От Кербелы до Карабаха: шиитская мифология и иранский стратегический нарратив борьбы с наемниками такфири
Аннотация
Шиитская мифология играет важную роль во внешней политике Исламской Республики Иран. Хотя прагматика и Realpolitik часто лежат в основе отношений Ирана с другими странами, контекст этой политики и национальный дискурс в целом однозначно связаны с религиозной мифологией. В политическом дискурсе, связанном с ближневосточной политикой Ирана, центральное место занимает идея борьбы с группами такфири‑вероотступников, которые считают собратьев‑мусульман неверными. Эта борьба легла в основу исламско‑политического оправдания Ираном своего участия в ближневосточных конфликтах. Во время и после войны в Нагорном Карабахе 2020 года эта мифология также проникла в политический дискурс Ирана на Южном Кавказе, где сирийские наемники, используемые Азербайджаном, были обозначены как группы такфири. Как на Ближнем Востоке, так и на Южном Кавказе присутствие и действия наемников изображались и интерпретировались через призму этой мифологии, которая пронизана темами сопротивления, мученичества и защиты угнетенных. Эта мифологическая структура формирует внутриполитический дискурс Ирана и распространяется на его внешнеполитические нарративы, позволяя иранскому государству выстраивать последовательное идеологическое обоснование своих представлений о восприятии внешних угроз.
Об авторах
А. С. ГеворгянАрмения
Ереван
Д. А. Ованнисян
Армения
Ереван
Список литературы
1. Abed, A. Q. (2017) “Counteracting the Challenges of Iran’s Enemies: Ali Khamenei’s Concept of Soft War,” Linguistics & Translation Studies 28: 18.
2. Abrahamian, E. (1993) Khomeinism: Essays on the Islamic Republic. Berkeley: University of California Press.
3. Adang, C., et al. (eds) (2015) Accusations of Unbelief in Islam: A Diachronic Perspective on Takfīr, Vol. 123. Leiden: Brill.
4. Akbari, M., Naderi, M. (2021) “Shia Rationality and the Challenge of Takfirism in the Islamic Revolution Leaders’ Discourse”, Islamic Political Thought 7 (2).
5. Akbarzadeh, S., Barry, J. (2016) “State Identity in Iranian Foreign Policy”, British Journal of Middle Eastern Studies 43 (4): 613–629. DOI: https://doi.org/10.1080/13530194.2016.1159541
6. Momen, M. (1985) An Introduction to Shi‘i Islam: The History and Doctrines of Twelver Shi‘ism, p. 33. New Haven: Yale University Press.
7. Katzman, K. (1993) The Warriors of Islam: Iran’s Revolutionary Guard, p. 83. Boulder: Westview Press.
8. Golmohammadi, V., Azizi, H. (2022) “The South Caucasus in the Regionalism of Iran’s Foreign Policy”, Central Eurasia Studies 15: 305–281.
9. Akhlaq, S. H. (2015) “The Guise of the Sunni-Shiite Use of Excommunication (Takfir) in the Middle East,” Journal of South Asian and Middle Eastern Studies 38 (4): 1.
10. Amjad, M. (1989) “Shi’ism and Revolution in Iran”, Journal of Church & State 31–35. Ankersmit, F. R. (2006) “3. Presence and Myth”, History and Theory 45(3): 328–336. Ansari, A. M. (2008) “Chapter One: A Persian Tea Party,” The National Interest 94: 53–54. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468–2303.2006.00368.x
11. Barzegar, K. (2008) “Iran and the Shiite Crescent: Myths and Realities”, Brown Journal of World Affairs 15: 87.
12. Booysen, H. (2021) “Martyrs as a conduit for legitimacy — explaining Iran’s foreign policy towards Syria”, Third World Quarterly 42 (10): 2469–2485. DOI: https://doi.org/10.1080/01436597.2021.1952067; EDN: PWTOCL
13. Cassirer, E. (1990) “The Technique of Modern Political Myths”, Bulletin of Moscow State University. Series 7, Philosophy 2: 60 (in Russian).
14. Chehabi, H. (2013) “The Shah’s Two Liberalizations: Re-Equilibration and Breakdown”, in Iran and the Challenges of the Twenty‑First Century, pp. 24–29. Costa Mesa: Mazda Publishers.
15. Dabashi, H. (1993) Theology of Discontent: The Ideological Foundation of the Islamic Revolution in Iran. New York: New York University Press.
16. Dubuisson, D., Cunningham, M. (2014) Twentieth Century Mythologies: Dumaezil, LaeviStrauss, Eliade. Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315711324
17. Esfandiary, D., Tabatabai, A. (2015) “Iran’s ISIS Policy”, International Affairs 91(1): 1–15. DOI: https://doi.org/10.1111/1468–2346.12183
18. Flood, C. (2002) Political Myth: A Theoretical Introduction. London: Routledge.
19. Golkar, S., Aarabi, K. (2021) “The View From Tehran: Iran’s Militia Doctrine”, Tony Blair Institute for Global Change 11.
20. Golmohammadi, V., Azizi, H. (2022) “The South Caucasus in the Regionalism of Iran’s Foreign Policy”, Central Eurasia Studies 15: 305–281.
21. Katzman, K. (1993) The Warriors of Islam: Iran’s Revolutionary Guard. Boulder: Westview Press.
22. Leader Maynard, K., Haas, M. L. (2022) The Routledge Handbook of Ideology and International Relations, London, Taylor & Francis.
23. Momen, M. (1985) An Introduction to Shi‘i Islam: The History and Doctrines of Twelver Shi‘ism. New Haven: Yale University Press.
24. Momen, M. (1985) An Introduction to Shi‘i Islam: The History and Doctrines of Twelver Shi‘ism. New Haven: Yale University Press.
25. Osiewicz, P. (2021) Foreign Policy of the Islamic Republic of Iran: Between Ideology and Pragmatism. London: Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003018285
26. Parsa, M. (2009) “State, Class, and Ideology in the Iranian Revolution”, Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East 29 (1): 3–17. DOI: https://doi. org/10.1215/1089201X-2008–041
27. Ram, H. (1996) “Mythology of Rage: Representations of the ‘Self’ and the ‘Other’ in Revolutionary Iran”, History and Memory 8 (1): 67–87.
28. Rieffer-Flanagan, B. A. (2009) “Islamic Realpolitik: Two-Level Iranian Foreign Policy”, International Journal on World Peace 26 (4): 12.
29. Salamey, I., Othman, Z. (2011) “Shia Revival and Welayat al-faqih in the Making of Iranian Foreign Policy”, Politics, Religion & Ideology 12 (2): 197–212. DOI: https://doi.or g/10.1080/21567689.2011.591983
30. Schöpflin, G. (2013) “The Functions of Myth and a Taxonomy of Myths”, in G. Hosking, G. Schöpflin (eds) Myths and Nationhood, pp. 19–35. Routledge.
31. Smyth, P. (2015) The Shiite Jihad in Syria and Its Regional Effects. Washington, D.C.: The Washington Institute for Near East Policy.
Рецензия
Для цитирования:
Геворгян А.С., Ованнисян Д.А. От Кербелы до Карабаха: шиитская мифология и иранский стратегический нарратив борьбы с наемниками такфири. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2025;43(2):89–113.
For citation:
Gevorgyan A.S., Hovhannisyan D.A. From Karbala to Karabakh: Shia Mythology and Iran’s Strategic Narratives of the Fight Against Mercenaries. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2025;43(2):89–113.