Архив
Архив
Христианская биоэтика: идеи и перспективы
Выпуски 2020 года №1 (38) №2 (38) №3 (38) №4 (38)
Скачать все
От биоэтики светской к биоэтике христианской: о значении наследия Х. Тристрама Энгельгардта в России
Наталия Шок
Аннотация

Обсуждение перспектив концептов «биоэтики» и «христианской биоэтики» американского профессора Х.Т. Энгельгардта в России требует системного междисциплинарного анализа. Это связано с реалиями медицинской практики, культурно-исторической спецификой социальных вызовов и историей понятий и ценностей. Для российского общества в целом характерна определенная сложность постановки этических проблем в публичном пространстве. Современная актуализация биоэтики, рост участия Церкви в публичных дискуссиях по вопросам медицины и биотехнологий формируют основы для восприятия идей американского профессора Х. Т. Энгельгардта по христианской биоэтике. В данной статье предлагается проанализировать эволюцию научного поиска и личностной трансформации Х. Т. Энгельгардта от врача — «логического позитивиста» через исследования взаимовлияния континентальной философии и истории медицины, католицизма и биоэтики к созданию собственной концепции христианской биоэтики, основанной на православии. Предложенный в статье анализ позволяет расширить привычные для российского академического дискурса теоретические подходы к обсуждению моральных дилемм, находящихся на пересечении медицины, религии и философии.

Ключевые слова
Х.Т. Энгельгардт, биоэтика, христианская биоэтика, православие, культурные войны, история медицины, секуляризм, научная биография, кросс-культурный анализ.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Наталия Шок


Мораль, традиция и благодать: переосмысление возможности христианской биоэтики
Хьюго Тристрам Энгельхардт мл.
Аннотация

Рождение, страдание, болезни и смерть, благодаря успехам медицины, оказались в ряду вызовов, кажущихся новыми и требующих новых ответов. Светская биоэтика сформировалась как ответ на требования новых биомедицинских технологий в контексте культуры, фрагментированной моральным плюрализмом. Несмотря на то, что она обещала объединить людей, разделенных разными религиозными взглядами и моральными ценностями, это обещание оказалось невыполнимым. Разум в одиночку не может обеспечить общепринятое («каноническое») содержательное моральное руководство или создать нравственную общность, способную объединить всех людей. Христианская биоэтика как часть образа жизни, основанного на подлинной религии, предлагает понимание, содержание и смысл там, где светская биоэтика потерпела неудачу. Для христиан разрешение биоэтических противоречий будет найдено не в обращении к основополагающим рациональным аргументам или отдельным цитатам из Священного Писания, но лишь в христианской общине, объединенной подлинной верой.

Ключевые слова
христианская биоэтика, светская биоэтика, православная традиция, биоэтика, медицина.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Хьюго Тристрам Энгельхардт мл.


Биоэтика и культурные войны
Ана Люсия Смит Илтис
Аннотация

Термин «культурные войны» используется для описания глубоких, казалось бы, неразрешимых разногласий между группами на протяжении многих лет. В современном дискурсе данное понятие отсылает к полемике в отношении важных моральных вопросов, которые обсуждаются в публичном пространстве и в отношении которых, как представляется, нет никакого способа достичь консенсуса или компромисса. Одно из противостояний касается столкновения между теми, кто придерживается традиционных христианских убеждений, и неверующими. Христианская биоэтика опирается на совокупность метафизических и моральных представлений, которые входят в противоречие с доминирующей секулярной культурой. В результате возникает разрыв между подходом к моральной жизни и к биоэтике, сформированном перед лицом трансцендентного Бога и последнего суда, и подходом к биоэтике, который определяется тем, что мир не имеет высшего смысла, а смерть является концом личного бытия. Эти подходы разделены моральной и метафизической пропастью, которая указывает на несовместимые жизненные миры и несовместимые понимания биоэтики. Попытки преодолеть эту пропасть усилиями секулярного разума безрезультатны, поскольку не существует общего понимания разума или правил доказательства. Попытки использовать государство для навязывания определенных метафизических и моральных убеждений, секулярных или религиозных, приводят к публичным дискуссиям, похожим на войну.

Ключевые слова
культурные войны, государственная политика, религиозная биоэтика, светская биоэтика.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Ана Люсия Смит Илтис


Христианские основы Bio-Ethik Фрица Яра и центрально-европейская перспектива восприятия его концепций
Надежда Белякова
Аннотация

В настоящей статье представлены основные положения концепций германского теолога Фрица Яра (1895–1953) об отношении к живому и его понятия Bio-Ethik и обсуждаются причины устойчивого интереса к его наследию. Популяризация трудов Фрица Яра вписывается в специфический контекст конфликтного развития биоэтики в Центральной Европе на рубеже ХХ–XXI вв. Обращение к идеям Фрица Яра в сфере биоэтики позволяет оценить исторический опыт вклада христианских мыслителей в артикуляцию биоэтической проблематики и поставить вопрос о том, почему в современной биоэтике, пытающейся конструировать свои установки на универсальных, внерелигиозных ценностях, оказалось востребовано обращение к теологическим трудам протестантского пастора. В статье дается характеристика отношения к биоэтике в Германии на рубеже 1980–90-х гг., идейный конфликт движения «антибиоэтиков» и того контекста, в котором появление работ Фрица Яра было включено в формирование дискурса глобальной интегративной биоэтики.

