Архив
Архив
Апроприация сакральной силы
Выпуски 2021 года №1 (39) №2 (39) №3 (39)
Скачать все
Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях
Дмитрий Антонов
Аннотация

Статья посвящена апроприации силы сакральных предметов. В эту стратегию попадает широкий веер практик, распространенных в христианских традициях — от контактных способов общения с реликвиями (прикосновение, ношение на теле, съедание/выпивание фрагмента и т.п.) до дистантных практик (приближение, зрительный контакт, направление реликвии в нужную сторону, обнесение святыней определенного пространства и др.). Это манипулятивные практики, цель которых — использовать благодать, источаемую сакральным предметом, в необходимых целях — от исцеления, защиты или атаки неприятеля до создания контактных реликвий и дальнейшего распространения благодати в разных материальных носителях. Как показано в статье, подобные практики предполагают наличие у сакральных объектов незримого «второго тела», благодати, окружающей мощи святого, икону или брандеа — контакт с этим «телом», протяженным и очерченным в пространстве, достигается путем различных способов дистантного контакта. Представление о святыне как об источнике благодати и о возможности физического использования, апроприации этой силы определяет множество способов взаимодействия с реликвиями в различных христианских традициях вплоть до настоящего дня.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-7-25

Ключевые слова
христианство, контактные реликвии, мощи, иконы, брандеа, апроприация силы, коммуникация с сакральными объектами.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 7 - 25

Дмитрий Антонов


Прикосновение взглядом: паломнические зеркала и апроприация сакральной «силы»
Михаил Майзульс
Аннотация

Средневековые представления и практики, связанные с передачей сакральной «энергии» (virtus) от мощей и изображений, придавали огромное значение физическому контакту. Благодаря ему обычные предметы (часто орудия пыток и убийства), которые прикасались к телам святых, превращались в реликвии, а предметы, которые позже касались их, становились вторичными (или контактными) реликвиями, отвечавшими на чаяния паломников. Через жидкость, которой омыли реликварий с мощами, или гравюру, которую приложили к чудотворной фреске, тоже, как считалось, можно было приобщиться к спасительной/целительной силе святых. К позднему Средневековью в католической Европе, параллельно древним тактильным практикам, особую роль приобрело «причащение взором» и другие практики, уповавшие на прикосновение взором. Эта статья посвящена паломническим зеркалам как инструменту апроприации сакральной «энергии» и другим практикам, которые опирались на силу взгляда.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-26-60

Ключевые слова
культ святых, паломничество, паломнические значки, апотропеи, зеркала, евхаристия.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 26 - 60

Михаил Майзульс


Дело о потерянных мощах: отшельник Жан из Гента и Людовик XI
Ольга Тогоева
Аннотация

Статья посвящена проблеме конструирования образа святого в эпоху позднего Средневековья на примере Жана из Гента († 1439), канонизации которого добивался французский монарх Людовик XI (1423–1483). Основное внимание уделено анализу обстоятельств поиска и обретения мощей Жана из Гента, роли центральной королевской власти в этом процессе, ее отношениям с монашеской общиной Труа, где был захоронен Жан, а также с римской курией и папом Сикстом IV (1471–1484). Процесс обретения мощей, а также их последующая судьба имели первоочередное значение в переговорах французского престола с папой Римским, поскольку рассматривались в эпоху позднего Средневековья как одно из главных доказательств святости того или иного претендента на канонизацию. В статье анализируется переписка Людовика XI с монахами Труа и с папской курией, а также Liber miraculorum Жана из Гента и материалы его ординарного процесса по канонизации. Опираясь на эти источники, автор пытается показать, что представляли собой мощи святого в представлении французов конца XV в., каким образом определялась их истинность, каковы были, с точки зрения светской власти, простых обывателей и монашеской общины, способы использования мощей, какое место эти реликвии занимали в системе аргументации, представленной французской стороной на переговорах с Ватиканом о канонизации Жана из Гента.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-61-79

Ключевые слова
Франция, позднее Средневековье, королевская власть, папская курия, святость, канонизация, мощи, Жан из Гента, Людовик XI.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 61 - 79

