Шиитские сообщества Москвы как пример параллельных этнорелигиозных джамаатов
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-101-128
Аннотация
В статье исследуется проблема «параллельных сообществ» на примере московских шиитских (имамитских) групп. В отличие от мусульман суннитов, шииты в России существуют и развиваются обособленно, и порой кажутся совсем невидимыми. Московские шииты представлены выходцами из различных регионов и принадлежат к различным культурным ареалам и «этническим группам» (Закавказье, Южная Азия и другие). Они не составляют единого «московского шиитского джамаата», существуют и развиваются в «параллельных плоскостях» уже по отношению к друг другу. Это во многом характерно и для существующих в странах Европы и Америки групп последователей шиизма-имамизма. Появившись как следствие миграции в постсоветский период, шиитские сообщества смогли обосноваться и закрепиться в Московском регионе. В первую очередь этому способствовали следующие факторы: опора на собственные ресурсы и организационная активность отдельных членов, создание своих (шиитских) религиозных пространств (мечетей, хусайний, молитвенных комнат), включение в транслокальные шиитские религиозные сети (иранские, азербайджанские, афганские и др.). Перечисленные условия не имеют никаких пересечений с российским мусульманским «полем», что позволяет говорить об «автономности» и «параллельности», и даже «невидимости» московских шиитских групп относительно мусульманского (суннитского) большинства города. Автор показывает, что московские шиитские джамааты используют различные приемы, характерные для иных субкультурных сообществ: наличие собственных пространств, культурных кодов и сетей единомышленников.
Об авторе
Э. СеитовРоссия
Эрик Сеитов — младший научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Гибадуллин И.Р. Шиизм в России: поиск адекватной модели самоутверждения в общем контексте российской уммы // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве: сб. статей. Казань: Казан ун-т, 2014. С. 67–88.
2. Гибадуллин И.Р. Шииты; шиитская община Москвы в современности. Ислам в Москве: энциклопедический словарь /Сост. и ответ. ред. Д.З. Хайретдинов. Нижний Новгород, 2008 [http://idmedina.ru/books/encyclopedia/?3085, доступ от 10.06.2022].
3. Сеитов Э. Формирование и деятельность шиитских сообществ Москвы в постсоветский период // Ислам в современном мире. 2021. 17(2). C. 141–160.
4. Сеитов Э. Воспроизведение исторического опыта самоорганизации в инокультурной среде на примере деятельности хазарейской студенческой ассоциации «Катиб» в Москве //Вестник антропологии. 2021. № 4. С. 230–250.
5. Смит М. Память об утратах и азербайджанское общество //Азербайджан и Россия: общества и государства /под ред. Д.Е. Фурман. М.: Летний сад, 2001. С. 88–117.
6. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. С. 191–204.
7. Филин Н., Галимов И. Титулы шиитского духовенства в современных исторических реалиях Ирана //Власть. 2018. Т. 26. № 8. С. 152–156.
8. Хайретдинов Д.З. Шииты в Москве в XVI–XIX вв. Ислам в Москве: энциклопедический словарь /Сост. и ответ. ред. Д.З. Хайретдинов. Нижний Новгород, 2008 [http://idmedina.ru/books/encyclopedia/?3085 доступ от 10.06.2022].
9. Юнусов А. Фактор интеграции в миграционных процессах в Азербаджане. CARIMEast RR 2013/08, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2013.
10. Chelkowski, P. (ed.) (2010) Eternal Performance: Taziyeh and Other Shiite Rituals (Enactments). Seagull Books.
11. Chelkowski, P. (1979) Ta’ziyeh: Ritual and Drama in Iran. New York University Press.
12. Cooke, M., Lawrence, B. (ed.) (2005) Muslim Networks from Hajj to Hip Hop. University of North Carolina Press.
13. Cordier, B. (2018) “Russia’s ‘other Ummah’: From ‘ethnic Shi’ism’ to Ideological Movement?”, Anthropological Journal of European Cultures 27(1): 121–126.
14. Dobroslawa, W. (2017) Religious Revival and Secularism in PostSoviet Azerbaijan. De Gruyter.
15. Filin, N., Galimov, I. (2018) “Tituly shiitskogo dukhovenstva v sovremennykh istoricheskikh realiiah Irana” [Titles of the Shia Clergy in modern historical realities of Iran], Vlast’ 26(8): 152–156.
16. Fitcher, M.A. (2016) “Student Activist and Yugoslavia’s Islamic Revival: Sarajevo, 1970–1975”, in J. Fürst, J. McLellan (eds) Dropping out of Socialism: The Creation of Alternative Spheres in the Soviet Bloc, pp. 85–104. Lexington Books.
17. Fuko, M. (2006) “Drugie prostranstva” [Other spaces], in Intellektualy i vlast’: izbrannye politicheskie stat’i, vystupleniya i interv’yu, pp. 191–204. M.: Praksis.
18. Fürst, J., McLellan, J. (eds) (2016) Dropping out of Socialism: The Creation of Alternative Spheres in the Soviet Bloc. Lexington Books.
19. Fürst, J. (2016) “We All Live in a Yellow Submarine”, in J. Fürst, J. McLellan (eds) Dropping out of Socialism: The Creation of Alternative Spheres in the Soviet Bloc, pp. 179–206. Lexington Books.
