Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Они падут в величии нездешнем»: раннесоветский культ мучеников революции

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-58-88

Аннотация

Рассматриваемый в статье секулярный культ павших героев — мучеников революции стал важнейшей составляющей большевистской исторической мифологии раннесоветского времени (1917–1920-е годы). Этот культ вполне очевидно являл религиозное происхождение и ряд отличий от культа героев более позднего советского времени. Раннее революционное мученичество — с Февраля 1917 года и в первые месяцы после Октября 1917 года складывалось как феномен коллективный и — в значительной степени — анонимный, символический. Эти черты проявились и в ранних мартириумах — братских могилах на Марсовом поле в Петрограде и у Кремлевской стены в Москве. Однако создание большевиками по религиозным образцам собственного, революционного секулярного пантеона очень быстро индивидуализирует мученичество, формирует критерии причисления к нему. Приметами индивидуализации стало составление мартирологов, складывание практик почитания мест захоронения мучеников. Культ мучеников обретает и «интернациональный» характер — через включение в пантеон также жертв революционных событий в Европе. Формировавшиеся дискурсивные тропы описания героической мученической смерти первоначально нормализовывали лишь насильственную смерть от рук врага. Однако после окончания гражданской войны складывающаяся языковая ритуализация позволяла героизировать обстоятельства смерти: к мученикам оказываются причислимы умершие от болезней, несчастного случая, даже суициденты. Постепенно число героев редуцируется, а спектр их типов, напротив, расширяется. Герой-мученик занимает все более скромное место в иерархии героев, а тропы описания мученичества упрощаются и стандартизируются, биографии спрямляются и обретают скорее символическую, чем индивидуальную форму.

Об авторе

С. Малышева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Светлана Малышева — профессор

Казань



Список литературы

1. Андреева Л. А. Секулярная святость: культ революционных мучеников в российской истории // Диалог со временем. 2018. Вып. 64. С. 278–295.

2. Арон Р. Опиум интеллектуалов / Пер. с франц. Л. Боровиковой. М.: Издательство АСТ, 2015.

3. Биография тов. Урицкого (К годовщине со дня смерти) // Коммунистический Интернационал. 1919. № 4. С. 547–550.

4. Богданов А. А. Очерки организационной науки. Расхождение и схождение форм // Пролетарская культура. М., 1920. № 15–16. С. 6–38.

5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. с франц. С. Н. Зенкина. 4-е изд. М.: «Добросвет», «Издательство «КДУ»», 2011.

6. Братская могила: Биографический словарь умерших и погибших членов Московской организации Р. К. П. / Московский комитет Р. К. П., Губернское Бюро Комиссии по Истории Октябрьской Революции и РКП Истпарт. М.: Московский рабочий, вып. 1. 1922; вып. 2. 1923.

7. Бухарин Н. Тибор Самуэли // Коммунистический Интернационал. 1919. № 5. Сентябрь. С. 711–712.

8. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон / Сб. ст. под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. С. 743–784.

9. Джентиле Э. Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом / Пер. с итал. Ф. Станжевского. СПб.: Владимир Даль, 2021. [https://tinyurl.com/2p9b9ubf, доступ от 31.01.2021]

10. Зиновьев Г. Леон Тышко (Иогихес) // Коммунистический Интернационал. 1919. № 5. С. 713–714.

11. Зритель. «Гибель шестнадцати» // Красная Татария. 1924. 18 июня.

12. Зыгмонт А. “Dulce et decorum est”: феномен мученичества в западных национализмах XVIII–XX веков // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 3. С. 143–171.

13. К. В. И. Памяти Евгения Левинэ // Коммунистический Интернационал. 1919. № 6. С. 925–926.

14. Как палачи Носке расправлялись с пролетарской революцией. Неопубликованные снимки с трупа Карла Либкнехта // Коммунистический Интернационал. 1925. № 4(41). С. 70–71.

15. Коларов В. У могилы тов. Ленина // Правда. 1924. 24 января.

