Goldstein, M. (1989) A History of Modern Tibet, 1913—1951: The Demise of the Lamaist State. Berkeley: University of California.

27. Goldstein, M. (1997) The Snow Lion and the Dragon. China, Tibet and the Dalai Lama. Berkeley: University of California Press.

28. Hobsbawm, E. (1990) Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. Cambridge: Cambridge University Press.

29. Kichanov, Ye., Melnichenko, B. (2005) Istoriia Tibeta s drevneishikh vremen do nashikh dnei [History of Tibet from the ancient times to nowadays]. Moscow: Vostochnaia literatura.

30. Kim, H. (2018) Renaissance Man From Amdo: The Life and Scholarship of the Eighteenth Century Amdo Scholar Sum pa Mkhan po Ye shes dpal ’byor (1704–1788). PhD Dissertation. Cambridge: Harvard University.

31. Kollmar-Paulenz, K. (2011) “Svet Dharmi protiv tumana t’mi. Tibetskoe vospriiatie mongolov i formirovanie novoi mongolskoi identichnosti v nachale XVII veka” [Light of Dharma against the fog of darkness. Tibetan perception of Mongols and the formation of the new Mongol identity at the beginning of the 17th century], Tartaria Magna 1: 86–103.

32. Kuzmin, S. (2019) “Vassalitet na Zapade i Vostoke: problema otnoshenii imperii Qing s Mongoliei i Tibetom” [The problem of vassalage in the West and the East: relations of the Qing Empire with Mongolia and Tibet], Vostok (Oriens) 1: 39–54.

33. Martinov, A. (1978) Status Tibeta v XVII–XVIII vekakh [Status of Tibet in the 17th–18th centuries]. Moscow: Glavnaia redaktsiia vostochnoi literaturi izdatelstva “Nauka”.

34. Regulations of the Republic of China Concerning Rule Over Tibet (1912–1949). Beijing: China Intercontinental Press.

35. Rodionov V. (2021) “Chetirnadtsatii Dalai-lama i spory o natsionalnykh interesakh Mongolii” [Fourteenth Dalai Lama and dispute over the national interests of Mongolia], in Buddizm i nazionalizm vo Vnutrennei Azii, pp. 169–185. Ulan-Ude: Buryad-Mongol Nom.

36. Rossiia i Tibet: sbornik russkikh arhivnikh dokumentov, 1900–1914 [Russia and Tibet: a collection of the Russian archival documents, 1900–1914]. Moskva: Vostochnaya literatura.

37. Ruegg, S. (2004) “Introductory remarks on the Spiritual and Temporal orders”, in Ch. Cüppers (ed.) The Relationship Between Religion and State (chos srid zung ‘brel) In Traditional Tibet, pp. 9–13. Lumbini: Lumbini International Research Institute.

38. Ruegg, S. (1991) “Mchod yon, yon mchod and mchod gnas / yon gnas. On the Historiography and Semantics of a Tibetan Religio-Political Concept”, in Tibetan History and Language: Studies dedicated to Uray Geza on his Seventieth Birthday, pp. 441–453. Vienna: ATBSC.

39. Samuel, G. (1982) “Tibet as a Stateless Society and Some Islamic Parallels”, Journal of Asian Studies XLI (2): 215–229.

40. Samuel, G. (1993) Civilized shamans. Buddhism in Tibetan societies. Washington and London: Smithsonian Institution Press.

41. Schwieger, P. (2013) “History as Myth: On the Appropriation of the Past in Tibetan Culture: An Essay in Cultural Studies”, in G. Tuttle, K. Schaeffer (eds) The Tibetan History Reader, pp. 64–85. New York: Columbia University Press.

42. Tsendina A. (2005) …i strana zovetsia Tibetom […and a country is called Tibet]. Moskva: Vostochnaia literatura.

43. Tshering Chonzom (2015) “The Dalai Lama’s Reincarnation Debate: Unravelling Hype, Identifying Interests”, China Report 51(3): 258–269.

44. Tsyrempilov N. (2013) Buddizm i imperiya. Buryatskaya buddiyskaya obshina v Rossii (XVIII — nach. XX v.) [Buddhism and empire. Buryat Buddhist community in Russia (18th — beginning of the 20th century)]. Ulan-Ude: Buryad-Mongol Nom.

45. Wylie, T. (1977) “The First Mongol Conquest of Tibet Reinterpreted”, Harvard Journal of Asiatic Studies 37(1): 103–133.

46. Yudru Tsomu (2014) The Rise of Gönpo Namgyal in Kham: The Blind Warrior of Nyarong. Lexington Books.


Рецензия

Для цитирования:


Гарри И. Далай-лама — светский правитель или религиозный иерарх? Политические аспекты тибетского буддизма. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(2):41-62. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-41-62

For citation:


Garri I. The Dalai Lama — A Lay Ruler or a Religious Hierarch? Political Aspects of the Tibetan Buddhism. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(2):41-62. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-41-62

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)