Ольга Тогоева


«Соломинка отца Гарнета»: мощи святых в религиозной культуре английских католиков XVII в.
Анна Серегина
Аннотация

В подвергавшемся преследованию властей Англии католическом сообществе сохранение мощей дореформационных святых и обретение мощей новомучеников требовало сотрудничества между католиками-мирянами и духовенством. При этом английская католическая иерархия раннего Нового времени не имела аппарата принуждения; в отличие от католических стран, здесь не было возможности контролировать формы, которые принимало почитание святых. Духовенство могло только убеждать; в результате появилось множество описаний святынь и «правильных» форм почитания святых, но эти тексты говорят, скорее, о желаемой ситуации, нежели о реальности. В статье рассматривается комплекс текстов начала XVII в., посвященных т.н. «соломинке отца Гарнета» (1606) — святыне, происхождение которой связано с мученичеством казненного в 1606 г. за недонесение о Пороховом заговоре иезуита Генри Гарнета. Почти сразу после казни появились рассказы о соломинке, на которую попала капля крови отца Гарнета. На ней проявилось изображение иезуита в венце мученика, и она была объявлена чудотворной. Анализ памфлетов, протоколов допросов, писем и реляций иезуитов позволяет выявить расхождения между создаваемой духовенством моделью взаимодействия католиков с реликвией, в которой физический контакт сведен к минимуму, и манипулятивными практиками обращения с ней, разделявшимися мирянами-католиками.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-80-102

Ключевые слова
английские католики, иезуиты, Генри Гарнет, мощи и реликвии, манипулятивные практики, исцеление, модели благочестия.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 80 - 102

Анна Серегина


Младенец и крест: особая иконография Орудий Страстей Христовых для защиты рожениц в английском свитке XV в. (Beinecke MS 410)
Дильшат Харман
Аннотация

В статье рассматривается изображение Младенца Иисуса с крестом из свитка XV в. (Beinecke MS 410), входящего в группу позднесредневековых английских «родильных свитков». Миниатюры в них сопровождаются молитвами, необходимыми для получения индульгенций и защиты от болезней и опасностей, в том числе и при родах, часто завершавшихся в Средние века смертью матери и/или младенца. «Родильные свитки» являются разновидностью так называемых рукописей Arma Christi (Орудий Страстей Христовых), возникших в XIV веке. Это важнейший материал, позволяющий нам понять, как благочестие и магия пересекались в повседневной жизни средневековых людей. Изучение текстов и иконографии Beinecke MS 410 позволяют предположить, что первые владельцы свитка использовали различные виды контакта с изображениями — тактильный, визуальный, оральный, аудиальный — для получения защиты и покровительства свыше. Иконография миниатюры Младенца Иисуса с крестом и ее место в общей визуально-текстуальной программе свитка показывают, что она была добавлена в рукопись специально для беременных и рожениц как особое дополнение к уже имеющемуся набору защитных изображений. Младенец на миниатюре является одновременно покровителем беременных и рожениц и образом желаемого ими здорового ребенка, созерцая которого, они могут родить такого же. Анализ иконографии миниатюр рукописи и их связи с текстом позволяют понять, как именно религиозные изображения действовали в качестве амулетов для рожениц и беременных, помогая им справляться со страхами и неизвестностью.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-103-129

Ключевые слова
позднесредневековая иконография, манускрипт, свиток, амулет, Страсти Христовы, Орудия Страстей Христовых, Младенец Иисус, роды, беременность.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 103 - 129

Дильшат Харман


Средства личной защиты в Средние века
Эдина Бозоки
Аннотация

Цель статьи — дать подробное и систематическое описание защитных и апотропеических средств, применявшихся в повседневной жизни средневековых людей и отражавших их картину мира. Автор использовала большой объем источников, включая обрядовые и богословские тексты и артефакты из музеев средневековой культуры.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-130-162

Ключевые слова
Средние века, апотропеические средства, обряды, магия, амулеты, заговоры, образы, реликвии.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 130 - 162

