Еврей как Антихрист в современной босхиане. В диалоге с книгой Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом: “Поклонение волхвов” Иеронима Босха»
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-XX-XX
EDN: JBXXHQ
Аннотация
Настоящая статья появилась в связи с изданием книги Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом: “Поклонение волхвов” Иеронима Босха», где автор на примере данного триптиха изучает проблему антисемитизма. Опираясь на исследовательскую оптику зарубежных медиевистов, прежде всего Дебры Хиггс Стриклэнд, Майзульс рассматривает конкретные архетипы враждебной инаковости, спроецированные западными христианами на образы Антихриста. В стремлении расшифровать содержание триптиха Босха «Поклонение волхвов» автор книги видит к нему ключ в лике Волхва в красном одеянии, фигура которого «воспринимается как образ антихриста или еврейского Мессии» [Лотте Бранд Филип - Дебра Хиггс Стриклэнд - Кимберли Энн Клютье-Блаззар]. Условием для выдвижения концепции еврей - Антихрист, несмотря на представительство в Средневековой жизни западноевропейских христиан других экзотических этносов, явилась кристаллизация к XIII веку стереотипного еврейского иконографического вида, в изображении которого не делалось разницы между библейскими евреями, распявшими Иисуса, и евреями Средневековья. В итоге рассматриваемого издания делается вывод о том, что Босх одним из первых в центральную часть своих триптихов поставил в качестве смыслового центра не столько изображение новозаветной коллизии, сколько драму человеческой жизни, иначе - человека, оказавшегося между Христом и Антихристом.
Об авторе
Григорий КонсонРоссия
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1968.
2. Гомбрих Э. История искусства / Пер. с англ. В.А. Крючкова, М.И. Майская. 16-е изд., пересмотр. и доп. М.: АСТ, 1998 [http://art.mosolymp.ru/upload/files/Gombrikh_Istoria_iskusstva.pdf, доступ от 30.12.2020].
3. Даймонт М. Евреи, Бог и история / Пер. с англ. Р. Нудельмана. М.: Иерусалим, 2016.
4. Иванов Вяч. Вс. Пролегомены о демонах: Лик и личины России // Вячеслав Иванов. Собр. соч. в 4 тт. Т. 3: Статьи. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1979. С. 243-252.
5. Иероним Босх [Альбом] / Автор текста и сост. альбома Г. Фомин. М.: Искусство, 1974.
6. Кантор В.К. Любовь к двойнику, или Самокастрация русской культуры // Гуманитарное знание и вызовы времени / Глав. ред. и автор проекта "Humanitas" С. Левит. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. С. 361-376. [Серия "Humanitas".].
7. Консон Г.Р. Психология трагического: проблемы конфликтологии (на материале западноевропейского искусства). М.: Нобель-Пресс, 2012.
8. Майзульс М.Р. Между Христом и Антихристом: "Поклонение волхвов" Иеронима Босха. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
9. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха: Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972. [Серия "Из истории мирового искусства".].
10. Лучицкая С.И. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001.
11. Тольнай Ш. де Босх / Адапт. пер. и ред. текста А. Медведева. М.: Ulysses intern. publ., 1992.
12. Хавкин Б.Л. Наследие Мартина Лютера и еврейский вопрос в современной Германии // Современная Европа. 2019. № 4. С. 174-184.
13. Cloutier-Blazzard, K. (2017) "Review of Strickland, Debra Higgs. The Epiphany of Hieronymus Bosch: Imagining Antichrist and Others from the Middle Ages to the Reformation", H-Low-Countries, H-Net Reviews [http://www.h-net.org/reviews/ showrev.php?id=50337, accessed on 24.08.2021].
14. Guest, G.B. (2003) "Debra Higgs Strickland Saracens, demons, & Jews: Making monsters in medieval art" /http://www.caareviews.0rg/reviews/597#.YRUFcIgzaWw, accessed on 24.08.2021].
15. Dittmar, P.-O. (2019) Peoples from the East, Monsters from the West [https://sites.duke.edu/intransit/files/2019/08/02B_04_whitepaper_Dittmar.pdf, accessed on 24.08.2021].
