Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Религия, ресурс и государство: размышления над книгой Рената Беккина «“Люди в верности надежные…”. Татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века)»

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-603-623

Аннотация

В статье обсуждаются основные положения методологического подхода к изучению государственно-религиозных отношений, предложенного в монографии Рената Беккина «“Люди в верности надежные…”. Татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века)». В рамках этого концепта институт муфтиятов и мусульманские организации препарируются как элементы системы российских государственно-исламских отношений с опорой на постулаты экономики религии и неоинституциональной экономики, демонстрируется возможность применения этих теорий для описания функционирования религиозных институтов в обществах, где неформальные правила играют существенную роль. Критический анализ языка предложенной политэкономии для описания государственно-исламских отношений демонстрирует ценность его эвристического потенциала, который, однако, не может быть признан универсальным и достаточным для социального прогнозирования в религиозной сфере. Ограничения проистекают, прежде всего, из лимитированного учета интересов и ресурсов как религиозных организаций, так и верующих, недостаточного обоснования возможности применения рыночной модели к российским государственно-религиозным взаимодействиям в прошлом и настоящем, отсутствия общей характеристики политэкономической системы.

Об авторе

Ю. Гусева
Московский городской педагогический университет
Россия

Юлия Гусева — профессор

Москва



Список литературы

1. Андреев А. Становление Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви: История централизованного управления церковным имуществом и финансами в России. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.

2. Беккин Р. И. К вопросу о применимости теории экономики религии к изучению деятельности духовных управлений мусульман (муфтиятов) в современной России // Проблемы современной экономики. 2019. № 4(72) [http://www.meconomy.ru/art.php?nArtId=6797, доступ от 20.03.2023].

3. Беккин Р. И. «Люди в верности надежные…». Татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века)». М.: НЛО, 2022.

4. Гусева Ю. Н. Российский мусульманин в XX веке (на материалах Среднего Поволжья). Самара: Офорт, 2013.

5. Зарипов И.А. Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения //Мир новой экономики. 2016. № 2. С. 64–74.

6. Ислам и религиозный активизм в Республике Татарстан: Коллективная монография / отв. ред. Т. Н. Липатова. Казань: Издательство АН РТ, 2021.

7. Ислам и советское государство (1917–1936). Сборник документов. Выпуск 2 /Сост., автор предисл. и прим. Д.Ю. Арапов. М.: ИД Марджани, 2010.

8. Источники существования исламских институтов в Российской империи: сб. ст. /Сост. и отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.

9. Калинин И. Прошлое как ограниченный ресурс: историческая политика и экономика ренты// Неприкосновенный запас. 2013. № 2(88). С. 200–214.

10. Кобзев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности мусульманских зарегистрированных общин Ульяновской области в 1960–1980-х гг. // Финансы и кредит. 2014. № 48(624). С. 60–71.

11. Королев А.А. К вопросу о финансовой деятельности мусульманских объединений СССР во второй половине 1940 — первой половине 1980-х гг. (по материалам Пензенского региона) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 1. С. 126–130.

12. Кныш А. Постсоветский суфизм как предмет научного исследования сегодня и в ближайшей перспективе //Суфизм после СССР. М.-СПб.: Марджани, Аль-Макам, 2022. С. 13–24.

13. Кордонский С. Г. Ресурсное государство: сборник статей. М.: REGNUM, 2007.

14. Лобазова О.Ф., НикифорцТакигава Г .Б. Big Data в исследовании вовлеченности молодежи в виртуальный «религиозный рынок» // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 24. С. 64–77.

15. Митрохин Н. Экономика Русской православной церкви // Отечественные записки. 2001. № 1(1) [https://strana-oz.ru/2001/1/ekonomika-russkoy-pravoslavnoycerkvi#_ftnref3, доступ от 20.03.2023].

16. Мухаметзянов А.А. Экономическое положение мусульманской общины в России (вторая половина XIX — начало XX в.) //Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2007. № 49, вып. 13. С. 133–137.