Эдина Бозоки


Апроприация силы древних чудотворных образов Богоматери в списках богородичных икон конца XVII — начала XVIII в. с «историей святыни»
Людмила Сукина
Аннотация

В статье рассматривается феномен изображения чудес древних чудотворных образов Богоматери, написанных, по преданию, евангелистом Лукой и чтимых на Руси с XII–XIII вв., в позднесредневековой русской иконописи. Внимание автора сосредоточено на анализе трех известных списков богородичных икон «со Сказанием», созданных и почитавшихся в последние десятилетия XVII — начале XVIII в. («Богоматерь Владимирская» Кирилла Уланова, «Богоматерь Федоровская» Гурия Никитина и «Богоматерь Тихвинская» неизвестного мастера). Эти произведения объединяет то, что изображенные в клеймах их рам чудеса древних святынь были совершены на территории Русского государства, а самые значительные из них имели отношение к его истории. Проблемы расшифровки иконографических программ названных икон, интерпретации их сюжетов, выявления художественных приемов передачи силы их чудотворных прообразов исследуются в широком культурном и историческом контексте эпохи. В результате автор приходит к выводу, что выбранный иконописцами подход был не новацией, а продолжением и развитием традиции. Но их иконы отличались акцентуацией тех чудес издревле чтимых богородичных образов, которые вписывались в актуальную для своего времени концепцию генетической связи Русского государства династии Романовых с Владимиро-Суздальской и Московской Русью. Мастера не только стремились перенести силу чудотворных икон Богородицы на новые списки, но главным образом преследовали цель сохранения памяти о чудесах, которые сотворили эти иконы в критические моменты русской истории.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-163-183

Ключевые слова
история русской средневековой культуры, иконопись, иконописец, иконография, иконографическая программа, списки древних чудотворных икон, апроприация силы иконы.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 163 - 183

Людмила Сукина


Животворящий крест в селе Годеново: между двух сакральных центров и за их пределами
Андрей Мороз, Элеонора Семиврагова
Аннотация

В статье рассматриваются особенности почитания деревянного резного распятия, хранящегося в храме свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново. Крест, согласно легенде, был явлен в 1423 г. пастухам, увидевшим его спускающимся с неба. Согласно официальной версии, крест византийского происхождения явился на Руси в знак перехода духовной благодати от Константинополя (который падет через 30 лет) к Москве. На месте обретения креста воздвигли храм, который в 1940 г. был разрушен, а крест был перенесен в церковь соседнего села, где и хранится по сей день. В 1990-е гг. на месте его обретения построен монастырь, который предъявил права на обладание реликвией. В итоге борьба за обладание крестом не стихает, а противостояние двух религиозных центров привело к удвоению святынь и апроприации каждой из них сакральной силы, которая понимается как эманация сакральной силы подлинного Животворящего Креста Господня, с которым явленный крест отождествляется терминологически и близко соотносится в нарративах. Кресту и его копиям придается символическое значение — знамения российского государственного строительства. Статья написана на материале официальных публикаций и полевых записей.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-184-208

Ключевые слова
христианство, почитание святынь, чудо, апроприация силы, легенды, фольклор.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 184 - 208

Андрей Мороз


Элеонора Семиврагова


Отпечаток на стекле: контактные реликвии на постсоветском пространстве
Дмитрий Антонов, Дмитрий Доронин
Аннотация

Статья посвящена отпечаткам икон на стеклах закрывающих их киотов — популярному с середины 1990-х гг. типу брандеа (контактных реликвий), который распространяется в православных церквях на постсоветском пространстве, порождая множество объяснений и сопутствующих акциональных практик. Начиная с первого широко освещавшегося случая — обнаружения отпечатка киевской иконы «Призри на смирение» в 1993 г. с последующей экспертизой и официальным признанием этого события чудом на уровне епископата УПЦ, — такие образы начали массово находить и описывать в храмах на территории Украины, России, Беларуси, а также в странах Балтии и в Израиле. Восприятие этих отпечатков как нерукотворных образов вписано в более широкий контекст — локальное почитание образов, интерпретируемых как отображения святых ликов, на различных природных или архитектурных объектах (деревьях, стенах, окнах и т.п.). При этом именно киотные отпечатки порождают самую устойчивую, массовую и зачастую институализированную, поддерживаемую Церковью традицию почитания. Они непосредственно связаны с иконой, и их появление зачастую трактуется как результат воздействия на стекло благодати, незримо изливающейся от образа. В статье рассматриваются различные оценки этого явления, способы почитания киотных отпечатков и «материнских» икон.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-209-243

Ключевые слова
христианство, православие, контактные реликвии, бран- деа, нерукотворные образы, отпечатки на стекле.

