Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-39-57

EDN: PMXHUB

Аннотация

В статье подробно описано, как из-за закрытия храмов в пасхальный период в связи с пандемией коронавируса и карантинными мерами происходила миграция повседневных богослужебных и коммуникативных церковных практик в онлайн-среду. Опыт дистанционной церковной жизни в онлайне на протяжении апреля - июня 2020-го года показал, что и в медиатизации православия, и в развитии православного интернета наступил принципиально новый этап. Автор рассматривает этот этап с помощью концепции «культуры соучастия» Генри Дженкинса и культурологических подходов, связанных с категориями интерактивности и иммерсивности. Опыт совместного переживания верующими онлайн-богослужений на протяжении нескольких месяцев, степень соприсутствия участников и уровень эмоциональной вовлеченности позволяет говорить о новом уровне медиатизации, который предполагает не только производство и потребление информационного контента в текстовом, аудио- и видеоформатах, вертикальную и горизонтальную коммуникацию, но и активное развитие практик соучастия, в частности, - усиление интерактивности богослужений, появление в них элементов иммерсивности, перспективы существенных изменений в литургической жизни за счет ее цифровизации.

Об авторе

Ксения Лученко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Список литературы

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.

2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.

3. Лученко К.В. Интернет и религиозные коммуникации в России // Медиаскоп. 2008. № 1. С. 3-10.

4. Новикова А.А. Культурные индустрии как часть публичной сферы: трансформация форм соучастия // Художественная культура. 2020. №1. C. 65-84.

5. Новикова А.А., Кирия И.В. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 2. С. 276-288.

6. Островская Е.А. Интернет-медиатизация исповеди в среде сетевых православных VK.com сообществ // Logos et Praxis. 2018. T. 17. №. 3. С. 45-58.

7. Островская Е.А. Медиатизация православия - это возможно? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 300-319.

8. Эвалльё В.Д. Интерактивность и иммерсивность в медиасреде. К проблеме разграничения понятий // Художественная культура. 2019. № 3. C. 248-271.

9. Ben'iamin, V. (1996) Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti [The Work of Art in the Age of Technical Reproducibility]. M.: Medium.

10. Evalyo, V.D. (2019) "Interaktivnost‘ i immersivnost‘ v mediasrede. K probleme razgranicheniia poniatii" [Interactivity and Immersiveness of the Modern Cultural Media. The Problem of Differentiation of Concepts], Khudozhestvennaia kultura 3: 248-271.

11. Hjarvard, S. (2008) "The mediatization of religion: a theory of the media as agents of religious change", Northern Lights: Film and Media Studies Yearbook 6(1): 9-26.

12. Hjarvard, S. (2016) "Mediatization and the changing authority of religion", Media, Culture & Society 38(1): 8-17.

13. Jenkins, H. (2006) Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York: New York University Press.

14. Jenkins, H. (2009) Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. Cambridge: The MIT Press.

15. Krüger, O. (2018) "The ‘Logic' of Mediatization Theory in Religion: A critical consideration of a new paradigm", Marbourg Journal of Religion 20(1).

16. Luchenko, K. (2015) "Orthodox online media on runet: history of development and current state of affairs", Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media 14: 123-132.

17. Luchenko, K.V. (2008) "Internet i religioznye kommunikatsii v Rossii" [Internet and religious communications in Russia], Mediaskop 1: 3-10.

18. Lukina, M.M., Fomicheva, I.D. (2005) SMI v prostranstve Interneta [Media in the Space of the Internet]. M.: Fakul'tet zhurnalistiki MGU im. M.V. Lomonosova.

19. Novikova, A.A. (2020) "Kul'turnye industrii kak chast' publichnoi sfery: transformatsiia form souchastiia" [Cultural industries as part of the public sphere: the transformation of forms of co-participation], Khudozhestvennaia kultura 1: 65-84.

20. Novikova, A.A., Kiriia, I.V. (2018) "Estetika immersivnosti: osobennosti tvorcheskoi deiatel'nosti zhurnalista v mul'timediinykh i transmediinykh proektakh" [The aesthetics of immersiveness: peculiarities of creative activity of a journalist in multimedia and transmedia projects], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iazyk i literatura 15(2): 276-288.

21. Ostrovskaia, E.A. (2018) "Internet-mediatizatsiia ispovedi v srede setevykh pravoslavnykh VK.com soobshchestv" [Internet-mediatization of confession in the environment of network Orthodox VK.com communities], Logos et Praxis 17(3): 45-58.

22. Ostrovskaia, E.A. (2019) "Mediatizatsiia pravoslaviia - eto vozmozhno?" [Mediatization of Orthodoxy - is it possible?], Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny 5: 300-319.

23. Spadaro, A. (2014) Cybertheology: Thinking Christianity in the Era of the Internet. Fordham University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Лученко К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(1):39-57. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-39-57. EDN: PMXHUB

For citation:


Luchenko X. The Digitalization of Worship Practices during the Coronavirus Pandemic in the Context of the Mediatization of Orthodoxy. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(1):39-57. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-39-57. EDN: PMXHUB

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)