Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

По следам прародителя-тыквы: боги племен в региональном индуизме Одиши

Аннотация

В статье осуществляется попытка обнаружить в региональном индуизме Одиши элементы племенного культа прародителя‑тыквы, восходящего к антпропогоническому мифу о Всемирном потопе и спасении в гигантской тыкве. Как миф, так и культ его героя встречаются у многих племен южных частей Одиши и Чхаттисгарха и имеют большое количество параллелей в континентальной Юго‑Восточной Азии и южном Китае. При этом имя героя мифа во многих культурах происходит от слова ‘тыква’. В индуизме Одиши было обнаружено несколько шиваитских божеств, чьи имена буквально означают ‘тыквенный бог’. Подробный анализ разных вариантов храмовых легенд, связанных с этими божествами, показал, что, хотя индуистский нарратив создавался независимо от племенных культов, некоторые его детали все‑таки указывают на субстратное влияние культа прародителя‑тыквы.

Об авторе

Е. А. Ренковская
Институт языкознания РАН, Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Россия

Евгения Алексеевна Ренковская — научный сотрудник Института языкознания РАН, научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Москва



Список литературы

1. Кэ Юань. Мифы древнего Китая. / пер. с кит. Е. И. Лубо-Лесниченко, Е. В. Пузицкого, В. Ф. Сорокина. М.: Наука, 1987.

2. Ренковская Е. А. Австроазиатские корни мифологии сора: происхождение и развитие образа бога Киттунга (этнолингвистический анализ) // Studia Religiosa Rossica, 2023. С. 14–37. DOI: 10.28995/2658-4158-2023-4-14-37, EDN: COYOQR.

3. Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М.: Наука, 1976.

4. Barik, P.M. (2005) “Puri — the Holy City of the World”, Orissa Review, December 2005: 11–12.

5. Berger, P. (2007) “Füttern, Speisen und Verschlingen: Ritual und Gesellschaft im Hochland” von Orissa, Indien. Berlin: LIT Verlag.

6. Berger, P. (2010) “‘Who Are You, Brother and Sister?’: The Theme of ‘Own’ and ‘Other’ in the Go’ter Ritual of the Gadaba”, in P. Berger, E. Kattner (eds) The Anthropology of Values: Essays in Honour of Georg Pfeffer, pp. 260–287. Longman.

7. Census of India 1961 (1972) Vol. XII. Orissa, Part V-B. Report on Scheduled Tribes of Orissa, Book 1. Delhi: The Manager of Publications, Civil Lines.

8. Chen, L. (2024) “The Gourd as a Spiritual and Cultural Symbol among the Yi People in Southwest China”, Religions 15 (12); 1488. DOI: 10.3390/rel15121488, EDN: KWGKKC.

9. Chowdhury, B. (2004) “Didayi”, in Tribes of Orissa, pp. 123–129. Bhubaneswar: SC & ST Research and Training Institute.

10. Dang, N.V. (1993) “The Flood Myth and the Origin of Ethnic Groups in Southeast Asia”, Journal of American Folklore 106 (421): 304–337.

11. Das, P. (2023) “Revealing Architecture: Case of the Sacred Cultural Landscape of Ekamrakshetra Bhubaneswar”, Malaysia Architectural Journal 5(1): 90–98.

12. Datta, A. (ed.) (1987) Encyclopaedia of Indian Literature. Vol. I. New Delhi: Sahitya Akademi.

13. Eichinger Ferro-Luzzi, G. (1978) “Die indischen Tempellegenden von der sich melkenden Kuh und dem blutenden Lingam”, L’Uomo Società Tradizione Sviluppo 2 (1): 111–120.

14. Eichinger Ferro-Luzzi, G. (1987) The Self‑milking Cow and the Bleeding Lingam. Crisscross of Motifs in Indian Temple Legends. Wiesbaden: Otto Harrasowitz.

15. Elwin, V. (1949) Myths of Middle India. London: Oxford University Press.

16. Elwin, V. (1954) Tribal Myths of Orissa. London: Oxford University Press.

17. Elwin, V. (1955) The Religion of an Indian Tribe. London: Oxford University Press. Eschmann A., Kulke H., Tripathy G. C. (eds) (2014) The Cult of Jagannath and the Regional Tradition of Orissa. New Delhi: Manohar.

18. Gauss, A.V. (2022) The Formosan Great Flood Myths: An Analysis of the Oral Traditions of Ancient Taiwan. Edwin Mellen Press.