Раздел: Главная тема

Тема: Апроприация сакральной силы

Страницы: 209 - 243

Дмитрий Антонов


Дмитрий Доронин


История блаженной Насти Вирятинской: «прикрываясь религиозными предрассудками, вела антисоветскую агитацию»
Елена Воронцова, Валерия Елагина
Аннотация

В данной статье на базе архивных материалов (архива А.И. Клибанова, личных архивов и др.) и данных полевых исследований в Тамбовской области в 2018–2020 гг. делается попытка выявить специфические основания тех локальных практик, которые реализовывались некоторыми группами т.н. «истинно-православных христиан» в исследуемом регионе в 1950-е гг. и повлекли за собой уголовное наказание ряда их носителей. Мы выделяем следующий круг практик: 1) политическое неучастие (отказ от участия в выборах, от вступления в общественные организации, от подписания «советских бумаг»); 2) религиозные (отказ от посещения официальной церкви, собрания верующих на дому, домашняя молитва, проповедь); 3) экономические (отказ от заработной платы, от подписки на госзайм, от пенсий и социальных выплат, от уплаты налогов); 4) трудовые (отказ от вступления в колхозы, совхозы и от работы на советских предприятиях). Делается предположение, что рассматриваемые практики были укоренены в локальном обиходе тамбовских крестьян.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-244-270

Ключевые слова
деревенские святыни, ИПХ, мученичество, КГБ, народ- ное почитание, Валерий Голофаст, Пьер Бурдье.

Раздел: VARIA

Страницы: 244 - 270

Елена Воронцова


Валерия Елагина


Ватикан и евроинтеграция: история и современность
Екатерина Шебалина
Аннотация

В статье рассматриваются усилия Святого Престола включить христианские ориентиры в политическую повестку Европейского Союза — сквозь призму отношения Ватикана к процессу европейской интеграции с момента его зарождения в начале XX в. и до наших дней; также анализируются двусторонние связи города-государства Ватикана с европейскими институтами. Источниками соответствующего анализа стали преимущественно папские энциклики, заявления, письма и послания. На основе изученных материалов выявлено, что евроинтеграция на протяжении десятилетий находилась в зоне пристального внимания Святого Престола и воспринималась Ватиканом в первую очередь как возможность укрепить позиции Католической церкви в Европе. Вместе с тем попытки Святого Престола включить приоритетные для него вопросы (в первую очередь христианские корни в качестве идеологического и морального ориентира для интеграционного объединения) в основополагающие документы ЕС не увенчались успехом. В связи с этим Святой Престол начал планомерно смещать вектор своего интереса с европейского континента на Латинскую Америку, Африку и Азию. Несмотря на это, в статье указывается, что в настоящее время Ватикан и ЕС ведут полноценный диалог в сферах, отвечающих интересам Святого Престола.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-271-288

Ключевые слова
Святой Престол, Европейский союз, Ватикан, папа Франциск, религия, евроинтеграция.

