Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Я не признаю власти века сего»: мученики и Римская империя

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-12-37

Аннотация

В статье рассматриваются данные ранней агиографической традиции об отношении христиан к Риму. Для самих мучеников вряд ли имело значение что-то, кроме Царства Божьего, однако мотив их противостояния римлянам мог привлекать внимание авторов и редакторов мученичеств. В сохранившихся текстах нет ни прямых обвинений христиан в заговорах, ни явных проявлений политической нелояльности, однако некоторые содержащиеся в них идеи позволяют понять беспокойство римлян. Прежде всего это отношение христиан к культу императора: отказ мучеников почтить его ставил их вне закона, превращая в изменников и в угрозу для государства. Они противопоставляли вечное царство Бога и временную власть цезаря. Затем римляне столкнулись с тем, что римская идентичность у мучеников замещалась христианской: они считали себя гражданами не Рима, а Царства Божьего. Христиане указывали, что император поставлен Богом, а стало быть, его [Бога] указания и заповеди обладают большей важностью. Казнь мучеников, которая должна была их унизить, превращалась в торжество верующих, что нарушало установленный ритуал поддержания римского порядка. Осужденный христианин нарушал привычное течение событий, он приветствовал пытки, радовался смерти и руководил своей казнью. Наконец, тексты мученичеств типологически схожи с acta Alexandrinorum, записями о суде и казни язычников, критиковавших Рим. Наблюдая за эволюцией образа магистратов, мы видим, как постепенно столкновение мученика и всего римского порядка превращается в конфликт добродетельного христианина и злобного наместника провинции, таким образом снимая ответственность за гонения с императора.

Об авторе

А. Пантелеев
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Алексей Пантелеев — доцент Института истории

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Каргальцев А. В. К вопросу о гонениях Валериана в Нумидии по материалам «Passio sanctorum Mariani et Iacobi» // Мнемон. Исследования и публикации по античной истории. Вып. 13. 2103. С. 375–378.

2. Каргальцев А. В. Мученичество Святых Монтана и Луция: Вступительная статья, перевод и комментарий // Религия. Церковь. Общество. Вып. 3. 2014. С. 276–301.

3. Лебедев П. Н. Рим и христианство: переосмысление истории в апологетике II–III вв. // Вестник древней истории. 2018. Т. 78(4). С. 889–890.

4. Пантелеев А. Д. От преступников к мученикам: изображения казни в искусстве Римской империи // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. Вып. 7. С. 138–146.

5. Пантелеев А. Д. Христианское мученичество в контексте римских зрелищ// Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. Вып. 2 (44). С. 75–89.

6. Пантелеев А. Д. «Для упражнения и подготовки тех, кто намеревается»: ранние агиографические тексты как наставления для христиан // Диалог со временем. 2017. № 58. С. 125–140.

7. Пантелеев А. Д. Папирусы, история гонений и агиография // Библия и христианская древность. 2021. № 1 (9). С. 125–152.

8. Пантелеев А. Д. Гонения на христиан и императорский культ по данным агиографической традиции // Проблемы истории, филологии, культуры. 201 5. № 3. С. 91–104.

9. Пантелеев А. Д. Мученичество и распространение христианства в Римской империи // Вестник СПбГУ. Серия 2: история. 2015. № 3. С. 33–43.

10. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / под ред. А. Д. Пантелеева. СПб., 2017.

11. Розенблюм Е. М. Эволюция отношения раннехристианских мучеников к языческой власти // Аристей. 2018. Т. 17. С. 58–69.

12. Besson, A. (2017) “Fifty Years before the Antonine Constitution: Access to Roman Citizenship and Exclusive Rights”, in L. Cecchet, A. Busetto (eds) Citizens in the Graeco-Roman World: Aspects of Citizenship from the Archaic Period to AD 212, pp. 199–220. Leiden; Boston: Brill.

13. Castelli, Е. А. (2005) “Persecution and Spectacle. Cultural Appropriation in the Christian Commemoration of Martyrdom”, Archiv für Religionsgeschichte 7: 102–136.

14. Chesnut, G. F. (1978) “The Ruler and the Logos in Neopythagorean, Middle Platonic, and Late Stoic Political Philosophy”, in Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Bd. II.16.2, pp. 1310–1332. Berlin, New York: Walter de Gruyter.

15. Cobb, L. S. (2020) “Martyrdom in Roman Context”, in Р. Middleton (ed.) The Wiley Blackwell Companion to Christian Martyrdom, рр. 88–101. Hoboken, Chichester: Wiley Blackwell.

