Между мучениками и рабочими: проблема циркумцеллионов в источниках и историографии
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-38-57
Аннотация
Тема (можно даже сказать, загадка) циркумцеллионов — бунтарей, преследовавших римских землевладельцев и кафолических священников, — давно обращает себя внимание специалистов. Исходя из высказываний Оптата, Августина и более поздних авторов, а также отрывка из Кодекса Феодосия, современные ученые по-разному объясняют, кем были циркумцеллионы. Во многом подход исследователей зависит от их специализации и от того, какой источник они считают первостепенным. Например, Ш. Сомань, опиравшийся на фрагмент из римского закона, считал циркумцеллионов отдельным сословием — наемными сельскохозяйственными рабочими. Его взгляд стал основой для дальнейших исследований — например, Т. Бюттнер, Э. Тенгстрёма и др. Однако другие исследователи вернулись к рассмотрению циркумцеллионов как в первую очередь явления из истории церкви и, в частности, донатистского раскола (У. Х. К. Френд). В современной науке рассказы Оптата и Августина помещают и в более неожиданный контекст: проникновения христианского учения в сельскую местность (Л. Досси) и простонародного аскетизма (Б. Поттье). Существуют и попытки реанимировать теорию Соманя (Б. Шоу). Можно сказать, что в наше время представление о циркумцеллионах стало более комплексным. Перед нами предстают пестрая масса, собранная из представителей сельских низов, и некая форма народного христианства, проявлявшаяся в доступных этой массе религиозных практиках: аскезе, мученичестве, «праведном» насилии.
Ключевые слова
Список литературы
1. Букин М. А. К вопросу о причинах продолжительной жизнеспособности донатистского раскола // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 232–242.
2. Ведешкин М. А. «Люди в черном»: христианские монахи в зеркале языческой критики // Вестник древней истории. 2019. № 79(2). С. 358–378.
3. Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV–V веках. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
4. Дмитрев А. Д. К вопросу об агонистиках и циркумцеллионах // Вестник древней истории. 1948. № 3. С. 66–78.
5. Каргальцев А. В. Мученичество Святых Максимы, Секунды и Донатиллы. Вступительная статья, перевод и комментарий // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 14. 2014. С. 455–464.
6. Мамонтов А. Л. Времена Юлиана Отступника в антидонатистской полемике Оптата из Милевы // Память и идентичность: особенности историописания в Античности, в Средние века и раннее Новое время. М.: РГГУ, 2019. С. 87–100.
7. Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313–314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 9–24.
8. Мамонтов А. Л. Преследование донатистов при императоре Константе (337–350 гг.) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. № 22. С. 830–842.
9. Машкин Н. А. Агонистики или циркумцеллионы в кодексе Феодосия // Вестник древней истории. 1938. № 1. С. 82–92.
10. Машкин Н. А. Движение агонистиков (из истории Римской Африки IV в.) // Историк-марксист. 1935. № 41 (4). С. 28–52.
11. Машкин Н. А. К вопросу о революционном движении рабов и колонов в Римской Африке // Вестник древней истории. 1949. № 3. С. 51–61.
12. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / пер., комм., вступ. ст., прилож. и общ. ред. А. Д. Пантелеева. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017.
13. Alexander, J. (1998) “Count Taurinus and the Persecutors of Donatism”, Zeitschrift für Antikes Christentum 2: 247–267.
14. Barnes, T. D. (1975) “The Beginnings of Donatism”, The Journal of Theological Studies 26(1): 13–22.
15. Brisson, J.-P. (1958) Autonomisme et christianisme dans l’Afrique romaine de Septime Sévère à l’invasion vandale. Paris: E. de Boccard.
16. Bukin, M. A. (2021) “K voprosu o prichinakh prodolzhitelʹnoi zhiznesposobnosti donatistskogo raskola” [On the Reasons for the Long Vitality of the Donatist Schism], Khristianskoe chtenie 3: 232–242.
17. Büttner, T. (1959) “Die Circumcellionen — eine social-religiöse Bewegung”, in Büttner T., Werner E. Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterlicher Haeresie, S. 1–72. Berlin: Akademie-Verlag.
18. Diesner, H.-J. (1964) “Methodisches und Sachliches zum Circumcellionentum”, in Kirche und Staat im spätrömischen Reich: Aufsätze zur Spätantike and zur Geschichte der alten Kirche, S. 53–77. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt.
19. Diligenskii, G. G. (1961) Severnaia Afrika v IV–V vekakh [North Africa in the IV–V centuries]. M.: Izd-vo AN SSSR.
20. Dmitrev, A. D. (1948) “K voprosu ob agonistikakh i tsirkumtsellionakh” [To a question on agonists and circumcillions], Vestnik drevnei istorii 3: 66–78.
21. Dossey, L. (2010) Peasant and Empire in Christian North Africa. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.
22. Frend, W. H. C. (1969) “Circumcellions and Monks”, The Journal of Theological Studies 20(2): 542–549.
23. Frend, W. H. C. (1971) The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford: Clarendon Press.
24. Grey, C. (2016) “Rural society in North Africa”, in R. Miles (ed.) The Donatist Schism: Controversy and Contexts, pp. 120–141. Liverpool: Liverpool University Press.
