Тема "Проблема зла в современной аналитической теологии"
Реляционное измерение проблемы зла и мистическая теодицея
Фауль Богдан
Аннотация

В данной статье автор рассматривает проблему зла с точки зрения проекта антитеодицеи, основанной на критике традиционных формулировок и подходов к решению проблемы зла. В статье демонстрируются основания проекта антитеодицеи и предлагается оригинальная идентификация экзистенциального измерения проблемы зла в рамках религиозной жизни, специфика которой выражается в концепции «теологического реляционного потрясения». С точки зрения этого подхода, экзистенциальный корень проблемы зла в рамках религиозной жизни состоит в обнаружении неспособности личности находиться с Богом в отношениях любви. Автор демонстрирует зависимость теоретического рассмотрения проблемы зла от экзистенциального уровня проблемы. Более того, в статье предлагается два решения проблемы зла, которые основаны на том, что, при определенных допущениях, можно охарактеризовать как мистический опыт. Автор выделяет феноменологические свойства рассматриваемого мистического опыта и демонстрирует, что он обеспечивает решение экзистенциальной проблемы зла в «антитеодицейном» духе.

Ключевые слова
проблема зла, экзистенциальная проблема зла, реляционное потрясение, христианство, религиозный опыт, теизм

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 125 - 141

Фауль Богдан

Оправдание морали как проблема этики Иммануила Канта
Скоморохов Алексей
Аннотация

В данной статье анализируются предпосылки постановки проблемы оправдания морали, а также ее значение а) в этической системе Канта, б) в процессе трансформации этических смыслов (от Канта — к Ницше). На первом этапе выявляются предпосылки проблемы оправдания морали в этической теории. На втором этапе анализируется вопрос о месте данной проблемы в этической системе Канта и о предложенном способе ее решения. Постулирование Кантом бытия Бога и бессмертия души трактуется как специфический способ оправдания морали. На третьем этапе реконструируется историческая судьба учения о постулатах — в частности, его преломление в мысли Ницше и Достоевского. Проведенный анализ позволяет а) установить значение учения о постулатах практического разума как необходимой части этической системы Канта, защищающей мораль от обесценивания, б) сопоставить решение проблемы оправдания морали в мысли Канта и в поэзии Лермонтова, в) выявить логику перехода от этической системы Канта к мысли Ницше и Достоевского. Показано: религиозные постулаты Канта, с одной стороны, обеспечивают единство и целостность морального опыта, но, с другой стороны, делают это вопреки логике мысли Нового времени. Выявлена закономерность перехода от этического абсолютизма Канта к радикальному сомнению в морали в мысли Достоевского и Ницше. Сделан вывод о том, что в рамках логики мысли Нового времени решение проблемы оправдания морали не представляется возможным.

Ключевые слова
мораль, оправдание морали, парадоксы морали, постулаты практического разума, добро, зло, нигилизм, этический абсолютизм

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 107 - 124

Скоморохов Алексей

Феномен зла в атеистическом дискурсе: иллюзия эвристического преимущества
Сидорин Владимир
Аннотация

В статье рассматривается аргумент, сформулированный рядом современных философов (Г. Оппи, П. Дрэпер), о наличии у атеизма своеобразного эвристического преимущества в объяснении феномена зла, позволяющего в дискуссиях между теизмом и натурализмом обосновать рациональный выбор теоретической (мировоззренческой) позиции в пользу последнего. Автор обращается также к анализу соответствующей секулярной литературы, констатируя, с одной стороны, периферийность проблемы зла для нетеистического мышления, с другой стороны, все более оформляющуюся в современной философии тенденцию, в рамках которой осознается необходимость артикуляции и концептуализации проблемы зла в рамках секулярного мышления. Кратко рассматриваются натуралистические и скептические попытки элиминировать тему зла из проблемного поля секуляризма. Вместе с тем делается вывод о процессе конституирования отдельной предметной области, своего рода секулярных evil-studies, оценка эвристического потенциала и продуктивности которых станет возможной только по мере дальнейшего развития данного проблемного поля. При этом ставится вопрос о проблематичности предпосылки тождественности описания механики осуществления зла его объяснению, что часто подразумевается в секулярных концепциях и представлениях о зле. Делается вывод о том, что точка зрения, в соответствии с которой зло рассматривается как проблема, актуальная исключительно для теистического мышления, представляет собой результат своеобразной инерции, свойственной интеллектуальной истории, и объяснение зла является одним из уязвимых проблемных узлов самого атеистического (и говоря более широко, секулярного) дискурса, без плодотворного разрешения которого не представляется возможным говорить об эвристическом преимуществе атеизма в контексте проблемы зла.

