Святой коллаж: образы, реликвии и риторика небесного присутствия
https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-27-59
Аннотация
Статья посвящена позднесредневековым «запертым садам» и композитным амулетам, известным как Breverl, которые получили распространение уже в Новое время. Формы, размеры и функции этих религиозных образов‑объектов были различны. Однако их объединяет то, что и те, и другие создавали как своего рода коллажи — из элементов разного происхождения и назначения. Большинство из них исходно не предназначалось ни для этих складней, ни для амулетов и было в них использовано повторно. В центре «Садов» устанавливали небольшие фигуры святых, а вокруг обустраивали плотно заполненный мир из искусно сделанных цветов, фрагментов мощей, изображений, вырезанных из рукописей, паломнических значков, агнцев Божьих и т. д. В амулетах, наоборот, центр занимал «реликварий», в котором крошечные частицы мощей соседствовали с различными devotionalia. Он был завернут в несколько слоев бумаги с гравированными изображениями святых‑заступников, текстами молитв и защитными аббревиатурами. Цель статьи — проанализировать возможные функции и «модусы действенности» этих образов‑объектов; формы сочетания сакральных знаков‑индексов (мощей) и знаков‑икон (изображений); сходства и различия в их визуальной риторике; роль видимости и невидимости элементов. И «Запертые сады», и Breverl — это собрания сакральных объектов, которые встраиваются в четкий пространственный паттерн, где важную роль играет симметрия. При этом в «садах» знаки‑индексы и знаки‑иконы открыты взору и могут служить опорой для молитвенных практик и подразумевают тактильное соприкосновение. В амулетах и реликвии, и изображения, и тексты, наоборот, скрыты от взгляда и, как подразумевается, должны действовать автоматически, защищая того, кто носит этот свернутый мир с собой.
Об авторе
М. Р. МайзульсРоссия
Михаил Романович Майзульс — старший научный сотрудник УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии
Москва
Список литературы
1. Антонов Д. И. Советские иконы как исследовательский проект // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 9. С. 155–164.
2. Антонов Д. И., Доронин Д. Ю. Советские иконы. История и этнография Нижегородской традиции. М.: Индрик, 2023.
3. Баше Ж. Образ-объект // Vox Medii Aevi. 2021. № 1. С. 122–126.
4. Бозоки Э. Средства личной защиты в Средние века // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Вып. 39. № 3. С. 130–162.
5. Мусин А. Е. Кораллы в христианской культуре Восточной Европы и Средиземноморья // Российский археологический ежегодник. 2014. №4. C. 371–378.
6. Asperen, H., van (2018) “The Book as Shrine, the Badge as Bookmark: Religious Badges and Pilgrims’ Souvenirs in Devotional Manuscripts”, in M. Faini, A. Meneghin (eds.). Domestic Devotions in the Early Modern World, pp. 228–312. Leiden: Brill.
7. Asperen, H., van (2021) Silver Saints. Prayers and Badges in Late Medieval Books. Turnhout: Brepols.
8. Azinovič Bebek, A., Filipec, K. (2013/2014) “Brevari iz Lobora i drigih novovjekovnih grobalja sjeverozapadne hrvatske (The Breverls from Lobor and other Early Modern Cemeteries in Northeastern Croatia)”, Opuscula Archaeologica 37/38: 281–300 .
9. Baert, B. (2018) “Art and Mysticism as Horticulture. Late Medieval Enclosed Gardens of the Low Countries in an Interdisciplinary Perspective”, in L. Nelstrop, H. Appleton (eds.). Art and Mysticism: Interfaces in the Medieval and Modern Periods, pp. 104–127. New York: Routledge.
10. Baert, B. (2024) “Heavenly Fragrance. Late Medieval Enclosed Gardens of the Low Countries and the Senses”, in J. Becker et al. (ed.). (Er-)Leben von Spiritualität. Die fünf Sinne in religiösen Gemeinschaften des Mittelalters (Klöster als Innovationslabore, 14), pp. 219–238. Heidelberg: Schnell & Steiner.
11. Baert, B., Iterbeke, H. (2016) “Revisiting the Enclosed Gardens of the Low Countries (Fifteenth Century Onwards). Gender, Textile, and the Intimate Space as Horticulture”, Textile. Cloth and Culture 15(1): 1–31.
12. Baert, B., Iterbeke, H., Watteeuw, L. (2018) “Late Medieval Enclosed Gardens of the Low Countries: Mixed Media, Remnant Art, Récyclage and Gender in the Low Countries (Sixteenth Century Onwards)”, in G. Jurkowlaniec, I. Matyjaszkiewicz, Z. Sarnecka (eds.) The Agency of Things in Medieval and Early Modern Art. Materials, Power and Manipulation, pp. 33–48. New York: Routledge.