Ключевые слова
христианская биоэтика, Фриц Яр, история биоэтики в Центральной Европе, понятие живого в теологии, история биоэтики в Германии.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Надежда Белякова


Как далеко можно зайти, оказывая медицинскую помощь при деторождении? (Комментарий на заключения Национального консультативного комитета по этике)
Бруно Сенто
Аннотация

Один из ведущих французских специалистов по биоэтике рассматривает дебаты вокруг вспомогательных репродуктивных технологий, в частности, вопрос о законодательно закрепленном доступе к таким технологиям одиноких женщин и однополых пар. Автор предлагает свой подробный —и, в целом, критический комментарий к рекомендательным документам по этим вопросам, изданным Национальным консультативным комитетом по этике — специальным органом, созданным для публичного обсуждения вопросов законодательства по биоэтике. (В августе 2020 года, через три года после написания данной статьи, Национальное собрание Франции утвердило проект закона по биоэтике в новой редакции, он и обсуждается в статье).

Ключевые слова
вспомогательные репродуктивные технологии, Франция, закон о биоэтике, ЭКО, криоконсервация, отцовство.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Бруно Сенто


Этические дилеммы суррогатного материнства: христианский дискурс в современном социокультурном контексте
Роман Тарабрин
Аннотация

В статье оцениваются биоэтические проблемы суррогатного материнства (СМ) с христианской точки зрения и возможность ее применения при усыновлении криоконсервированных эмбрионов в современном социокультурном контексте. В данном случае процедура беременности усыновившей женщины будет аналогична процедуре СМ. Однако при видимом техническом сходстве, смысловое наполнение и цель данной беременности принципиально отличны от СМ. В связи с этим в работе мы вводим новый термин — усыновление криоконсервированных эмбрионов. В исследовании оценивается этическая дилемма: вторжение в супружеские отношения при СМ в случае усыновления эмбриона и потенциальная смерть эмбриона при невостребованности последнего. С точки зрения христианской антропологии, человек как личность появляется с момента зачатия, поэтому уважение достоинства его личности включает сохранение его жизни и здоровья на эмбриональной стадии даже в криоконсервированном состоянии, а также возможность усыновления после зачатия. Кроме того, при усыновлении криоконсервированных эмбрионов вторжение в супружеские отношения является этически значительно менее значимым, чем потенциальная смерть эмбриона. Таким образом, СМ может быть этически оправданно для спасения криоконсервированных эмбрионов в случае, если суррогатная мать усыновит эмбриона и после родов будет воспитывать рожденного ребенка.

Ключевые слова
суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, усыновление эмбриона, репродуктивные технологии, биоэтика.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Роман Тарабрин


Между этикой и физиологией: кормилицы в российском обществе конца XIX — начала XX в.
Александра Плетнева
Аннотация

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с профессией кормилицы. Во-первых, рассматривается вопрос выбора кормилицы. Данные пособий по уходу за младенцем показывают, что врачи рекомендуют матерям учитывать не только физические аспекты, но и этический момент (возможность устройства собственного ребенка кормилицы), однако на практике этический момент явно отступал на второй план. Общество осознавало этические проблемы, встающие в связи с институтом кормилиц, однако кормилицы были знаком социального статуса. Они присутствовали практически во всех семьях, достигших определенного материального и социального положения. В качестве оправдания того, что мать сама не кормит своего младенца, использовались рекомендации врачей. Поскольку такие рекомендации получали практически все женщины, имеющие определенное социальное положение, речь здесь шла не о реальных медицинских проблемах, а том, что рекомендации медиков служили для оправдания этически сомнительной общественной практики. Наиболее серьезной медицинской проблемой, связанной с кормилицами, было распространение через кормилицу сифилиса. Многие кормилицы начинали свою работу с приютов и воспитательных домов, где заражались сифилисом от инфицированных младенцев-подкидышей. Поскольку диагностика сифилиса на ранних этапах была невозможна, инфицированная кормилица сама становилась носителем заболевания и при устройстве в семью заражала ребенка работодателей. В статье рассматривается опыт организации работы кормилиц в Одесской губернии, где кормилицы не заражались от больных детей-подкидышей, а дети кормилиц не пополняли сиротские приюты.