16. Красная Голгофа: сборник, посвященный памяти товарищей, погибших за рабочекрестьянское дело / Под ред. И. Жуковского и З. Мокина. Благовещенск: Ред. газ. «Амурская Правда», 1920.

17. [М.] В. Володарский (1891–1918) // Коммунистический Интернационал. 1919. № 3. С. 349–352.

18. Малышева С. Ю. «На миру красна»: инструментализация смерти в Советской России. М.: Новый хронограф, 2019.

19. Малышева С. Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917–1927). Казань: Рутен, 2005.

20. Мейлицев Г., Сидорова И. Гаврош Красного Петрограда // Белые ночи: очерки, зарисовки, документы, воспоминания / Сост. И. И. Слобожан. Л.: Лениздат, 1973. С. 285–319.

21. Милкич И. Димитрий Туцович (1881–1914) // Коммунистический Интернационал. 1920. № 14. С. 2984–2986.

22. Могильнер М. Б. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала XX в. как предмет семиотического анализа. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

23. Мороз Е. В. Религиозно-критическая концепция тоталитаризма в зарубежной историографии 30-х годов XX века // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4-1 (52). С. 88–94.

24. Наши мертвецы. Карл Либкнехт // Коммунистический Интернационал. 1919. № 1. Вклейка между с. 80–81.

25. Памятник борцам пролетарской революции, погибшим в 1917–1921 гг. / Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б). Вып. 1. М.: Госиздат, 1922.

26. Памятник борцам пролетарской революции, погибшим в 1917–1921 гг.: [биографический справочник] / Истпарт, Отдел ЦК РКП (б) по изучению истории Октябрьской революции и РКП (б); сост.: Л. Лежава и Г. Русаков. 3-е изд., испр. и доп. М.-Л.: Государственное издательство, 1925.

27. Правила № 198/Б/197/мв Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата здравоохранения «Об устройстве кладбищ и порядке погребения» 7/11 июня 1929 г. // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел. 1929. № 23–24. С. 458–462.

28. Славянова З. М. Памяти Парижской Коммуны. Инсценировка исторических событий, лиц, речей парижских коммунаров 71 года / С предисл. проф. Сингалевича. Казань, 1922.

29. Смирнова А. А. Национальные похороны жертв Февральской революции и деятели русской культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. 2016. № 4 (29). С. 27–32.

30. Стеклов Ю. У свежей могилы // Известия ВЦИК Советов. 1919. 18 марта. № 59 (611). С. 1.

31. Тов. Тибор Самуэли // Коммунистический Интернационал. 1919. № 7–8. Вклейка между с. 1128–1129.

32. Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб.: Академический проект, 1997.

33. У великой могилы / Под ред.: М. Рафес, М. Модель, А. Яблоньский. М.: Издание газеты «Красная звезда», 1924.

34. Фридлендер К. Несколько аспектов shellshock’а в России 1914–1916 // Россия и Первая мировая война (Материалы международного научного коллоквиума). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 315–325.

35. Чертилина М. И. Похороны жертв Февральской революции в Петрограде 23 марта 1917 г. в кинофотодокументах РГАКФД // Отечественные архивы. 2011. № 1. С. 45–51.

36. Шигаев. «Гибель шестнадцати» // Красная Татария. 1924. 28 июня.

37. Behrenbeck, S. (1996) Der Kult um die toten Helden. Nationalsozialistische Mythen, Riten und Symbole 1923 bis 1945. Vierow bei Greifswald: SH-Verlag.

38. Bellah, R. N. (1967) “Civil Religion in America”, Dædalus 96(1): 1–21.

39. Bohmann, G. (2009) “Politische Religionen“ (Eric Voegelin und Raymond Aron) — ein Begriff zur Differenzierung von Fundamentalismen?”, Österreichische Zeitschrift für Soziologie 34(1): 3–22.

40. Clark, K. (1995) Petersburg, Cruisible of Cultural Revolution. London; Cambridge (Mass.): Harvard University Press.

41. Figes, O., Kolonitskii, B. (1999) Interpreting the Russian Revolution. The Language and Symbols of 1917. New Haven; London: Yale University Press.