Ключевые слова
проблема зла, атеизм, теизм, натуралистическая этика, «зло-скептицизм», секулярная теория зла

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 92 - 106

Сидорин Владимир

Бесполезная свобода и проблема ада
Мишура Александр
Аннотация

В статье на примере теории жесткого инкомпатибилизма Д. Перебума рассматривается проблема социальной и практической значимости веры в свободу воли. В первой части статьи описываются основные идеи теории жесткого инкомпатибилизма Д. Перебума. В частности, приводятся доводы Перебума в пользу того, что отказ от веры в свободу воли не имел бы для общества значимых дурных последствий, а в некоторых аспектах был бы полезен; описывается проспективная теория моральной ответственности Перебума и его концепция замещения ответных установок, основанных на вере в свободу воли. Во второй части эксплицируется общая логика оценки моральной оправданности практик, которая лежит в основе подхода Перебума. Демонстрируется, что, вопреки тезисам Перебума, последовательное развитие данной логики влечет тезис о том, что вера в свободу воли не имеет принципиального значения для оценки общей оправданности практик моральной ответственности, то есть отказ от веры в свободу воли или сохранение этой веры не могут изменить моральный статус конкретной практики. В третьей части кратко описывается так называемая проблема ада. Демонстрируется, что концепция ада трудно совместима с логикой оценки моральной оправданности практик, на которую опирается Перебум, поскольку существование ада в ней оказывается, очевидно, не оправданным, что влечет либо отказ от концепции ада, либо отказ от указанной логики, а также принятие альтернативной концепции моральной оправданности, в которой понятие свободы воли приобретает решающее значение.

Ключевые слова
свобода воли, моральная ответственности, Перебум, жесткий инкомпатибилизм, проблема ада

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 72 - 91

Мишура Александр

Является ли злом существование ада?
Гаспаров Игорь
Аннотация

В традиционном понимании существование рая и ада представляется необходимым условием божественной справедливости. В упрощенном виде такое понимание посмертной жизни утверждает, что люди, которые вели праведный образ жизни, получат вознаграждение в виде вечного блаженства, способного компенсировать любые временные страдания, которые им пришлось пережить в земной жизни, а люди, совершившие зло, но не раскаявшиеся в нем и не возместившие его в этой жизни, понесут вечное наказание в жизни будущей. В современной аналитической теологии и философии религии такое понимание посмертного воздания ставится под сомнение. Особой мишенью для критики является концепция «вечного ада», поскольку многим вечные мучения кажутся несовместимыми с божественной благостью. В статье рассмотрены аргументы известного аналитического теолога Т. Тэлботта против совместимости «вечного ада» с безусловной любовью Бога ко всем людям. Показано, что его аргументы опираются на концепцию любви, в которой любовь мыслится как отношение между индивидами, тогда как понимание любви как субстанции не ведет к противоречию между существованием вечного ада и безусловностью божественной любви ко всем людям. Также рассмотрен аргумент Д. Льюиса, утверждающий аморальность Бога, творящего мир, который предполагает существование вечного ада. Показано, что ответ на этот аргумент, данный современным томистом Дж. Леймонтом, убедительно демонстрирует, что он базируется на предпосылках, которые сторонники традиционного учения о вечном аде не обязаны принимать.