16. Coleman, К. М. (1990) “Fatal Charades: Roman Executions Staged as Mythological Enactments”, Journal of Roman Studies 80: 44–73.

17. Corke-Webster, J. (2019) Eusebius and Empire. Constructing Church and Rome in the Ecclesiastical History. Cambridge: Cambridge University Press.

18. Dinkler, М. В. (2017) “Genre Analysis and Early Christian Martyrdom Narratives: А Proposal”, in Ј. Baden, Н. Najman, Е. Ј. С. Tigchelaar (eds) Sibyls, Scriptures, and Scrolls, рp. 314–336. Leiden: Brill

19. Dvornik, F. (1966) Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background. Washington: The Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies.

20. Eastman, L. (2011) Paul the Martyr: The Cult of the Apostle in the Latin West. Leiden, Boston: Brill.

21. Feldman, L. H. (2006) Judaism and Hellenism Reconsidered. Leiden, Boston: Brill. Ferguson, E. (1993) “Early Christian Martyrdom and Civil Disobedience”, Journal of Early Christian Studies 1: 73–83.

22. Flinterman, J.-J. (2004) “Sophists and emperors: A reconnaissance of sophistic attitudes”, in В. E. Borg (ed.) Paideia: The World of the Second Sophistic, pp. 359–378. Berlin and New York: Walter de Gruyter.

23. Franchi De’Cavalieri, P. (1909) Note agiografiche. Fasc. 3. Roma: Poliglotta Vaticana. Garnsey, P. (1970) Social Status and Legal Privilege in the Roman Empire. Oxford: Clarendon Press.

24. Garnsey, P. (2004). “Roman Citizenship and Roman Law”, in S. Swain, M. Edwards (eds) Approaching Late Antiquity, pp. 133–155. Oxford: Oxford University Press.

25. Goodman, M. (1991) “Opponents of Rome: Jews and Others”, in L. Alexander (ed.) Images of Empire, pp. 222–238. Sheffield: Sheffield Academic Press

26. Gunderson, E. (1996) “The Ideology of the Arena”, Classical Antiquity, 15: 113–151.

27. Hadas-Lebel, M. (1990) Jerusalem contre Rome. Paris: Les Editions du Cerf.

28. Harker, A. (2008) Loyalty and Dissidence in Roman Egypt. The Case of the Acta Alexandrinorum. Cambridge: Cambridge University Press.

29. Hill, С. E. (2001) Regnum Caelorum: Patterns of Millennial Thought in Early Christianity. Grand Rapids: Eerdmans.

30. Hodkin B. (2014) “Theologies of Resistence: A Re-examination of Rabbinic Traditions about Rome”, in J. A. Dunne, D. Batovici (eds) Reactions to Empire, pp. 163–177. Tübingen: Mohr Siebeck.

31. Horbury, W. (2017) “Church and Synagogue vis-à-vis Roman Rule in the Second Century”, in J. C. Paget, J. Lieu (eds) Christianity in the Second Century: Themes and Developments, 71–87. Cambridge: Cambridge University Press.

32. Huebner S. (2019) “Soter, Sotas, and Dioscorus before the Governor. The First Authentic Court Record of a Roman Trial of Christians?” Journal of Late Antiquity, 12: 2–24.

33. Jazdzewska, K. (2019) “Entertainers, Persuaders, Adversaries. Interactions of Sophists and Rulers in Philostratus’ Lives of Sophists”, in Ph. Bosman (ed.) Intellectual and Empire in Greco-Roman Antiquity, pp. 160–177. London, New York: Routledge.

34. Kargal’tsev A. V. (2013) “K voprosu o goneniiah Valeriana v Numidii po materialam Passio sanctorum Mariani et Iacobi” [On the Question of Valerian’s Persecutions in Numidia according to Passio Sanctorum Mariani et Iacobi], Mnemon. Issledovaniia i publikacii po antichnoi istorii, 13: 375–378.

35. Kargal’tsev, A. V. (2014) “Muchenichestvo Sviatykh Montana i Lutsiia: Vstupitel’naia stat’ia, perevod i kommentarii” [The Martyrdom of Montanus and Lucius: Introductory Article, Russian Translation and Commentary], Religiia. Tserkov’. Obshhestvo 3: 276–301.

36. Larson, S. J. (2014) “The Trouble with Religious Tolerance in Roman Antiquity”, in J. D. Rosenblum, L. C. Vuong, N. P. DesRosiers (eds) Religious Competitions in the Third century CE: Jews, Christians and the Greco-Roman World, pp. 50–59. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

37. Lebedev, P. N. (2018) “Rim i khristianstvo: pereosmyslenie istorii v apologetike II–III vv.” [Rome and Christianity: Reinvention of History in Christian Apologetics of the Second and Third Centuries AD], Vestnik drevnei istorii 78(4): 889–890.