16. Dixon, L. (2006 [2003]) Bosch. New York: Phaidon Press.
17. Fomin, G. (ed.) (1974) Ieronim Boskh. Albom [Ieronim Bosch. Album]. Moscow: Iskusstvo.
18. Ilsink, M., Koldeweij, J., Spronk, R. (2018) From Bosch's stable. Hieronymus Bosch and the Adoration of the Magi. s-Hertogenbosch: Het Noordbrabants Museum | WBOOKS.
19. Kaplan, P. (1985) The Rise of the Black Magus in Western Art. Ann Arbor, MI: UMI Research Press.
20. Konson, G.R. (2017) "The conception of Georg Friedrich Handel's worldview in the context of his oratorios", Music Scholarship 1: 74-87.
21. Konson, G.R., Konson, I.A. (2020) "Handels Opern im Kontext Moderner Regie: zur Frage der Umsetzung der Kompositionsprinzipien der Filmkunst in Einer Oper", Nauka Televideniya-The Art and Science of Television 16 (2): 101-125 [https://gitr.ru/data/events/2020/кonson_l6.2.pdf, accessed on 24.08.2021].
22. Konson, G.R., Konson, I.A. (2020) "Handel's Operas in the Context of Modern Stage Direction: On the Question of Implementing the Cinematography Composition Principles in an Opera Play", Communications. Media. Design 5(4), pp. 39-21 [https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11895, accessed on 24.08.2021].
23. Lewis, S. (1985) "Giles de Bridport and the Abingdon Apocalypse", in W.M. Ormrod (ed.).
24. England in the thirteenth century: Proceedings of the 1984 Harlaxton Symposium, pp. 107-119. Woodbridge, Suffolk: Boydell.
25. Lewis, S. (1995) Reading Images: Narrative Discourse and Reception in the Thirteenth-Century Illuminated Apocalypse. Cambridge: Cambridge University Press.
26. Lewis, S. (1986) "Tractatus adversus Judaeos in the Gulbenkian Apocalypse", Art Bulletin 68: 543-566.
27. Lipton, S. (2014) Dark mirror: The Medieval origins of Anti-Jewish iconography [https://www.amazon.com/Dark-Mirror-Medieval-Anti-Jewish-Iconography/dp/0805079106, accessed on 24.08.2021].
28. Luchitskaia, S.I. (2001) Obraz Drugogo: Musulmane v khronikakh krestovykh pokhodov [The image of the Other: Muslims in the Crusades' chronicles]. Saint Petersburg: Aleteiia.
29. Pearson, A. (2005) "Rezension von: Debra Higgs Strickland: Saracens, demons, and Jews. Making monsters in medieval art, Princeton / Oxford: Princeton University Press 2003", KUNSTFORM 6(2) [https://www.arthistoricum.net/kunstform/rezension/ausgabe/2005/2, accessed on 24.08.2021].
30. Strickland, D.H. (2016) The Epiphany of Hieronymus Bosch: Imagining Antichrist and Others from the Middle Ages to the Reformation. London/Turnhout: Harvey Miller Publishers, an Imprint of Brepols Publishers.
31. Strickland, D.H. (2019) "Monsters, Demons, and Jews in the painting of Hieronymus Bosch", in I. Idelson-Shein, Chr. Wiese (eds) Monsters and monstrosity in Jewish history: From the Middle Ages to Modernity, pp. 42-68. London: Bloomsbury Press.
32. Strickland, D.H. (2003) Saracens, Demons, and Jews: Making Monsters in Medieval Art. Princeton/Oxford: Princeton University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Консон Г. Еврей как Антихрист в современной босхиане. В диалоге с книгой Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом: “Поклонение волхвов” Иеронима Босха». Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021;39(3):316-333. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-XX-XX. EDN: JBXXHQ
For citation:
Konson G. Jew as the Antichrist in Modern Boschianа. In Dialogue with the Book by Mikhail Maizuls, Between Christ and Antichrist: Hieronymous Bosch’s “The Adoration of the Magi.”. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2021;39(3):316-333. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-XX-XX. EDN: JBXXHQ