Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Демонизация божеств: влияние христианского дуализма на тюркомонгольскую и финно-угорскую религиозно-мифологические системы

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-118-143

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния дуалистических религий на недуалистические. Основная мысль автора заключается в том, что в любой недуалистической религии обнаруживаются сложные и комплексные персонажи, почитаемые как божества-охранители, которые, однако, по природе своей легко могут подвергнуться демонизации. Причиной означенной демонизации выступает дуалистическая простота, объясняющая все в категориях «Добра» и «Зла», которые не существуют в рамках недуалистических религий. Автор полагает, что в случае встречи дуалистической и недуалистической религии, первая всегда влияет на вторую. Данное исследование выполнено на примере тюрко-монгольской и финно-угорской религиозно-мифологических систем, в контексте которых автор рассматривает таких персонажей, как Эрлик и Керемет, — перед и после того, как означенные мифологии столкнулись с христианским нарративом.

Об авторе

М. Гриднева
Высшая школа экономики; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Россия

Мария Гриднева - аспирант школы философии и культурологии

Москва



Список литературы

1. Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Том III. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1940. С. 71–112.

2. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Л.: Издательство Российской Академии Наук, 1924.

3. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. М.: Современные проблемы, 1914.

4. Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период (По поводу семиреченских надписей) // Сочинения. Т. 2. Ч. 2. М.: Наука, 1964. С. 265–298.

5. Васильев В. Е. «Хан первым ударял молотом по наковальне…»: о триаде «кузнец — шаман — воин» // ИЛИН: Исторический, культурологический журнал. № 20 (25). [http://ilin-yakutsk.narod.ru/2001-2/47.htm, доступ от 11.09.2023].

6. Время сновидений / Пер. с англ. и франц. Т. А. Черниловской и А. М. Давыдова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.

7. Дробышев Ю. И. Человек и природа в кочевых обществах Азии (III в. до н. э. — XVI в. н. э.). М.: ИВ РАН, 2014.

8. Золотницкий Н. И. Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис. Из лекций в Казанском Миссионерском институте Н. И. Золотницкого. Казань: Университетская типография, 1877.

9. Карпов А. В. Финно-угры и славяне в Волго-Клязьминском междуречье: эпоха христианизации // Мир современной науки. 2014. № 6(28). С. 18–39.

10. Кляшторный С. Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник: 1977. М.: Наука, 1981. С. 117–138.

11. Кляшторный С. Г. Стелы Золотого озера (к датировке енисейских рунических памятников) // Tūrcologica: к семидесятилетию академика А. Н. Кононова. Л.: Наука, 1976. С. 258–267.

12. Кодар А. А. Тенгрианство в контексте монотеизма // Новые исследования Тувы. 2009. № 1–2. С. 216–225.

13. Крадин Н. Н, Скрынникова Т. Д. Империя Чингис-хана. М.: Восточная литература, 2006.

14. Кызласов Л. Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии // Вестник Московского Университета: Серия 8: История. 1998. № 3. С. 8–35.

15. Лебедев Р. В. Саяно-алтайские истоки библейских представлений // Вестник БГУ. 2017. Вып. 2. С. 78–96.

16. Мендешева В. М. Образ Бай-Ульгеня и Аба-Эрлика в традиционном мировоззрении алтайцев // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сборник научных трудов / Под ред. П. К. Дашковского. Барнаул: Азбука, 2009. Вып. III.

17. Минуа Ж. Дьявол. М.: Астрель: АСТ, 2004.

18. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Основные тенденции в сфере этноконфессиональных отношений у финно-угорских народов Поволжья и Приуралья (на примере мордвы) // Социально-политические науки. 2017. №4. С. 164–168.

19. Напольских В. В. Как Вукузё стал создателем суши: удмуртский миф о сотворении земли и древнейшая история народов Евразии. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993.

20. Напольских В. В. Миф о нырянии за землей (А812) в Северной Евразии и Северной Америке: двадцать лет спустя // Очерки по этнической истории. Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2018. С. 360–382.

21. Ойноткинова Н. Р. Эсхатологические стихи алтайцев: основные темы и мотивы // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С. 38–50.

22. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005.

23. Платон. Тимей // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. (Философское наследие). С. 421–500.

24. Платон. Федр // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. (Философское наследие). С. 135–191.

25. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.

26. Радлов В. В. Из Сибири: страницы дневника. М.: Наука, 1989.

27. Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.

28. Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник 1971. Москва: Наука, 1972. С. 213–226.

29. Стрелков А. М. Буддийское учение Калачакра: источники, структура, содержание // Вестник РХГА. 2008. № 1. С. 114–132.

30. Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология: этнографический справочник. Йошкар-Ола: МПИК, 2007.

31. Тойдыбекова Л. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu: Joensuun yliopisto, 1997.

32. Фукалов И. А. Позиция тенгрианства как монотеистической религии у тюрков в Средневековье // Антро. Вестник «Западно-Уральского института экономики и права». 2014. №2 (15). С. 241–245.

33. Шерстова Л. И. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск: Томский государственный университет, 2010.

34. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003.

35. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2010.

36. Knorre, B. (2014) “Neopaganism in the Mari El Republic”, in Kaarina Aitamurto and Scott Simpson (ed.) Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe, pp. 249–265. Oxon and New York: Routledge.

37. Stoyanov, Yu. (2000) “The Earth Diver and the Devil” in The Other God: Dualist Religions from Antiquity to the Cathar Heresy, pp. 131–139. New Heaven: Yale University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Гриднева М. Демонизация божеств: влияние христианского дуализма на тюркомонгольскую и финно-угорскую религиозно-мифологические системы. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(2):118-143. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-118-143

For citation:


Gridneva M. Demonisation of Gods: the Impact of Christian Dualism upon Turco-Mongol and Finno-Ugrian Religious Mythologies. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(2):118-143. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-118-143

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)