19. Geib, R. (1975) Die Indradyumna‑Legende. Ein Beitragzur Geschichte des Jagannatha Kultes. Wiesbaden.

20. Geib, R. (2014) “The Temple Legend and the King Indradyumna”, in A. Eschmann,

21. H. Kulke, G. C. Tripathy (eds) The Cult of Jagannath and the Regional Tradition of Orissa, pp. 23–44. New Delhi: Manohar.

22. Kulke H., Schnepel B. (eds) (2024) Jagannath Revisited: Studying Society, Religion and the State in Orissa. New Delhi: Manohar.

23. McGregor, R. S. (ed) (1993) The Oxford Hindi‑English Dictionary. Oxford: Oxford University Press.

24. Mishra, M.K. (2007) Oral Epics of Kalahandi. Chennai: National Folklore Support Centre. Misra, N.N. (1960) “Folk-elements in Jagamohana Ramayana”, in The Ramayana in Eastern India. Calcutta: Prajna.

25. Mitra, R. (1963 (1880)) The Antiquities of Orissa. Vol.II. Calcutta: Indian Studies: Past & Present.

26. Mohanty, B.B. (2004) “Saora”, in Tribes of Orissa. Bhubaneswar: SC & ST Research and Training Institute.

27. Mohapatra, K. (2001) Temples of Bhubaneswar. Bhubaneswar: Kedarnatha Research Institute.

28. Mohapatra, R.P. (1989) Temple Legends of Orissa. Bhubanewsar: Orissa Sahitya Akademi. Mohapatra, R. (2007) Temples of Purusottama Ksetra Puri. Ph D. Sambalpur University. Oppitz, M. (2006) “Die Geschichte der verlorenen Schrift. Frobenius Vorlesung 2005”, in Paideuma 52: 27–50.

29. Panda, A.K. (1987) Four Hundred Years of Orissa: A Glorious Epoch. Calcutta: Punthi Pustak.

30. Patnaik, N. (2006) Sacred Geography of Puri. Delhi: Kalpaz Publications.

31. Periwal, R.K. (1995) Siva Temples of South India. Calcutta: Moorlidhar Mohanlal Saraf Charitable Trust.

32. Praharaj, G.C. (1931–1940) Pūrṇṇachandra orḍiā bhāshākosha (A Lexicon of the Oriya Language). Cuttack: Utkal Sahitya Press [https://dsal.uchicago.edu/dictionaries/praharaj/, accessed on 15.04.2025].

33. Przyluski, J. (1926) “Un ancien peuple du Penjab: Les Udumbara”, Journal Asiatique 208: 1–59.

34. Senapati, N., Kuanr, D.C. (eds.) (1977) Orissa District Gazetteers: Puri. Bhubaneshwar: Department of Revenue.

35. Shulman, D.D. (1980) Tamil Temple Myths: Sacrifice and Divine Marriage in the South Indian Saiva Tradition. Princeton: Princeton University Press.

36. Singh, K.S, Datta, B. (eds) (1993) Rama‑katha in Tribal and Folk Traditions of India. Calcuttta: Seagull Books.

37. Srinivas, M.N. (1952) The Religion and Society among the Coorgs of South India. Oxford: Oxford University Press.

38. Starza, O.M. (1993) The Jagannatha Temple in Puri: its Architecture, Art and Cult. Leiden; New-York; Köln: Brill.

39. Thakur, V.D. (2008) Sri Caitanya Bhagavata. Antya Khanda. Pundarika. Vidyanidhi Dasa Vrajraj Press.

40. Turner1, R.L. (1961) A Comparative and Etymological Dictionary of the Nepali Language. London: Routledge.

41. Turner, R. L. (1962–1985) A Comparative Dictionary of Indo‑Aryan Languages. London: Oxford University Press.

42. Vajracharya, Dh., Malla, K. P. (1985) The Gopalarajavamsavali. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag.

43. van Driem, G. (1993) “The Newar Verb in Tibeto-Burman Perspective”, in Acta Linguistica Hafniensia 26 (1): 23–43.


Рецензия

Для цитирования:


Ренковская Е.А. По следам прародителя-тыквы: боги племен в региональном индуизме Одиши. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(3):18-45.

For citation:


Renkovskaya E.A. In the Footsteps of the Gourd-Ancestor: Tribal Gods in Regional Hinduism of Odisha. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(3):18-45. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)