Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Не будет Индии без Бхима». Социально вовлеченный буддизм Б. Р. Амбедкара и далитское движение в современной Индии

Аннотация

В статье анализируется социально вовлеченный буддизм, практикуемый сообществом необуддистов Индии, последователей Бхимрао Рамджи Амбедкара (1891–1956), лидера и идеолога далитского движения. Амбедкар считал индуизм одной из тех сил, которые поддерживают кастовую систему, и видел свою задачу в том, чтобы по крайней мере представители «низких» каст нашли для себя некоторую другую религиозную основу, перестали быть (или считаться) индуистами, если только они таковыми были. Он считал, что только религиозная конверсия позволит далитам избавиться от бремени «неприкасаемости». Обратившись к буддизму как к одной из эгалитарных религий, возникших на территории Индии, Амбедкар создал социально‑религиозный проект, названный им «наваяной» («новой колесницей», по отношению к уже существовавшим школам буддизма тхеравады и махаяны). В современном сообществе далитов‑амбедкаритов Амбедкар стал культовой фигурой: ему посвящают песни, воздвигают статуи, его жизнь является образцом для подражания. На основе исследования биографии Амбедкара, его работ по теории кастовой системы и интерпретации положений палийского канона в статье проводится анализ социально вовлеченного буддизма «наваяны» и описываются основные этапы становления далитского движения в современной Индии.

Об авторе

М. Б. Щербак
Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Россия

Мария Борисовна Щербак — младший научный сотрудник.

Москва



Список литературы

1. Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке: религиозные ценности и современная история стран тхеравады. М.: Наука — Восточная литература», 1993.

2. Бочковская А. В. Прах памяти и единения // Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение / ред. И. П. Глушкова. М.: Наталис, 2012. С. 755–763.

3. Ванина Е. Ю. Независимая Индия и пантеон национальных героев; трансформация в политическом времени // Вестник Института востоковедения РАН, 2022. № 2. С. 148–162. DOI: 10.31696/2618-7302-2022-2-148-162, EDN: HDOMCS

4. Де Видо Э. А. Буддийские монахини Тайваня. СПб.: Academic Studies Press/ Библиороссика, 2024.

5. Сидорова С. Е. О неприкасаемых и прикосновениях: символическо-материальные атрибуты необуддийской традиции в Нагпуре // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. 2022. № 4. С. 70–93. DOI: 10.31249/RVA/2022.04.05, EDN: KJUAPT

6. Юрлова Е. С. Индия от неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. М.: Институт востоковедения РАН, 2003.

7. Ambedkar, B.R. (2014) Dr. B. R. Ambedkar Writings and Speeches, 21 vols. New-Delhi: Ambedkar Foundation, 2014.

8. Ambedkar, B.R. (2021) Annihilation of Caste: The Annotated Critical Edition. Anand, S. (ed.) Navayana Publishing Pvt Ltd.

9. Bayly, S. (2014) “Western «Orientalists» and Colonial Perception of Caste”, in S. Sarkar, T. Sarkar (eds) Castes in Modern India. Vol. 1, pp. 47–88. New-Delhi: Orient Blackswan Private Ltd.

10. Beltz, J. (2005) Mahar, Buddhist, and Dalit: Religious Conversion and Socio‑political Emancipation. New Delhi: Manohar Publishers & Distributors.

11. Beltz, J. (2015) “The Making of a New Icon: B. R. Ambedkar’s Visual Hagiography”, South Asian Studies 31 (2): 254–265.

12. Eppsteiner, F. (1988) The Path of Compassion: Wrightings on Socially Engaged Buddhism. Berkley. Parallax Press.

13. Galton, J. (2023) Fake Gods and False History Being Indian in a contested Mumbai neighbourhood. London: University College London Press.

14. Geertz, K. (1968) Islam Observed: Religious Development in Marocco and Indonesia. University of Chicago Press.

15. George, G.M. (2013) “Dalit Movement after Dr. Babasaheb Amebedkar in India: Pitfalls, Challenges & Way Ahead”, Buddhist Voice 1 (3): 5–8.

16. Ghadage, T. (2020) “Ambedkarites in Making: The Process of Awakening and Conversion to Buddhism among Non-Mahar Communities in Maharashtra”, CASTE: A Global Journal on Social Exclusion 1 (2): 107–120. DOI: 10.26812/caste.v1i2.220, EDN: FSJWDQ

17. Ghadage, T. (2023–24) “Buddhist Conversion and Marginalised Communities: An Overview of Ambedkarite Activism among non-Mahar Castes in the Marathwada Region”, Decolonial Subversions, SI Vernacular Cultures of South Asia: pp. 67–89.

18. Gopal, A. (2023) A Part Apart: The Life and Thought of B. R. Ambedkar. New-Dehli: Navayana Publishing Pvt Ltd.

19. Govind, R. (2018) “Ambedkar’s Lessons, Ambedkar’s Challenges Hinduism, Hindutva and the Indian Nation”, Economic & Political Weekly 53 (4): 80–92.

20. Husain, Z. (2023) “Ambedkarization and Dalit Assertion: Notes from Banaras District in East Uttar Pradesh”, The Oriental Anthropologist 23 (2): 383–395.