Ключевые слова
история медицины, этика, биоэтика, социальная антропология, культурная идентичность, социальный престиж, гендер, повседневные практики, рождение детей, грудное вскармливание, кормилицы.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Александра Плетнева


Моральный статус человеческого эмбриона в межхристианском контексте
Протоиерей Димитрий Кирьянов
Аннотация

В статье рассматриваются подходы различных христианских конфессий к пониманию статуса человеческого эмбриона в контексте развития современных биомедицинских технологий, вызовы, с которыми сталкивается каждая из представленных позиций, и аргументы, выдвигаемые сторонниками указанных взглядов. Опираясь на документы и богословские тексты представителей различных конфессий, можно выделить по крайней мере три специфические позиции в отношении морального статуса человеческого эмбриона: консервативную, либеральную и неопределенную. Далее дается анализ позиций сторонников либерально-протестантского подхода, таких как Т. Петерс, Р. Кол-Тернер и Дж. Полкинхорн, и представлена критика их взглядов; показаны сильные и слабые стороны позиции Римско-католической церкви; выделены особенности православно-христианского подхода к рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова
эмбрион, стволовые клетки, аборт, личность, человек, моральный статус.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Протоиерей Димитрий Кирьянов


Секс, аборт и детоубийство: пропасть между секулярным и божественным
Марк Дж. Черри
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые аспекты различий между традиционной христианской биоэтикой и светскими моральными размышлениями, доминирующими в современной биоэтике. Например, в отличие от традиционной христианской морали, установившаяся светская биоэтика рассматривает внебрачные половые отношения между лицами одного и того же или разного пола, по крайней мере, как морально допустимые, подтверждает сексуальную свободу детей, признает их способность развивать свою собственную сексуальную идентичность, а также считает легкодоступность абортов и детоубийства правом и свободой женщин. Светская биоэтика стремится отделить детей от власти их родителей, наделяя самих детей полномочиями выносить свои собственные суждения о приемлемом образе жизни, включая сексуальное поведение. Однако, как я утверждаю, в отсутствие Бога не существует никакой точки зрения вне нашего собственного культурного социального и исторического понимания, с которой можно было бы объединить более глубокую перспективу реальности или биоэтики. Следовательно, светская биоэтика, вместо того чтобы постигать нравственную истину, лишь утверждает свою собственную культурную социо-исторически обусловленную идеологическую перспективу, социально-политическое мировоззрение, лишенное определенной моральной основы и независимого морального авторитета.

Ключевые слова
аборт, христианская биоэтика, детоубийство, светская биоэтика.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Марк Дж. Черри


Аборт в Советской России в эпоху НЭПа: официальная пропаганда vs массовые установки
Мария Графова
Аннотация

В статье исследуется актуальная тема биоэтических дискуссий — аборты. Особенностью этой публикации будет исторический ракурс вопроса, а именно общественный консенсус по их поводу в эпоху НЭПа. Сегодня основное противоречие в этой сфере — противоречие между секулярной и религиозной моралью, а тогда главными оппонентами были новая коммунистическая идеология и традиционно настроенное общественное мнение. Последнее основывалось на религиозной системе ценностей, но зачастую уже было равнодушно к собственно религии, однако чувствительно к покушениям на привычные церковные обряды. Следование православным традициям могло быть и выражением религиозности, и попыткой обрести моральную опору в эпоху перемен. Идеологический посыл власти тоже противоречив: с одной стороны, в нем присутствует идея свободы сексуальных отношений, а вступление в брак и развод облегчены и изъяты из религиозного контекста, женщин призывают трудиться, участвовать в общественной работе и получать образование. С другой стороны, все эти свободы мало обеспечены с точки зрения социальной, финансовой, медицинской. Одним из последствий такого расшатывания традиционной семьи является рост числа легальных и подпольных абортов. Но это вызывает беспокойство у врачей и деятелей санитарно-просветительной пропаганды, отсюда распространенные призывы не делать абортов, а рожать новых граждан Страны Советов, несмотря на все трудности. Источники показывают, что «маленькие» люди понимали: многодетность обрекает семью на нищету и болезни. При почти полном отсутствии доступной контрацепции единственным средством регулирования рождаемости оказывается аборт. С одной стороны, несмотря на усилия пропаганды, он воспринимается как неприятная, но неизбежная часть повседневности. С другой, он с высокой степенью вероятности связан с травмой, как моральной, так и физической, поэтому не может по-настоящему стать частью нормы повседневности. Автор приходит к выводу, что общественный консенсус по этому вопросу не был достигнут, да и был в принципе невозможен.

Ключевые слова
НЭП, аборт, советская идеология, семья, социальный консенсус, церковный брак, традиционные ценности.