25. Hahn, T. (1900) Tyconius-Studien. Leipzig: Dieterich.
26. Hogrefe, А. (2009) Umstrittene Vergangenheit: Historische Argumente in der Auseinandersetzung Augustins mit den Donatisten. Berlin; New York: Walter de Gruyter.
27. Jones, A. H. M., Martindale, J. R., Morris, J. (1971) The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. I. Cambridge: Cambridge University Press.
28. Kargalʹtsev, A. V. (2014) “Muchenichestvo Sviatykh Maksimy, Sekundy i Donatilly. Vstupitelʹnaia statʹia, perevod i kommentarii” [Martyrdom of Saints Maxima, Secunda and Donatilla. Introduction, translation and commentary], Mnemon. Issledovaniia i publikatsii po istorii antichnogo mira 14: 455–464.
29. Koch, H. (1932) “Die ps.-cyprianische Schrift De centesima, sexagesima, tricesima in ihrer Abhängigkeit von Cyprian”, Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Älteren Kirche 31: 248–272.
30. Mamontov, A. L. (2019) “Konstantin i donatistskii raskol: pervye shagi imperatora (313–314 gg.)” [Constantine and the Donatist schism: the emperor’s first steps (313– 314)], Vestnik PSTGU, Seriia II: Istoriia, Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 86: 9–24.
31. Mamontov, A. L. (2018) “Presledovanie donatistov pri imperatore Konstante (337–350 gg.)” [Persecution of the Donatists under Emperor Constantius (337–350)], Indoevropeiskoe iazykoznanie i klassicheskaia filologiia 22: 830–842.
32. Mamontov, A. L. (2019) “Vremena Iuliana Otstupnika v antidonatistskoi polemike Optata iz Milevy” [The Times of Julian the Apostate in the Anti-Donatist Polemic of Optatus of Mileva], in Pamiatʹ i identichnostʹ: osobennosti istoriopisaniia v Antichnosti, v Srednie veka i rannee Novoe vremia, pp. 87–100. M.: RGGU.
33. Martroye, F. (1904) “Une tentative de revolution sociale en Afrique: donatistes et circoncellions”, Revue des questions historiques 36(76): 353–416.
34. Mashkin, N. A. (1938) “Agonistiki ili tsirkumtselliony v kodekse Feodosiia” [Agonistics or Circumcellions in the Theodosius Codex], Vestnik drevnei istorii 1: 82–92.
35. Mashkin N. A. (1935) “Dvizhenie agonistikov (iz istorii Rimskoi Afriki IV v.)” [Movement of agonists (from the history of Roman Africa in IV century)], Istorik-marksist 41(1): 28–52.
36. Mashkin N. A. (1949) “K voprosu o revoliutsionnom dvizhenii rabov i kolonov v Rimskoi Afrike” [On the revolutionary movement of slaves and colonies in Roman Africa], Vestnik drevnei istorii 3: 51–61.
37. Monceaux, P. (1920). Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. Vol. 4. Paris: Leroux.
38. Panteleev, A. D. (ed.) (2017) Rannie muchenichestva. Perevody, kommentarii, issledovaniia [Early Martyrdoms. The Early Martyrdoms of the Early Martyrs. translations, commentaries, studies]. St. Petersburg: PС Gumanitarnaya Akademiya.
39. Pottier, B. (2016) “Circumcelliones, Rural Society and Communal Violence in Late Antique North Africa”, in R. Miles (ed.) The Donatist Schism: Controversy and Contexts, pp. 142–165. Liverpool: Liverpool University Press.
40. Pottier, B. (2008) “Les circoncellions. Un mouvement ascétique itinérant dans l’Afrique du Nord des IVe et Ve siècles”, Antiquités africaines 44: 43–107.
41. Rubin, Z. (1994) “Mass Movements in Late Antiquity — Appearances and Realities”, in I. Malkin, Z. W. Rubinsohn (eds) Leaders and Masses in the Roman World: Studies in Honor of Zvi Yavetz, pp. 129–187. Leiden: Brill.
42. Saumagne, C. (1934) “Ouvriers agricoles ou rôdeurs de celliers: les circoncellions Afrique”, Annales histoire économique et sociale 6: 355–364.
43. Shaw, B. D. (2011) Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge and New York: Cambridge University Press.
44. Shaw, B. D. (2004) “Who Were the Circumcellions?”, in A. H. Merrills (ed.) Vandals, Romans and Berbers: New Perspectives on Late Antique North Africa, pp. 227–258. Aldershot: Ashgate.
45. Tengström, E. (1964) Donatisten und Katholiken: soziale, wirtschaftliche und politische Aspekte einer nordafrikanischen Kirchenspaltung. Göteborg: Elanders Boktryckeri Aktiebolag.
46. Vedeshkin, M. A. (2019) “Liudi v chernom”: khristianskie monakhi v zerkale iazycheskoi kritiki” [“People in Black”: Christian monks in the mirror of pagan criticism], Vestnik drevnei istorii 79(2): 358–378.
47. Warmington, B. H. (1954) The North African Provinces from Diocletian to the Vandal Conquest. Cambridge: University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Мамонтов А. Между мучениками и рабочими: проблема циркумцеллионов в источниках и историографии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):38-57. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-38-57
For citation:
Mamontov A. Martyrs or Laborers? Sources and Scholarship on Circumcellions. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):38-57. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-38-57