Preview

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

Расширенный поиск

Смерть за идеалы и почитание за смерть: к вопросу о мученичестве и его возможных моделях в культуре Индии

https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-150-175

Аннотация

Статья посвящена проблеме понимания и определения феномена мученичества применительно к истории и культуре Индии. Применение понятия «мученичество» к разным религиям (в частности, неавраамическим) и к различным обществам ставит перед исследователем ряд проблем, связанных с разным пониманием этого феномена в разных культурах, а также о применении этого термина и его аналогов к тем культурам, где такое понятие изначально отсутствовало. Будучи изначально христианским, понятие мученичества претерпевает трансформации и модификации в зависимости от дальнейшей сферы функционирования — в исламе, светском контексте и др. С учетом постоянных расширений и изменений изначального понятия мученичества в разных культурных парадигмах нам представляется целесообразным выделить некоторые общие компоненты, лежащие в основе этого феномена. Мы исходим из следующих критериев мученичества: во-первых, наличие внешних сил и обстоятельств, причиняющих смерть мученика; во-вторых, наличие благих (с точки зрения конкретного социума) идеи или цели, за которые погибает мученик; в-третьих, посмертная память и почитание, непосредственно связанные с мученической смертью, при которых мученик прославляется за верность идее и/или как образец для подражания. В работе предлагается выделять три возможные модели мученичества, известные в истории и культуре Индии: модель шахадат — страдания и гибель за свои убеждения, как религиозные, так и политические, положенная в основу современного индийского национального «пантеона» мучеников; «кшатрийская» модель, связанная с воинской этикой; и «культово-вернакулярная» модель, лежащая в основе формирования местных почитаемых божеств.

Об авторах

С. Рыжакова
Центр азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН
Россия

Светлана Рыжакова — ведущий научный сотрудник

Москва



Е. Ренковская
Институт языкознания РАН
Россия

Евгения Ренковская — научный сотрудник Лаборатории исследования и сохранения малых языков

Москва



Список литературы

1. Али-заде А. А. Шахид // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.

2. Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978.

3. Бочковская А. Многомерность отчаяния: о самоубийствах фермеров Видарбхи // Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение / научный редактор И. П. Глушкова. М.: Наталис, 2012. С. 340–368.

4. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. М.: Восточная литература, 2007.

5. Десницкая Е. А. Инклюзивизм как категориальное средство в работах Пауля Хакера и Герхарда Оберхаммера // Вопросы философии. 2021. № 7. С. 191–200.

6. Зыгмонт А. И. «Dulce et decorum est»: феномен мученичества в западных национализмах XVIII–XX веков // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 3. C. 173–171.

7. Книга Самурая: Юдзан Дайдодзи Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ Нюмон / перевод на русский Котенко Р. В., Мищенко А. А. СПб: Евразия, 1998.

8. Рыжакова С. И. Одержимость, служение, лицедейство: о границах культового и художественного в традициях колам (дайва-нема) Южной Каннады и калияттам (тейям) Северной Кералы (Индия) // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 213–246.

9. Успенская Е. Н. Кодекс чести воина-раджпута в средневековой Индии // Этикет у народов Южной Азии. СПб: Петербургское востоковедение, 1999. С. 137–145.

10. Acharya, K. (1993) Purāṇic Concept of Dāna. Delhi: Nag Publishers.

11. Afsaruddin, A. (2013) Striving in the Path of God. Jihād and Martyrdom in Islamic Thought. New York: Oxford University Press.

12. Ashley W., Holloman, R. (1990 (1993)) “Teyyam”, in F. P. Richmond, D. L. Swann, P. B. Zarrilli (eds) Indian Theatre: Tradition of Performance, p. 131–150. Delhi: Motilal Banarasidas Publishers Private Ldt.

13. Blackburn, S. H. (1978) “The Folk Hero and Class Interests in Tamil Heroic Ballads”, Asian Folklore Studies 37(1): 131–149.

14. “Borawal”, Panjpedia [https://panjpedia.org/en/wiki/english-borawal-village-mansa-pun-jab, accessed on 12.08.2021].

15. Chandran, T. V. (2006) Ritual as Ideology. Text and Context in Teyyam, p. 40. New Delhi: IGNCA, D. K. Printworld (P) Ltd.

16. Charsley, S. (1998) “Sanskritization: The career of an anthropological theory”, Contributions to Indian Sociology 32(2): 527–549.

17. Cross, F. L. (ed.) (2005) “Martyr”, in The Oxford Dictionary of the Christian Church. New York: Oxford University Press.

18. Deol, H. (2000) Religion and Nationalism in India. The Case of the Punjab. London and New York: Routledge.

19. Dictionary of Martyrs. Azadi ka Amrit Mahotsav (75 years of Independence) [https://pib.gov.in/amritmahotsav/dictionary_book.aspx, доступ от 12.08.2021].