17. Назаров А.А. Экономика и религия Российской империи. Конфессиональная политика в системе экономических реформ (по материалам законодательства XVIII–XIX вв.). М.: Парадиз, 2006.

18. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ пер. с англ. А. Н. Нестеренко, предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

19. Руткевич И. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro и Contra //Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 207–233.

20. Эткинд А. Природа зла. Сырье и государство. М.: НЛО, 2020.

21. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999.

22. Andreev, A. (2014) Stanovlenie Finansovokhoziaistvennogo upravleniia Russkoĭ Pravoslavnoi Tserkvi: Istoriia tsentralizovannogo upravleniia tserkovnym imushchestvom i finansami v Rossii [Formation of the Financial and Economic Management of the Russian Orthodox Church: The History of Centralised Management of Church Property and Finance in Russia]. M.: Izd-vo PSTGU.

23. Arapov, D. Iu. (ed.) (2010) Islam i sovetskoe gosudarstvo (1917–1936). Sbornik dokumentov. Vypusk 2 [Islam and the Soviet State (1917–1936). Collection of documents. Issue 2]. M.: ID Mardzhani.

24. Babadjanov, B. (2014) The Economic and Religious History of a Kolkhoz Village: Khojawot from Soviet Modernisation to the Aftermath of the Islamic Revival in Allah’s Kolkhozes. Migration, DeStalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s–2000s). Berlin: Klaus Schwarz Verlag.

25. Bekkin, R.I. (2019) “K voprosu o primenimosti teorii ekonomiki religii k izucheniiu deiatel’nosti dukhovnykh upravlenii musul’man (muftiiatov) v sovremennoi Rossii” [On the applicability of the theory of economics of religion to the study of the activities of Muslim spiritual administrations (muftiyats) in modern Russia], Problemy sovremennoi ekonomiki 4(72) [http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6797, accessed on 20.03.2023].

26. Bekkin, R.I. (2022) “Liudi v vernosti nadezhnye…”. Tatarskie muftiiaty i gosudarstvo v Rossii (XVIII–XXI veka) [“People in fidelity reliable...”. Tatar Muftiyats and the State in Russia (XVIII–XXI centuries).]. M.: NLO.

27. Benussi, M. (2020) “‘ Sovereign’ Islam and Tatar ‘ Aqidah’: Normative Religious Narratives and Grassroots Criticism Amongst Tatarstan’s Muslims”, Contemporary Islam 14: 129–130.

28. Etkind, A. (2020) Priroda zla. Syrʹe i gosudarstvo [The Nature of Evil. Raw materials and the state]. M.: NLO.

29. Iunusova, A.B. (1999) Islam v Bashkortostane [Islam in Bashkortostan]. Ufa: Ufimskii poligrafkombinat.

30. Kalinin, I. (2013) “Proshloe kak ogranichennyi resurs: istoricheskaia politika i ekonomika renty” [Past as a limited resource: historical policy and rent economy], Neprikosnovennyi zapas 2(88): 200–214.

31. Knysh, A. (2022) “Postsovetskii sufizm kak predmet nauchnogo issledovaniia segodnia i v blizhaishei perspective” [Post-Soviet Sufism as a subject of scientific research today and in the near future], in S. Abashin, I. Pankov, A. Knysh (eds) Sufizm posle SSSR, ss. 13–24. M.-SPb.: Mardzhani, Alʹ-Makam.

32. Kobzev, A.V. (2014) “Analiz finansovo-khoziaistvennoi deiatel’nosti musul’manskikh zaregistrirovannykh obshchin Ul’ianovskoi oblasti v 1960–1980-kh gg.” [Analysis of financial and economic activity of Muslim registered communities of the Ulyanovsk region in 1960–1980s], Finansy i kredit 48(624): 60–71.