13. Berthod, B., Hardouin-Fugier, É. (2006) Dictionnaire des objets de dévotion dans l’Europe catholique. Paris: Éd. de l’Amateur.
14. Bertrand, P. (2006) “Authentiques de reliques: authentiques ou reliques?”, Le Moyen Age CXII (2): 363–374.
15. Blanchot, J.-M. (2016) “Objets de dévotion et souvenirs du pèlerinage à Einsiedeln. L’exemple de la Franche-Comté et de des régions limitrophes au sein de la dorsale catholique”, Mémoires de la Société d’Émulation du Doubs, pp. 279–338.
16. Bozky, E. (2006) La politique des reliques de Constantin à Saint Louis. Paris: Beauchesne.
17. Carroll, M. P. (1996) Veiled Threats: The Logic of Popular Catholicism in Italy. Baltimore; London: The John Hopkins University Press.
18. Cayron, F., Steyaert, D. (2019) Made in Malines. Les statuettes malinoises ou poupées de Malines de 1500–1540. Étude matérielle et typologique. Turnhout: Brepols.
19. Chomelidse, N. (2021) “Liminal Phenomena: Framing Medieval Cult Images with Relics and Words”, Viator. Medieval and Renaissance Studies 52(2): 243–296.
20. DaCosta Kaufmann, Th., Roehrig Kaufmann, V. (1991) “The Sanctification of Nature: Observations on the Origins of Trompe l’oeil in Netherlandish Book Painting of the Fifteenth and Sixteenth Centuries”, The J. Paul Getty Museum Journal 19: 43–64.
21. Dauge-Roth, K. (2018) “Prêt-à-porter: Textual Amulets, Popular Belief and Defining Superstition in Sixteenth and Seventeenth-Century France”, Espacio, Tiempo y Forma: Historia del Arte 6: 137–168.
22. Descola, Ph. (2021) Les Formes du visible. Une anthropologie de la figuration. Paris: Seuil.
23. Ettlinger, E. (1965) “The Hildburgh Collection of Austrian and Bavarian Amulets in the Wellcome Historical Medical Museum”, Folklore 76(2): 104–117.
24. Foster-Campbell, M. H. (2011) “Pilgrimage through the Pages: Pilgrims’ Badges in Late Medieval Devotional Manuscripts”, in S. Blick, L. Gelfand (eds.). Push Me, Pull You. Imaginative, Emotional, Physical, and Spatial Interaction in Late Medieval and Renaissance Art, Vol. 1, pp. 227–274. Leiden; Boston: Brill.
25. Frugoni, Ch. (2017) Vivere nel Medioevo. Donne, uomini et sopra tutto bambini. Bologna: Mulino
26. Goody, J. (1993) The Culture of Flowers. Cambridge; New York: Cambridge University Press.
27. Hahn, C. (2017) The Reliquary Effect. Enshrining the Sacred Object. London: Reaktion Books.
28. Heidinger, R. (2008) “Les Breverln en Alsace”, Annuaire de la Société d’Histoire du Sundgau, pp. 257–269.
29. Herrmann-Mascard, N. (1975) Les reliques des saints. Formation coutumière d’un droit. Paris: Klincksieck.
30. Jacobs, L. F. (1998) Early Netherlandish Carved Altarpieces, 1380–1550: Medieval Tastes and Mass Marketing. New York: Cambridge University Press.
31. Jacobs, L. F. (2012) Opening Doors: The Early Netherlandish Triptych Reinterpreted. Pennsylvania: Penn State Press.
32. Jacobs, L. F. (2018) Thresholds and boundaries: liminality in Netherlandish art (1385–1530). London; New York: Routledge.
33. Knez, D. (2008) “Breverl — zagovor ali blagoslov? / Breverl — Invocation or Blessing?”, Argo 51(2): 46–53.
34. Koering, J. (2021) Les iconophages. Une histoire de l’ingestion des images. Paris: Actes sud.
35. Koldewey, J. (1991) “Pilgrim Badges Painted in Manuscripts: A North Netherlandish Example”, in K. Horst, van der, J.-Chr. Klamt (eds.) Masters and Miniatures. Proceedings of the Congress on Medieval Manuscript Illumination in the Northern Netherlands (Utrecht, 10-13 December 1989), pp. 211–218. Doornspijk.
36. Lahti, S. (2019) Silver Arms and Silk Heads. Medieval Reliquaries in the Nordic Countries. Åbo: Åbo Akademi University Press.