20. Doniger, W. (ed.) (1999) “Martyr”, in Merriam-Webster’s Encyclopedia of World Religions, pp. 695–696. Springfield, Massachusetts: Merriam-Webster, Incorporated.

21. Fenech, L. E. (1997) “Martyrdom and the Sikh Tradition”, Journal of the American Oriental Society 117(4): 623–642.

22. Fuller, Ch. J. (1976) The Nayars Today. Cambridge, New York: Cambridge University Press.

23. Glushkova, I. P. (ed.) (2012) Smert’ v Makharashtre. Voobrazhenie, vospriyatie, voploshchenie [Death in Maharashtra. Imagination, perception, embodiment]. Moscow: Natalis.

24. Gough, E. K. (1961) “Tiyyar: North Kerala”, in D. M. Schneider, E. K. Gough (eds) Matrilineal Kinship, p. 405. Berkeley and Los Angeles: University of California Press.

25. Hacker, P. (1983) “Inklusivismus”, in Inklusivismus: eine Indische Denkform, pp. 11–28. Wien, Leiden: Institut für indologie der Universität Wien, Sammlung De Nobili; Brill.

26. Harlan, L. (2003) The Goddesses’ Henchmen Gender in Indian Hero Worship. Oxford University Press.

27. Hudson, D. D. (1989) “Violent and Fanatical Devotion among the Nāyaṇārs: A Study in the Periya Purāṇam of Cekkilār”, in A. Hiltebeitel (ed.) Criminal Gods and Demon Devotees: Essays on the Guardians of Popular Hinduism, pp. 373 –404. Albany: State University of New York Press.

28. “Itihas Damdami Taksal (Sankhep)”, Sikh Wiki. Encyclopedia of the Sikhs [https://www.sikhiwiki.org/index.php?title=Itihas_Damdami_Taksal_(Sankhep)&oldid=64216, accessed on 29.08.2021].

29. Jawandha, N. S. (2010) Glimpses of Sikhism. New Delhi: Sanbun Publishers.

30. Kamphorst, J. (2008) In Praise of Death. History and Poetry in Medieval Marwar (South Asia). Leiden University Press.

31. Khan, A. (2015) From Sufism to Ahmadiyya: a Muslim minority Movement in South Asia, Bloomington: Indiana University Press.

32. Kitts, M. (2018) “The Martys and Spectacular Death: From Homer to the Roman Arena”, Journal of Religion and Violence 6(2): 267–294.

33. Moss, C. (2010) The Other Christs: Imitating Jesus in Ancient Christian Ideologies of Martyrdom. New York, Oxford: Oxford University Press.

34. Ramaswamy, S. (2008) “Maps, Mother/Goddesses, and Martyrdom in Modern India”, The Journal of Asian Studies 67(3): 819–853.

35. Rose, H. A. (1919) A Glossary of the Tribes and Castes of the Punjab and North-West Frontier Province. Vol. 1. Lahore, Printed by the superintendent, Government Printing, Punjab.

36. Schombucher, E., Zoller, C. P. (eds) (1999) Ways of Dying. Death and Its Meaning in South Asia. New Delhi: Manohar.

37. Settar, S. (1989) Inviting Death. Indian Attitude towards the Ritual Death. Leiden: Brill.

38. Srinivas, M. N. (1952) Religion and Society among the Coorgs of South India. Oxford, UK: Oxford University Press.

39. Storm, M. (2013) Head and Heart: Valour and Self-Sacrifice in the Art of India. London: Routledge.

40. Terrone, A. (2017) “10. Nationalism Matters: Among Mystics and Martyrs of Tibet”, in Ch.-t. Kuo (ed.) Religion and Nationalism in Chinese Societies, pp. 279–308. Amsterdam: Amsterdam University Press.

41. The Ministry of Culture of India (2010–2018) Dictionary of Martyrs: India’s Freedom Struggle (1857–1947). Vol. I–V. New Delhi: Indian Council of Historical Research & Manak publications Pvt. Ltd.

42. Vallely, A. (2018) “Dying Heroically. Jainism and the Ritual Fast to Death”, in M. Kitts (ed.) Martyrdom, Self-Sacrifice, and Self-Immolation: Religious Perspectives on Suicide, pp. 182–204. Oxford: Oxford University Press.

43. Zygmont, A. I. (2022) “Muchenichestvo kak reputatsionnyi proekt: kto i kak «delaet» muchenikov” [Martyrdom as a Reputation Project: Who and How “Makes” Martyrs]. Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom 40(1).


Рецензия

Для цитирования:


Рыжакова С., Ренковская Е. Смерть за идеалы и почитание за смерть: к вопросу о мученичестве и его возможных моделях в культуре Индии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022;40(1):150-175. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-150-175

For citation:


Ryzhakova S., Renkovskaya E. Death for Ideals and Veneration for Death: Martyrdom and Its Possible Models in Indian Culture. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2022;40(1):150-175. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-1-150-175

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-7203 (Print)
ISSN 2073-7211 (Online)