Раздел: VARIA

Страницы: 271 - 288

Екатерина Шебалина


Хиджра в «Исламское государство»* через призму женских нарративов: кейс Казахстана
Юлия Шаповал, Мадина Бекмаганбетова
Аннотация

Статья посвящена исследованию факторов и мотивов выезда женщин-гражданок Республики Казахстан на территорию так называемого «Исламского государства». Цель авторов — представить голоса самих женщин, совершивших хиджру в ИГ, через анализ их нарративов. Исследование основано на интервью с 40 женщинами, которые были возвращены из Сирии и Ирака в рамках гуманитарной операции «Жусан». Кейс женской эмиграции на территорию «Исламского государства» представлен на фоне процесса формирования различных типов мусульманской женской идентичности и проблемных вопросов развития казахстанской уммы. Составленные социальные профили женщин опровергают стереотипные представления о них как о людях с низким уровнем светского образования, доходов и лишенных субъектности. Доминирующий дискурс в женских нарративах — разрыв с прежней светской жизнью, отказ от традиционных религиозных паттернов в пользу новой общности — женского джамаата, — основанной на идее «чистого» ислама. Основными факторами хиджры были: кризис идентичности и религиозные поиски; стремление найти социальную поддержку в новой группе; романтический фактор; недостаточное развитие сферы женского религиозного образования; социально-экономическая депривация; пропаганда ИГИЛ.

* Организация, запрещенная в Российской Федерации

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-289-315

Ключевые слова
женская религиозность, идентичность, исламские дискурсы, нарративы, хиджра.

Раздел: VARIA

Страницы: 289 - 315

Юлия Шаповал


Мадина Бекмаганбетова


Еврей как Антихрист в современной босхиане. В диалоге с книгой Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом: “Поклонение волхвов” Иеронима Босха»
Григорий Консон
Аннотация

Настоящая статья появилась в связи с изданием книги Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом: “Поклонение волхвов” Иеронима Босха», где автор на примере данного триптиха изучает проблему антисемитизма. Опираясь на исследовательскую оптику зарубежных медиевистов, прежде всего Дебры Хиггс Стриклэнд, Майзульс рассматривает конкретные архетипы враждебной инаковости, спроецированные западными христианами на образы Антихриста. В стремлении расшифровать содержание триптиха Босха «Поклонение волхвов» автор книги видит к нему ключ в лике Волхва в красном одеянии, фигура которого «воспринимается как образ антихриста или еврейского Мессии» [Лотте Бранд Филип — Дебра Хиггс Стриклэнд — Кимберли Энн Клютье-Блаззар]. Условием для выдвижения концепции еврей — Антихрист, несмотря на представительство в Средневековой жизни западноевропейских христиан других экзотических этносов, явилась кристаллизация к XIII веку стереотипного еврейского иконографического вида, в изображении которого не делалось разницы между библейскими евреями, распявшими Иисуса, и евреями Средневековья. В итоге рассматриваемого издания делается вывод о том, что Босх одним из первых в центральную часть своих триптихов поставил в качестве смыслового центра не столько изображение новозаветной коллизии, сколько драму человеческой жизни, иначе — человека, оказавшегося между Христом и Антихристом.

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-316-333

Ключевые слова
«Поклонение волхвов», Иероним Босх, Иисус, Анти- христ, антисемитизм и антиеврейская демонология, психология художе- ственного образа.

Раздел: Дискуссии

Страницы: 316 - 333

Григорий Консон


Рецензия на: Сергазина К. «Хождение вкруг»: Ритуальная практика первых общин христоверов. М.; Спб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 256 с.
Татьяна Никольская
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-334-338

Раздел: Рецензии

Страницы: 334 - 338

Татьяна Никольская


Roussou, Eugenia (2021) Orthodox Christianity, New Age Spirituality and Vernacular Religion: The “Evil Eye” in Greece. London, New York: Bloomsbury Advances in Religious Studies, Bloomsbury Academic — 216 p.
Конрад Секерски
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-338-343

Раздел: Рецензии

Страницы: 338 - 343

Конрад Секерски


O’Reilly, Terence. (2020) The Spiritual Exercises of Saint Ignatius of Loyola: Contexts, Sources, Reception. Leiden; Boston: Brill. — 352 p.
Михаил Базлев
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-343-349

Раздел: Рецензии

Страницы: 343 - 349

Михаил Базлев


Роуз Э.М. Убийство Уильяма Норвичского. Происхождение кровавого навета в средневековой Европе / пер. с англ. Т. Ковалевской. М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 432 с.
Виктория Герасимова
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-350-355

Раздел: Рецензии

Страницы: 350 - 355

Виктория Герасимова