Идентичность молокан и кряшен в середине XIX — начале XX вв.: сходства и различия (по материалам мемуаров)
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-52-82
Аннотация
Статья посвящена сравнению социальных идентичностей молокан и кряшен на материале середины XIX — начала XX в. Источниками послужили мемуары молоканина Нила Петровича Димрюкова и кряшена Василия Тимофеевича Тимофеева. Статья опирается на три теоретические концепции: идентичности Э. Эриксона, группоформирования Р. Дженкинса и «текстуальных сообществ» Б. Стока. Автор делает вывод, что обе общины строили свою идентичность вокруг авторитетных религиозных текстов. У молокан традиция текстуальности подвергалась вызовам извне и изнутри сообщества, но находила также своих сторонников; у кряшен же традиция текстуальности еще только приобретала оформленный вид. Автор также отмечает перспективность сопоставления идентичностей молокан и кряшен прошлого с их современными формами, которые он исследовал на материалах молокан Москвы и кряшен Казани.
Об авторе
Г. КорниловРоссия
Глеб Корнилов - аспирант
Москва
Список литературы
1. Булгаков С. Справочник по ересям, сектам и расколам. — Мормоны самарские // Православный портал «Азбука веры» / Православный сайт [https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgakov/spravochnik-po-eresjam-sektam-i-raskolam/120, доступ от 08.02.2023].
2. Бусыгина Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Юрайт, 2018.
3. Димрюков Н. События. Страдания для истинной веры. Памятная книжка // Духовные
4. Христиане Молокане [http://molokanin.ru/old/kn/pdf/dimrukov_stradania_very.pdf, доступ от 31.01.2023].
5. Жукова Л. «Совместить закон с благодатью»: религиозный авторитет в традиции молокан-прыгунов // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». 2011. № 17(79)/11. С. 164–173.
6. Исхаков Р. Консолидационные процессы и формирование кряшенской этноконфессиональной идентичности (вторая половина XVI — начало XX в.) // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 2017. С. 189–211.
7. Исхаков Р. Православные религиозные институты // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 2017. С. 272–283.
8. Исхаков Р. Становление и развитие письменной традиции. // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. С. 326–361.
9. Колчерин А., иерей. Василий Тимофеев — первый священник из кряшен // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 1(22). Казань: Казан. Духов. Семинария, 2012. С. 167–171.
10. Корнилов Г. Групповая идентичность молокан Москвы и кряшен Казани: опыт сопоставительного анализа (на материале полевых исследований) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 7. С. 48–62.
11. Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011.
12. Львов А. Чтение Библии и риторика начетчиков (по материалам православных миссионеров конца XIX — начала XX в.) // Ruthenia: объединенное гуманитарное издательство Кафедры русской литературы Тартуского университета [https:// www.ruthenia.ru/folklore/lvov1.htm, доступ от 07.04.2023].
13. Малахова И. Духовные христиане. М.: Политиздат, 1970.
14. Малов Е. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар. Казань, Типо-литография Императорского Университета, 1892 // ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник “Казанский Кремль”», МЗКК КП-256/4 (№ по ГК 20027040).
15. Севастьянов И. Этнокультурная идентичность кряшен в сравнительном контексте: историко-этнографическое исследование молькеевской и заказанской этнографических групп: дис. канд. ист. наук. РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н. М. Миклухо-Маклая, Москва, 2018.
16. Тартаковский А. 1812 год и русская мемуаристика (Опыт источниковедческого изучения). М.: Издательство «Наука», 1980.
17. Тимофеев В. Черты из быта инородцев. Мое воспитание (рассказ старокрещеного татарина) // Казанская центральная крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Казань, типография В. М. Ключникова, 1887. // ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник “Казанский Кремль”», МЗКК КП-1629 (№ по ГК 15179770). С. 9–28.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [пер. с англ.]. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
19. Breyfogle, N. (2005) Heretics and Colonizers: Forging Russia’s Empire in the South Caucasus. Ithaca: Cornell University Press.
20. Jenkins, R. (2008) Social identity. Routledge.
21. Kefeli, A. (2014) Becoming Muslim in Imperial Russia: Conversion, Apostasy and Literacy.
22. Cornell University Press, Ithaca and London.
Рецензия
Для цитирования:
Корнилов Г. Идентичность молокан и кряшен в середине XIX — начале XX вв.: сходства и различия (по материалам мемуаров). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(2):52-82. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-52-82
For citation:
Kornilov G. Molokan and Kryashen Identities in the Mid-19th — Early 20th Century (Based on Personal Memoirs). State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(2):52-82. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-2-52-82