42. Geldern, von J. (1993) Bolshevik Festivals, 1917–1920. Berkeley, London: University of California Press.

43. Gentile, E., Mallett, R. (2000) “The Sacralisation of Politics: Definitions, Interpretations and Reflections on the Question of Secular Religion and Totalitarianism”, Totalitarian Movements and Political Religions 1(1): 18–55.

44. Halfin, I. (2000) From Darkness to Light. Class, Conscionsness and Salvation in Revolutionary Russia. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press.

45. Herz, D. (1996) “Der Begriff der „politischen Religionen“ im Denken Eric Voegelins”, in H. Maier (hrsg.) Totalitarismus und Politische Religionen. Konzepte des Diktaturvergleichs, ss. 191–209. Paderborn u.a.: Schöningh.

46. Hildebrandt, M. (2005) “Einleitung: Unfriedliche Religionen? Das politische Gewaltund Konfliktpotenzial von Religionen”, in M. Hildebrandt, M. Brocker (hrsg.) Unfriedliche Religionen? Das politische Gewalt — und Konfliktpotenzial von Religionen, ss. 9–35. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.

47. Maier, H. (1995) “Totalitarismus” und “Politische Religionen“. Konzepte des Diktaturvergleichs“, Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte 43(3): 387–405.

48. Malysheva, S. (2015) “Helden oder Blutopfer: Der Umgang der Zeitgenossen mit den Gefallenen des Ersten Weltkriegs in Russland” [“Heroes or Victims of a “Bloody Tribute”? How Contemporaries Viewed at the Dead of the First World War and Rationalised their Death”], Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 63(4): 599–618.

49. Minkova, Ju. (2018) Making Martyrs: The Language of Sacrifice in Russian Culture from Stalin to Putin. Rochester, NY: University of Rochester Press.

50. Morgan, K. (2017) International Communism and the Cult of the Individual: Leaders, Tribunes and Martyrs under Lenin and Stalin. London: Palgrave Macmillan.

51. Pinnow, K. M. (2010) Lost to the Collective: Suicide and the Promise of Soviet Socialism, 1921–1929. Ithaca, London: Cornell University Press.

52. Schechter, R. (2014) “Terror, Vengeance, and Martyrdom in the French Revolution”, in Janes D., Houen A. (eds) Martyrdom and Terrorism: Pre-Modern to Contemporary Perspectives, pp. 152–178. Oxford: Oxford University Press.

53. Schwendimann, U. (2000) “Der Tod als Ode an das System. Textsortenmutationen als Bestandteil verbaler Propaganda — am Beispiel von Texten über den Tod”, in D. Weiss (hrsg.) Der Tod in der Propaganda: (Sowjetunion und Volksrepublik Polen), ss. 1–12. Bern: Peter Lang.

54. Steinberg, M. D. (2007) “A Path of Thorns”: The Spiritual Wounds and Wandering of Worker-Poets”, in M. D. Steinberg, H. J. Coleman (eds) Sacred Stories: Religion and Spirituality in Modern Russia (Indiana-Michigan Series in Russian and East European Studies), pp. 304–329. Bloomington: Indiana University Press.

55. Steinberg, M. D. (2002) Proletarian Imagination: Self, Modernity, and the Sacred in Russia, 1910–1925. Ithaca: Cornell University Press.

56. Steindorff, L. (1994) Memoria in Altrussland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge. Stuttgart: Steiner.

57. Stites, R. (1989) Revolutionary Dreams. Utopian Vision and Experimental Life on the Russian Revolution. New York; Oxford: Oxford University Press.

58. Voegelin, E. (1993) Die politischen Religionen. Muenchen: Fink.

59. Vondung, K. (1971) Magie und Manipulation. Ideologischer Kult und politische Religion des Nationalsozialismus. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.


Рецензия

Для цитирования:


Малышева С. «Они падут в величии нездешнем»: раннесоветский культ мучеников революции. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):58-88. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-58-88

For citation:


Malysheva S. “They Will Fall in the Unearthly Grandeur”: The Early Soviet Cult of Martyrs of the Revolution. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):58-88. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-58-88

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)