38. MacMullen, R. (1966) Enemies of the Roman Order. Treason, Unrest, and Alienation in the Empire. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

39. Mattingly, H. (1952) “Jovius and Herculius”, Harvard Theological Review 45: 131–134.

40. Millar, F. (2004) Government, Society and Culture in the Roman Empire. Vol. 2. Chapel Hill; London: The University of North Carolina Press.

41. Moss, C. (2012) “Current Trends In The Study Of Early Christian Martyrdom”, Bulletin for the Study of Religion 41: 22–29.

42. Moss, C. (2014) “Resisting Empire in Early Christian Martyrdom Literature”, in J. A. Dunne, D. Batovici (eds) Reactions to Empire, pp. 147–161. Tubingen: Mohr Siebeck.

43. Musurillo, H. (1954) The Acts of the Pagan Martyrs. Acta Alexandrinorum. Oxford: Clarendon Press.

44. Panteleev, A. D. (2014) “Khristianskoe muchenichestvo v kontekste rimskikh zrelishch” [Christian Martyrdom in the Context of the Roman Spectacles], Problemy istorii, filologii, kul’tury 2: 75–89.

45. Panteleev, A. D. (2015) “Goneniia na khristian i imperatorskii kul’t po dannym agiograficheskoi traditsii” [Christian Persecutions and Imperial Cult according the Early Hagiographical Tradition], Problemy istorii, filologii, kul’tury 3: 91–104.

46. Panteleev, A. D. (2015) “Muchenichestvo i rasprostranenie hristianstva v Rimskoi imperii” [Martyrdom and Spread of Christianity in the Roman Empire], Vestnik SPbGU. Seriia 2: istoriia 3: 33–43.

47. Panteleev, A. D. (2017) “Dlia uprazhneniia i podgotovki tekh, kto namerevaetsia: rannie agiograficheskie teksty kak nastavleniia dlia khristian” [For the Training and Preparation of Ones to Come: Early Hagiographic Texts as Instructions for Christians], Dialog so vremenem 58: 125–140.

48. Panteleev, A. D. (2017) “Ot prestupnikov k muchenikam: izobrazheniia kazni v iskusstve Rimskoi imperii” [From Criminals to Martyrs: Images of Executions in the Art of the Roman Empire], Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva 7: 138–146.

49. Panteleev, A. D. ( ed.) (2017) Rannie muchenichestva. Perevody, kommentarii, issledovaniia [Early Martyr Acts. Translations. Comments. Researches]. Saint-Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia.

50. Panteleev, A. D. (2021) “Papirusy, istoriia gonenii i agiografiia” [Papyri, History of Persecution and Hagiography], Bibliia i khristianskaia drevnost’ 1(9): 125–152.

51. Portier-Young, A. (2011) Apocalypse Against Empire: Theologies of Resistance in Early Judaism. Grand Rapids: William B. Eerdmans.

52. Potter, D. (1993) “Martyrdom as Spectacle”, in R. Scodel (ed.) Theater and Society in the Classical World, pp. 53–88. Ann Arbor: University of Michigan Press.

53. Rebillard, É. (2021) The Early Martyr Narratives: Neither Authentic Accounts Nor Forgeries. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

54. Rhee, H. (2005) Early Christian Literature. Christ and Culture in the Second and Third Centuries. London, New York: Routledge.

55. Ritter, M. A. (2006) “Church and State up to c. 300 CE”, in M. M. Mitchel, F. M. Yong (eds) The Cambridge History of Christianity. Vol. 1. Origins to Constantine, pp. 524–537. Cambridge: Cambridge University Press.

56. Rozenblium, E. M. (2018) Evoliutsiia otnosheniia rannehristianskikh muchenikov k iazycheskoi vlasti [Evolution of the attitude of early Christian martyrs towards the pagan authorities], Aristei 17: 58–69.

57. Schott, J. M. (2008) Christianity, Empire, and the Making of Religion in Late Antiquity. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

58. Swain, S. (1989) “Favorinus and Hadrian”, Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 79: 150–158.


Рецензия

Для цитирования:


Пантелеев А. «Я не признаю власти века сего»: мученики и Римская империя. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):12-37. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-12-37

For citation:


Panteleev A. “I Do Not Recognize the Empire of This World”: Martyrs and the Roman Empire. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):12-37. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-12-37

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)