37. Lamireau-Meyer, Сl. (2009) La poursuite du divin. Écritures votives des lieux de culte catholiques parisiens. Anthropologie sociale et ethnologie. Thèse pour obtenir le grade de docteur de l’École des hautes études en sciences sociales, pp. 354–355.
38. Lehnherr, Y. (éd.) (2004) Au-delà du visible: reliquaires et travaux de couvents. Musée d’art et d’histoire Fribourg, 31 octobre 2003 au 29 février 2004. Fribourg: Musée d’art et d’histoire.
39. Lewis, M. (2014) Saints and Their Badges. Saints’ Lives and Medieval Pilgrim Badges. Witham: Greenlight Publishing.
40. Marshall, L. (1994) “Manipulating the Sacred: Image and Plague in Renaissance Italy”, Renaissance Quarterly 47(3): 485–532.
41. Musacchio, J. M. (2005) “Lambs, Coral, Teeth, and the Intimate Intersection of Religion and Magic in Renaissance Italy”, in S. Montgomery, S. Cornelison (eds.) Images, Relics, and Devotional Practices in Medieval and Renaissance Italy, pp. 139–156. Tempe: Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies.
42. Pearson, A. (2017) “Sensory Piety as Social Intervention in a Mechelen Besloten Hofje”, Journal of Historians of Netherlandish Art 9(2).
43. Pearson, A. (2019) Gardens of Love and the Limits of Morality in Early Netherlandish Art. Leiden; Boston: Brill.
44. Rasmussen, A. M. (2021) Medieval Badges. Their Wearers and Their Worlds. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
45. Ruchat, A. (1714) Les delices de la Suisse, une des principales républiques de l’Europe... Т. 4. Leyde.
46. Rudy, K. M. (2011) Virtual Pilgrimages in the Convent: Imagining Jerusalem in the Late Middle Ages, p. 112. Turnhout: Brepols.
47. Rudy, K. M. (2016) Piety in Pieces. How Medieval Readers Customized their Manuscripts. Cambridge: Open Book Publishers.
48. Rudy, K. M. (2019) Image, Knife, and Gluepot: Early Assemblage in Manuscript and Print. Cambridge: Open Book Publishers.
49. Sanchez, J.-M. (2009) Reliques et reliquaires. Jérusalem, Rome, Compostelle et la Provence, pp. 48–54. Gap: Éditions Grégoriennes.
50. Schmitt, J.-Cl. (1999) “Les reliques et les images”, in Les reliques. Objets, cultes, symboles: Actes du colloque international de l’Université du Littoral-Côte d’Opale (Boulogne-sur-Mer), 4–6 septembre 1997, pp. 145–167. Turnhout: Brepols.
51. Skemer, D. (2006) Binding Words.Textual Amulets in the Middle Ages. University Park: Pennsylvania University Press.
52. Skemer, D. (2015) “Magic Writ: Textual Amulets Worn on the Body for Protection”, in Kehnel, A. et al. (eds.) Schriftträger — Textträger: Zur materialen Präsenz des Geschriebenen in frühen Gesellschaften, pp. 127–150. Berlin; München; Boston: Walter de Gruyter.
53. Skinnebach, L. K. (2019) “Haptic Prayer, Devitional Books and Practices of Perception”, in D. Carrillo-Rangel, et al. (eds.) Touching, Devotional Practices, and Visionary Experiences in the Late Middle Ages, pp. 95–122. London: Palgrave Macmillan.
54. Tycz, K. M. (2019) “Material Prayers and Maternity in Early Modern Italy: Signed, Sealed, Delivered”, in M. Corry, M. Faini, A. Meneghin (eds.) Domestic Devotions in Early Modern Italy, pp. 244–271. Leiden; Boston: Brill, 2019.
55. Watteeuw, L., Iterbeke, H. (eds.) (2018) Enclosed Gardens of Mechelen. Late Medieval Paradise Gardens Revealed. Amsterdam: Amsterdam University Press.
56. Wirth, J. (2008) L’image à l’époque gothique. Paris: Cerf.
57. Wirth, J. (2022) Art et image au Moyen Âge. Genève: Droz.
58. Zeller, M. (2022) “Nouvelles acquisitions patrimoniales”, La Revue de Bibliothèque nationale et universitaire de Strasbourg Varia 26: 108–109.
Рецензия
Для цитирования:
Майзульс М.Р. Святой коллаж: образы, реликвии и риторика небесного присутствия. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024;42(3):27-59. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-27-59
For citation:
Maizuls M.R. A Holy Collage: Images, Relics and Rhetoric of Divine Presence. State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2024;42(3):27-59. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2024-42-3-27-59