33. Kordonskii, S.G. (2007) Resursnoe gosudarstvo: sbornik statei [Resource State: Collection of Articles]. M.: REGNUM.

34. Korolev, A.A. (2008) “K voprosu o finansovoi deiatel’nosti musul’manskikh ob”edinenii SSSR vo vtoroi polovine 1940 — pervoi polovine 1980-kh gg. (po materialam Penzenskogo regiona)” [On the question about the financial activity of Muslim associations of the USSR in the second half of 1940 — first half of 1980s (on the materials of the Penza region)], Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk 10(1): 126–130.

35. Lipatova, T.N. (ed.) (2021) Islam i religioznyi aktivizm v Respublike Tatarstan [Islam and religious activism in the Republic of Tatarstan]. Kazan’: Izdatel’stvo AN RT.

36. Lobazova, O.F., Nikiforts-Takigava, G.B. (2018) “Big Data v issledovanii vovlechennosti molodezhi v virtual’nyi ‘religioznyi rynok’” [Big Data in the study of youth involvement in the virtual “religious market”], Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia Politologiia. Religiovedenie 24: 64–77.

37. McKinnon, A.M. (2011) “Ideology and the Market Metaphor in Rational Choice Theory of Religion”, Critical Sociology 1–15.

38. Mitrokhin, N. (2001) “Ekonomika Russkoi pravoslavnoi tserkvi” [Economy of the Russian Orthodox Church], Otechestvennye zapiski 1(1) [https://strana-oz.ru/2001/1/ekonomika-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi#_ftnref3, accessed on 20.03.2023].

39. Mukhametzianov, A.A. (2007) “Ekonomicheskoe polozhenie musul’manskoi obshchiny v Rossii (vtoraia polovina XIX — nachalo XX v.)” [Economic situation of the Muslim community in Russia (second half of XIX — beginning of XX century)], Izvestiia Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2, Gumanitarnye nauki 49(13): 133–137.

40. Nazarov, A.A. (2006) Ekonomika i religiia Rossiiskoi imperii. Konfessionalʹnaia politika v sisteme ekonomicheskikh reform (po materialam zakonodatel’stva XVIII–XIX vv.) [Economy and religion of the Russian Empire. Confessional policy in the system of economic reforms (on the materials of the legislation of the XVIII–XIX centuries)]. M.: Paradiz.

41. North, D. C. (1990) Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press.

42. Rutkevich, I. D. (2013) “‘Novaia paradigma’ v sotsiologii religii: Pro i Contra” [“New paradigm” in the sociology of religion: Pro and Contra], Vestnik Instituta sotsiologii 6: 207–233.

43. Serebriany, S. (2012) “‘Orientalism’: a good word defamed”, in E. S. Shteiner (ed.) Orientalism / Occidentalism: Languages of Culture vs Languages of Description: Collected Papers, ss. 25–33. M.: Sovpadenie.

44. Stark, R. Finke, R. (2000) Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion, p. 100. Berkeley: University of California Press.

45. Zagidullin. I.K. (ed.) (2009) Istochniki sushchestvovaniia islamskikh institutov v Rossiiskoi Imperii: sb. st. [Sources of the existence of Islamic institutions in the Russian Empire: a collection of articles]. Kazan’: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT.

46. Zaripov, I.A. (2016) “Islamskie finansy v Rossii: problemy stanovleniia i puti ikh resheniia” [Islamic finance in Russia: problems of formation and ways to solve them], Mir novoi ekonomiki 2: 64–74.


Рецензия

Для цитирования:


Гусева Ю. Религия, ресурс и государство: размышления над книгой Рената Беккина «“Люди в верности надежные…”. Татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века)». Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):603-623. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-603-623

For citation:


Guseva Yu. Religion, Resource and the State: Reflections on Renat Bekkin’s Book “‘People in Loyalty Reliable...’. Tatar Muftiyats and the State in Russia (18th–21st Centuries)”. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):603-623. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-603-623

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)