Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Там, где хороший махоль: особенности расселения и мобильности сообществ мусульман Северной Индии

Аннотация

Индия является третьей в мире страной по численности мусульманского населения, причем большая его часть — это потомки принявших ислам коренных жителей1. Тем не менее прослеживается неравномерность расселения мусульман в Индии, причем не только на региональном (что обусловлено исторически), но и на локальном уровне: в городах и деревнях со значительным процентом мусульманского населения имеются обособленные районы, в которых проживают различные мусульманские сообщества. В настоящей статье, основанной на полевых этнографических исследованиях автора в Северной Индии (в частности, в городах Алигарх, Дели, Агра, Сикри, Фатехпур‑Сикри, Лакхнау, Дева‑Шариф) в 2023 и 2024 годах, рассматриваются особенности расселения и мобильности локальных сообществ индийских мусульман. Исследуются обусловленные религией стратегии выбора подходящего места для проживания и особенности религиозных локусов, которые, предположительно, наравне с социально‑политическими причинами очерчивают территориальные границы этих сообществ.

Об авторе

А. В. Киняева
Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Россия

Анастасия Владимировна Киняева — аспирант и стажер-исследователь.

Москва



Список литературы

1. Ванина Е. Ю. Индия: история в истории. М.: Наука — Восточная литература, 2014.

2. Дюмон Л. Homo hierarchicus: опыт описания системы каст / пер. с фр. СПб.: Евразия, 2001.

3. Карачкова Е. Ю. Диалоги с прошлым. Этноистория раджпутского княжества. М.: Издво «Совпадение», 2013.

4. Киняева А. В. Голос скорби: ноха, соз и марсия во время мухаррама в Лакхнау // Антропологии/Antrpoplogies. 2023. № 2. С. 240–252.

5. Киняева А. В. Кто такие каввалы: традиция каввали в Северной Индии и ее хранители // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023. № 4. С. 76–87. DOI: 10.28995/2658-4158-2023-4-76-87, EDN: TCTUFD

6. Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии. Мечом и молитвой. СПб.: Петербургское востоковедение — Азбука, 2005. EDN: ZRKDAT

7. Суворова А. А. Мусульманские святые Южной Азии XI–XV веков. М.: Изд-во ИВ РАН, 1999.

8. Суворова А. А. Ностальгия по Лакхнау. М.: АО «Тадем», 1995. EDN: XCNLFJ

9. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригарина. М.: Алетейа, Энигма, 1999.

10. Chelkowski, P.J. (2010) “From the Sun-Scorched Desert of Iran to the Beaches of Trinidad: Taʻziyeh’s Journey from Asia to the Caribbean”, in P. J. Chelkowski (ed.) Eternal Performance: Taʻziyeh and Other Shiite Rituals, pp. 399–420.

11. Calcutta: Seagull. Galonnier, J. (2011) “Aligarh: Sir Syed agar and Shah Jamal, Contrasted Tales of a ‘Muslim’ City”, in J. Christophe, G. Laurent (eds) Muslims in Indian Cities: Trajectories of Marginalisation, pp. 129–158. New York: Columbia University Press.

12. Gayer, L., Jaffrelot, C. (2011) “Introduction: Muslims of the Indian City. From Centrality to Marginality”, in J. Christophe, G. Laurent (eds) Muslims in Indian Cities: Trajectories of Marginalisation, pp. 1–22. New York: Columbia University Press.

13. Gayer, L. (2011) “Safe and Sound: Searching for a ‘Good Environment’ in Abul Fazl Enclave, Delhi”, in J. Christophe, G. Laurent (eds) Muslims in Indian Cities: Trajectories of Marginalisation, pp. 213–236. New York: Columbia University Press.

14. Hasnain, N. (2016) The Other Lucknow: An Ethnographic Portrait of a City of Undying Memories and Nostalgia. India: Vani Prakashan.

15. Hyder, S.A. (2006) Reliving Karbala: Martyrdom in South Asian Memory. Oxford & New York: Oxford University Press.

16. Menon, M. (2010) “Chronicle of Communal Riots in Bombay Presidency (1893–1945)”, Economic and Political Weekly 45 (47): 63–72.

17. Menon, K.D. (2022) Making Place for Muslims in Contemporary India. India: HarperCollins.

18. Syed, J., Pio, E., Kamran, T., Zaidi, A. (eds) (2016) Faith‑Based Violence and Deobandi Militancy in Pakistan. Palgrave Macmillan.

19. Verniers, G. (2011) “A Minority within a Minority: the Shias of Kashmiri Mohalla, Lucknow”, in J. Christophe, G. Laurent (eds) Muslims in Indian Cities: Trajectories of Marginalisation, pp. 105–128. New York: Columbia University Press.

20. Yoginder, S. (2004) “Shared Hindu-Muslim Shrines in Karnataka: Challenges to Liminality”, in I. Ahmad, H. Reifeld (ed.) Lived Islam in South Asia: Adaptation, Accommodation and Conflict, pp. 166–186. Delhi: Social Science Press.


Рецензия

Для цитирования:


Киняева А.В. Там, где хороший махоль: особенности расселения и мобильности сообществ мусульман Северной Индии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(3):173-198.

For citation:


Kinyaeva A.V. A Place where “Mahol” is Right: The Impact of Religious Practices on the Settlement and Mobility of Muslim Communities in Northern India. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(3):173-198. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)