20. Gibadullin, I. (2014) “Shiizm v Rossii: poisk adekvatnoi modeli samoutverzhdeniia v obshchem kontekste rossijskoi ummy” [Shi’ism in Russia: The search for an adequate model of self-affirmation in the general context of the Russian Ummah], in Islam v mul’tikul’turnom mire: Musul’manskie dvizheniia i mekhanizmy vosproizvodstva ideologii islama v sovremennom informatsionnom prostranstve: sb. statei, pp. 67–88. Kazan’: Kazan un-t.
21. Gibadullin, I. R. (2008) “Shiity; shiitskaia obshchina Moskvy v sovremennosti” [Shi’ites; Moscow Shi’ite Community in contemporary times], in D. Z. Hajretdinov (ed.) Islam v Moskve: enciklopedicheskii slovar’. Nizhnij Novgorod [http://idmedina.ru/books/encyclopedia/?3085, accessed on 10.06.2022].
22. Hajretdinov, D.Z. (2008) “Shiity v Moskve v XVI–XIX vv.” [Shi’ites in Moscow in the 16th — 19th centuries], in D. Z. Hajretdinov (ed.) Islam v Moskve: entsiklopedicheskii slovar’. Nizhnij Novgorod [http://idmedina.ru/books/encyclopedia/?3085, accessed on 10.06.2022].
23. Ibrahimi, N. (2017) The Hazaras and the Afghan State: Rebellion, Exclusion and the Struggle for Recognition. London: HURST & COMPANY.
24. Jaffrelot, C., Louer, J. (ed.) (2017) PanIslamic Connections: Transnational Networks between South Asia and the Gulf. Oxford University Press.
25. Langer, R., Weineck, B. (2017) “Shiite ‘Communities of practice’ in Germany”, Journal of Muslims in Europe 6(2): 216–240.
26. Monsutti, A. (2007) “Image of the Self, Image of the Other: Social Organization and the Role of ‘Ashura’ Among the Hazaras of Quetta (Pakistan)”, in A. Monsutti, S. Naef, F. Sabahi (eds) The Other Shiites. From the Mediterranean to Central Asia, pp. 173–191. Bern: Peter Lang AG; International Academic Publishers.
27. Monsutti, А. (2016) War and Migration: Social Networks and Economic Strategies of the Hazaras of Afghanistan. New York: Routledge.
28. Sattarov, R. (2011) “Islamic Revival and Islamic Activism in post-Soviet Azerbaijan”, in G. Yemelianova (ed.) Radical Islam in the Former Soviet Union, pp. 146–210. London: Routledge.
29. Sattarov, R. (2014) “The Development of ‘Alternative’ (Non-Institutionalised) Forms of Islam in Azerbaijan Through the Case of Nardaran Village in Absheron”, in S. Dudoingnon, C. Noack (eds) Allah’s Kolhozes: Migration, DeStalinisation, Privatisation, and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s — 2000s), pp. 494–515. Berlin: KS, Klaus Schwarz Verlag.
30. Seitov, E. (2021) “Formirovanie i deIatel’nost’ shiitskikh soobshchestv Moskvy v postsovetskii period” [The Formation and Activity of Shia Communities in Moscow in the Post-Soviet Period], Islam v sovremennom mire 17(2): 141–160.
31. Seitov, E. (2021) “Vosproizvedenie istoricheskogo opyta samoorganizatsii v inokul’turnoj srede na primere deyatel’nosti hazarejskoj studencheskoj associacii ‘Katib’ v Moskve” [Reproduction of the historical experience of self-organization in a foreign cultural environment on the example of the Hazara Student Association “Katib” in Moscow], Vestnik antropologii 4: 230–250.
32. Smit, M. (2001) “Pamiat’ ob utratakh i azerbaidzhanskoe obshchestvo” [Memory of Losses and Azerbaijani Society], in D.E. Furman (ed.) Azerbaidzhan i Rossiia: obshchestva i gosudarstva, pp. 88–117. M.: Letnij sad.
33. Takimi, L. (2009) Shi’ism in America. New York University Press.
34. Toomistu, T. (2016) “The Imaginary Elsewhere of the Hippies in Soviet Estonia”, in J. Fürst, J. McLellan (eds) Dropping out of Socialism: The Creation of Alternative Spheres in the Soviet Bloc, pp. 41–63. Lexington Books.
35. Wasiak, P. (2016) “Dropping out of Socialism with the Commodore 64: Polish Youth, Home Computers, and Social Identities”, in J. Fürst, J. McLellan (eds) Dropping out of Socialism: The Creation of Alternative Spheres in the Soviet Bloc, pp. 157–176. Lexington Books.
36. Yunusov, A. (2013) Faktor integratsii v migratsionnykh protsessakh v Azerbaidzhane [Integration factor in migration processes in Azerbaijan]. CARIM-East RR 2013/08, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute.
Рецензия
Для цитирования:
Сеитов Э. Шиитские сообщества Москвы как пример параллельных этнорелигиозных джамаатов. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023;41(2):101-128. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-101-128
For citation:
Seitov E. Communities of Moscow as an Example of Parallel Ethno-Religious Jamaats. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2023;41(2):101-128. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-2-101-128