21. Jaffrelot, Ch. (2003) India’s Silent Revolution. The Rise of The Low Castes in North Indian Politics. New-Dehli: Permanent Black.

22. Jaffrelot, Ch. (2005) Dr. Ambedkar and Untouchability. Analysing and Fighting the Caste. London: Hurst&Company.

23. Jaffrelot, Ch. (2009) “Dr. Ambedkar’s Strategies Against Untouchability and the Caste System”, in Jodhka, S. and Thorat, S. (eds.) Working Paper Series Indian Institute of Dalit Studies 3 (4): 1–30.

24. Jaoul, N (2012) “Learning the Use of Symbolic Means: Dalits, Ambedkar Statue and the States in Uttar Pradesh”, in G. M. Tartakov (ed.) Dalit Art and Visual Imagery, pp. 98–126. Oxford: Oxford University Press.

25. Jondhale, S. and Beltz, J. (eds.) (2004) Reconstructing the World. B. R. Ambedkar and Buddhism in India. Oxford: Oxford University Press.

26. Junghare, I.Y. (1988) “Dr. Ambedkar: The Hero of the Mahars, Ex-Untouchables of India”, Asian Folklore Studies 47: 93–121.

27. King, S.B. (1996) “Buddhist Social Activism”, in Ch. S. Queen, S. B. King (eds) Engaged Buddhism. Buddhist Liberation Movements in Asia, pp. 401–436. State University of New York Press.

28. King, S.B. (2012) “Socially Engaged Buddhism” in MacMahan D.L. (ed.) Buddhism in the Modern World, pp. 195–215. N.Y.: Routledge.

29. Kraft, K. (1992) Inner Peace, World Peace: Essays on Buddhism and Nonviolence. Albany: State University of New York Press.

30. Kumar, R. (2021) “Ambedkarism and Socio-Political Change in India (For June 2021)”, Journal of Humanities And Social Science 26 (8): 15–20.

31. Kumar, V., Prasad, D., Bibhar, S.S. (2022) “Ambedkarism and the Development of Political Consciousness among Dalit-Backward Castes”, International Journal of Arts, Humanities and Social Studies 4 (1): 156–159.

32. Mehra, S. (2021) “Ambedkar in Statues: An Alternative Iconology”, Dialog 38: 9–29. Mudnakudu, Ch. (2023) Dalit Cosmos. Understanding Caste, Marginalisation and Dalit Literature in India. New York: Routledge.

33. Nayar, P.K. (2020) “Desecration and the politics of ‘image pollution’: Ambedkar statues and the ‘sculptural encounter’ in India”, Celebrity Studies 11 (1): 116–124. DOI: 10.1080/19392397.2020.1704389, EDN: UHFUUJ

34. Omvedt, G. (2008) Ambedkar Towards an Enlightened India. New-Dehli: Pinguin Random House India.

35. Paik, S. (2011) “Mahar–Dalit–Buddhist: The History and Politics of Naming in Maharashtra”, Contributions to Indian Sociology 45 (2): 217–241.

36. Queen, Ch., Prebish, Ch., Keown, D. (eds) (2003) Action Dharma. New Studies in Engaged Buddhism. London: Routledge Curzon.

37. Queen, Ch.S., King, S.B. (1996) Engaged Buddhism. Buddhist Liberation Movements in Asia. State University of New York Press.

38. Rawat, R. Ns., Satyanarayana, K. (eds.) (2016) Dalit Studies. Durham and London: Duke University Press.

39. Shah, M.A. (2020) The Legacy of M. N. Srinivas. His Contribution to Sociology and Social Anthropology in India. New York: Routledge.

40. Singh, U. (2010) “Exile and Return: The Reinvention of Buddhism and Buddhist Sites in Modern India”, South Asian Studies 26 (2): 193–217.

41. Sivaraksa, S. (1988) A Socially Engaged Buddhism. Bangkok: Thai Inter-Religious Comission for Development.

42. Tartakov, G.M. (2012) “The Politics of Popular Art in Maharashtra”, in G. M. Tartakov (ed.) Dalit Art and Visual Imaginary, pp. 88–97. Oxford: Oxford University Press.

43. Teltumbde, A. (2018) Republic of Caste: Thinking Equality In The Time Of Neoliberal Hindutva. New-Dehli: Navayana Publishing Pvt Ltd.

44. Teltumbde, A. (2024) Iconoclast. A Reflective Biography of Dr Babasaheb Ambedkar. New Delhi: Penguin Books.

45. Tharoor, S. (2022) Ambedkar. A Life. New-Dehli: Aleph Book Company.

46. Zelliot, E (1996) From Untouchable to Dalit: Essays on the Ambedkar Movement. New Delhi: Manohar.


Рецензия

Для цитирования:


Щербак М.Б. «Не будет Индии без Бхима». Социально вовлеченный буддизм Б. Р. Амбедкара и далитское движение в современной Индии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(3):147-172.

For citation:


Shcherbak M.B. “There will be no India without Bhim”. B. R. Ambedkar's Socially Engaged Buddhism and the Dalit Movement in Modern India. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(3):147-172. (In Russ.)

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)