Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

От радости совместного академического чтения к чуткому сообществу. Книжный коллоквиум «Читая ислам, понимая мусульман»

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-551-563

Аннотация

Этот текст представляет собой рефлексию по поводу стартовавшего в сентябре 2022 г. книжного коллоквиума «Читая ислам, понимая мусульман». Через призму прошедших 10 семинаров предпринимается попытка оценить вклад состоявшихся обсуждений по отдельности и всего проекта в целом в развитие современного знания об исламе в России, а также понять, что важнее всего для развития сообщества ученых, так или иначе затрагивающих в своих исследованиях ислам или мусульман. Обсуждается методологическая ценность обсуждения концепций социологии и антропологии ислама.

Об авторе

С. Рагозина
Институт востоковедения РАН
Россия

Софья Рагозина — научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Беккин Р. «Люди в верности надежные…»: татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века). М.: НЛО, 2022.

2. Виртуальный ислам на постсоветском пространстве: киберсреда и религиозные авторитеты/под ред. Э. Муратовой, З. Хабибулиной. Баку: AVE Print, 2023.

3. Махмуд C. Политика благочестия. Исламское возрождение и феминистский субъект /пер. с англ. К. Колкуновой. М.: НЛО, 2023.

4. Нортон Э. К мусульманскому вопросу /пер. с англ. А. Лазарева. М.: Издательский Дом ВШЭ, 2016.

5. Ориентализм vs ориенталистика / отв. ред. В.О. Бобровников, С. Дж. Мири. М.: Садра, 2016.

6. Рагозина С.А. «Насыщенное описание» и интерпретация культур: чем сейчас полезен подход К. Гирца в изучении ислама в России//ШАГИ. 2021. № 2. С. 115–135.

7. Рагозина С.А. В поисках неосуфизма: постсекулярный ориентализм, деисламизация традиции и духовное потребление //Суфизм после СССР. / ред. И. Панков, А. Кныш. С. Абашин. М.-СПб: Марджани, Аль-Макам, 2022. C. 390–411.

8. Сибгатуллина Г. Читая Асада, Ахмеда и Халлака: что есть ислам сегодня? // Islamology. 2020. Т. 10. № 2. С. 8–18.

9. Abis, H. et al. (2000) “(Un)doing Academic Practice: Notes from a Feminist Geography workshop”, Gender, Place & Culture 7(4): 435–439.

10. Ahmed, Sh. (2015) What is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton University Press.

11. Bekkin, R. (2022) “Liudi v vernosti nadezhnye…”: tatarskie muftiiaty i gosudarstvo v Rossii (XVIII—XXI veka) [“People in loyalty reliable...”: Tatar Muftiyats and the State in Russia (XVIII–XXI centuries)]. M.: NLO.

12. Bobrovnikov, V.O., Miri, S. Dzh. (eds) (2016) Orientalizm vs orientalistika [Orientalism vs Oriental Studies]. M.: Sadra.

13. Brubaker, R. (2013) “Categories of Analysis and Categories of Practice: a Note on the study of Muslims in European Countries of Immigration”, Ethnic and Racial Studies 361: 1–8.

14. Darieva, T., Mühlfried, F., Tuite, K. (eds) (2018) Sacred Places, Emerging Spaces. Religious Pluralism in the PostSoviet Caucasus. New York, London: Bergahn.

15. Deeb, L. (2006) An Enchanted Modern. Gender and Public Piety in Shi`i Lebanon. Princeton University Press.

16. Ey, M., et al. (2020) “Becoming Reading Group: Reflections on Assembling a Collegiate, Caring Collective”, Australian Geographer 1–23.

17. Gardiner, J., et al. (2023) “Reading Group as Method for Feminist Environmental Humanities”, Australian Feminist Studies 1–21.

18. Jung, D., Sinclair, K. (eds) (2020) Muslim Subjectivities in Global Modernity. Islamic Traditions and the Construction of Modern Muslim Identities. Brill.

19. Jung, D. (2023) Islam in Global Modernity: Sociological Theory and the Diversity of Islamic Modernities. Springer.

20. Mahmood, S. (2004) Politics of Piety: The Islamic Revival and the Feminist Subject. Princeton University Press.

21. Mason, K., Halvorsen, S., Burton, K. (2015) “Intervention — ‘eading Groups as Radical Research Practice’”, Antipode Online, 12 February [https://antipodeonline.org/2015/02/12/reading-groups-as-radical-research-practice/, accessed on 14.11.2023].

22. Myratova, E., Khabibulina, Z. (eds) (2023) Virtualnyi islam na postsovetskom prostranstve: kibersreda i religioznye avtoritety [Virtual Islam in the post-Soviet space: cyber environment and religious authorities]. Baku: AVE Print.

23. Norton, A. (2013) On the Muslim Question. Princeton University Press.

24. Ragozina, S.A. (2021) “‘Nasyshchennoe opisanie’ i interpretatsiia kul’tur: chem seichas polezen podkhod K. Girtsа v izuchenii islama v Rossii” [“Thick description” and interpretation of cultures: what is the usefulness of C. Geertz’s approach in the study of Islam], ShAGI 2: 115–135.

25. Ragozina, S.A. (2022) “V poiskakh neosufizma: postsekuliarnyi orientalizm, deislamizatsiia traditsii i dukhovnoe potreblenie” [In Search of Neo-Sufism: Post-Secular Orientalism, De-Islamization of Tradition and Spiritual Consumption], in I. Pankov, A. Knysh, S. Abashin (eds) Sufizm posle SSSR, pp. 390–411. M. — SPb: Mardzhani, Al-Maqam.

26. Salvatore, A. (2016) The Sociology of Islam: Knowledge, Power and Civility. Wiley.

27. Sibgatullina, G. (2020) “Chitaia Asada, Akhmeda i Khallaka: chto est’ islam segodnia?” [Reading Asad, Ahmed and Hallak: what is Islam today?], Islamology 10(2): 8–18.


Рецензия

Для цитирования:


Рагозина С. От радости совместного академического чтения к чуткому сообществу. Книжный коллоквиум «Читая ислам, понимая мусульман». Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(3-4):551-563. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-551-563

For citation:


Ragozina S. From the Joy of Collaborative Academic Reading to a Caring Community. The Book Colloquium “Reading Islam, Understanding Muslims”. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(3-4):551-563. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-551-563

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)