Ключевые слова
проблема зла, проблема ада, философская теология, философия религии, Т. Тэлботт, Д. Льюис, Дж. Леймонт

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 51 - 71

Гаспаров Игорь

Феномен зла, натуралистическая ошибка и теория трансценденталий
Гагинский Алексей
Аннотация

Натуралистическая ошибка, о которой говорил Дж. Мур, наиболее очевидным образом эксплицирует проблему концептуализации понятий добра и зла. В статье предлагается рассмотреть эту проблему в контексте истории философии. В частности, вопреки представлениям самого Дж. Мура, его подход к определению «добра» не является новым, поскольку схожая проблематика имеется уже у Платона и Аристотеля. Тем не менее вопрос, который предполагает «натуралистическая ошибка», указывает на то, что в современной культуре прогрессирует кризис основопонятий. В задачу настоящей статьи входит, во-первых, рассмотрение указанного кризиса и, во-вторых, попытка наметить выход из сложившейся ситуации. Этот выход автор связывает с теорией трансценденталий.

Ключевые слова
добро, зло, истина, красота, бытие, Платон, Дж. Мур, натуралистическая ошибка

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 36 - 50

Гагинский Алексей

Проблема зла: метаэтика и привационная трактовка зла
Карпов Кирилл
Аннотация

В современной философии религии принято выделять две основные формулировки проблемы зла: логическую и индуктивную (вероятностную). Однако у проблемы зла имеется и аксиологическая (метаэтическая) формулировка. Статья посвящена рассмотрению в контексте аксиологической формулировки проблемы зла привационной трактовки зла — одного из самых древних ответов на аргумент от зла. В первой части статьи эксплицируется метаэтический ракурс проблемы. Во второй реконструируется одна из версий привационной трактовки зла на основе текстов Августина Гиппонского и Фомы Аквинского. Показывается, что у Августина и Аквината одним из основных смысловых элементов привационной трактовки зла выступает понятие порядка (ordo), а метафизическая трактовка зла как недостатка блага дополняется ими присущим западной теологической традиции учением о двух видах зла: о грехе (peccatum) и наказании за грех (poena peccati) у Августина, о зле наказания (malum poenae) и зле вины (malum culpae) у Аквината. Также эксплицируются основные положения привационной трактовки зла. В третьей части раскрываются метаэтические предпосылки привационной трактовки зла. В области моральной онтологии привационной трактовке блага наиболее соответствует реализм, в моральной эпистемологии — когнитивизм и фундаментализм, а в моральной психологии — одна из версий мотивационного интернализма.

Ключевые слова
проблема зла, метаэтика, аксиология, привационная трактовка зла, моральный реализм, эпистемологический фундаментализм, мотивационный интернализм

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 18 - 35

Карпов Кирилл

После теодицеи: проблема зла в аналитической философии религии
Карпов Кирилл
Аннотация

В статье представлен краткий очерк генеалогии современных дискуссий по проблеме зла в аналитической философии религии. Показывается, что они восходят еще к античному обсуждению вопросов о происхождении зла и о его месте в общем порядке вещей, а также к двойной классификации благ и зол (благо–зло–безразличное и душевное–телесное–внешнее благо/зло). Однако особенность современной формулировки проблемы зла заключается в том, что она представлена исключительно атеистическими аргументами. Важное общее место в рассуждениях аналитических философов религии по проблеме зла состоит в том, что она обсуждается в контексте авраамических религий или, как говорят сами аналитические философы, это — проблема для теизма. Одна из главных тенденций в развитии этих дискуссий заключается в преодолении устоявшихся теистических практик теодицеи и защит.

Ключевые слова
проблема зла, атеистические аргументы от зла, теодицея, антитеодицея, классификации зла

Тема: Проблема зла в современной аналитической теологии

Страницы: 7 - 17

Карпов Кирилл