Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

«Всегда хранили ту самую икону»: воспоминания старообрядцев о практиках взаимодействия с иконами в советское и постсоветское время

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-164-182

Аннотация

В статье рассматриваются практики почитания икон среди старообрядцев в условиях антирелигиозной политики СССР и их трансформации после окончания религиозных преследований. Основными источниками являются результаты этнографических наблюдений и воспоминания, записанные с 2008 по 2023 год среди старообрядцев Северо‑Западного Причерноморья и переселенцев из этого региона в Россию. В статье уделяется внимание роли икон в осмыслении религиозного опыта, трансляции представлений о своей вере, регламентации взаимодействия с иконой в разных контекстах. В условиях антирелигиозных кампаний почитание икон переносится в безопасное и скрытое от внешнего окружения пространство, а наиболее значимым для верующего, судя по материалам интервью, становится проживание религиозного опыта и знание о присутствии сакрального в домашнем пространстве. После окончания религиозных преследований формулируются новые правила, позволяющие более свободное расположение икон в доме, что уже не воспринимается как нарушение традиционных предписаний. Среди актуальных правил, регламентирующих организацию пространства около икон, встречаются запреты помещать кровать под божницей, размещать рядом с ней зеркало, класть на божницу мобильные телефоны, размещать в переднем углу / под иконой / напротив иконы телевизор и др. Важной функцией домашних икон является сохранение памяти о прошлом. За выбором наиболее почитаемых образов стоят значимые для семейной истории события, нередко связанные с преодолением трудного прошлого, что особенно ярко проявляется в традиции «служить праздник» / «брать праздник в дом», то есть устанавливать обетный праздник, который далее передается из поколения в поколение.

Об авторе

Н. С. Душакова
РАНХиГС; Архив РАН
Россия

Наталья Сергеевна Душакова — старший научный сотрудник, Институт общественных наук РАНХиГС

Москва



Список литературы

1. Антонов Д. И., Завьялова А. И. Советские иконы и семиотические идеологии: что руководит людьми, когда они руководят иконами // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 136–163.

2. Ваннер К. Что мы называем религией? // Антропологический форум. 2017. № 35. С. 16–25.

3. Горбунов Ю. Е., Херсонский Б. Г. Липованская икона. Одесса: Друк, 2000.

4. Гусева Э. К. Памятники старообрядческой живописи конца XVIII–XIX в. // Русские письменные и устные традиции и духовная культура / Под ред. И. Д. Ковальченко. Москва: Издательство МГУ, 1982. С. 151–161.

5. Душакова Н. Проживаемая история: как старообрядцы вспоминают о своем прошлом. М.: РГГУ, 2022.

6. Иникова С. А. К вопросу о липованских иконах // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2012. № 7. С. 373–397.

7. Латышев К. А. Советская антирелигиозная агитация (1922–1929 гг.) в отношении старообрядчества в постсоветской русскоязычной историографии // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы конференции 21–22 ноября 2019 г. / Под ред. В. И. Осипова. М.: б.и., 2019. С. 129–133.

8. Левкиевская Е. Е. Красный угол в крестьянском жилище: сакральные, информационные и коммуникативные функции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 3. С. 183–203.

9. Николаев Д., Донцов П. Мир старообрядчества Молдовы. Кишинев: Grafiс-Design, 2015.

10. Покровский Н. Н. Гусли, патефоны и телевизоры // Труды отдела древнерусской литературы. СПб: Дмитрий Буланин, 1993. Т. XLVIII. С. 446–450.

11. Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007.

12. Смолкин В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма. М.: НЛО, 2021.

13. Фишман О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М.: Индрик, 2003.

14. Frykman, M. P. (2009) “Material Aspects of Transnational Social Fields: an Introduction”, Dve Domovini 29: 105–114.

15. Wang, C. (2016) “Introduction: The ‘Material Turn’ in Migration Studies”, Modern Languages Open: 1–11.


Рецензия

Для цитирования:


Душакова Н.С. «Всегда хранили ту самую икону»: воспоминания старообрядцев о практиках взаимодействия с иконами в советское и постсоветское время. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(3):164-182. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-164-182

For citation:


Dushakova N.S. “They Always Kept That Very Icon”: Memories of Old Believers about the Practices of Interaction with Icons in Soviet and Post-Soviet times. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(3):164-182. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-164-182

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)