Раздел: Главная тема

Тема: Христианская биоэтика: идеи и перспективы

Страницы: -

Мария Графова


Литургические практики католиков Советской России в 1920–1930-е гг.: нормы и аномалии
Алексей Беглов, Евгения Токарева, Иван Фадеев
Аннотация

В настоящей работе исследуется проблема изменений литургических практик римо-католиков в Советской России в 1920–1930-е гг. Вводятся в научный оборот девять документов из зарубежных архивов, в которых отражается процесс изменения норм, тем или иным образом связанных с литургией и ее совершением, по запросам представителей российских католиков. В этих документах затрагиваются такие дисциплинарные вопросы, относящиеся к совершению таинства Евхаристии, как вопрос о времени совершения мессы, о продолжительности и строгости евхаристического поста, о разрешении мирянам переносить Святые Дары, о денежных вознаграждениях за мессы. Отмечается, что Святой Престол с готовностью смягчал канонические требования. В результате на рубеже 1920–1930-х гг. время совершения мессы стало вариативным, все чаще сдвигаясь на вечерние часы, ослаблялись правила евхаристического поста для духовенства и мирян, что открывало им возможность регулярного причащения на вечерних мессах, миряне получали право переносить и преподавать причастие, практика денежного вознаграждения за мессы становилась инструментом финансовой поддержки духовенства со стороны Святого Престола в кризисных ситуациях. В исследовании показано, что основной причиной изменения литургических практик была антирелигиозная политика советской власти: репрессии против католического клира, социальная сегрегация духовенства и верующих, разрушение традиционного праздничного календаря («непрерывная рабочая неделя»). Также отмечается факт регулярной коммуникации между священниками в СССР и Ватиканом по самым разным темам, что говорит о перспективности дальнейшего поиска следов подобных коммуникаций, могущих пролить свет на те аспекты религиозной жизни в Советской России, что не нашли отражения в сохранившейся государственной и партийной документации.

Ключевые слова
история России (СССР) в ХХ в., католическая церковь, антирелигиозная политика, репрессии, социальная сегрегация, письма в Ватикан, литургические практики, время совершения мессы, евхаристический пост, денежное вознаграждение за мессы, Папская комиссия ProRussia, Пий XI, Мишель д’Эрбиньи.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Алексей Беглов, Евгения Токарева, Иван Фадеев


Епископ Мефодий Кампанский и практика паломничества в Святую Землю из Русского Зарубежья: (пере)изобретение традиции
Виктория Герасимова
Аннотация

Статья посвящена исследованию паломнических практик русских эмигрантов в Святую Землю после Второй мировой войны. Автор анализирует феномен восстановления групповых паломничеств в Святую Землю из Русского Зарубежья как процесс переизобретения паломнической традиции, получившей массовое распространение на рубеже XIX–XX вв. преимущественно в крестьянской среде. Ежегодные паломнические поездки, организованные епископом Кампанским Мефодием Кульманом из Франции, послужили основой для развития целого паломнического движения и формирования сообщества «сопаломников», объединившего русских православных эмигрантов из Западной Европы, Северной и Южной Америки, Северной Африки и Австралии. Воспринимаемое в качестве романтического идеала массовое крестьянское паломничество в Палестину стало источником новых смыслов для паломников второй половины ХХ века. В статье подробно рассматривается процесс постепенной ритуализации и формализации поездок, реконструкции русской ментальной карты Святой Земли, появления новых смыслов «старых» практик (например погребения с использованием савана и земли), а также особенностей формирования паломнического движения как способа преодоления тоски по утраченной Родине и поиска аутентичности посредством воспроизведения институтов прошлого. Делается вывод, что обновленная традиция паломничества в Святую Землю представителей русского зарубежья, выстроенная на основе традиции массового крестьянского паломничества в Палестину и трактуемая в качестве духовного идеала, стала одним из способов консолидации эмигрантов из России в условиях рассеяния.

Ключевые слова
паломничество, Святая Земля, святое место, русская эмиграция, Русская православная церковь..

Раздел: VARIA

Страницы: -

Виктория Герасимова


Революция духов для духовного братства: социальные идеалы русского спиритуализма
Владислав Раздъяконов
Аннотация

В статье предложена реконструкция социальных идеалов русского спиритуализма. В качестве основных источников использованы тексты, раскрывающие представления спиритуалистов об устройстве «духовного мира», свидетельства об устройстве и характерных особенностях спиритических кружков, а также литературные произведения спиритуалистов, отразившие их социальные идеалы. Социально-политические взгляды русских спиритуалистов были консервативными, однако их онтологические взгляды демонстрируют их стремление к социальным инновациям. По критерию их отношения к институту церкви, христианской теологии и представлениям об устройстве духовного мира предложено деление спиритуалистов на два типа — рационалистический и традиционалистский. Все спиритуалисты критически характеризовали общество как организм, охваченный социальной болезнью. Рационалистический спиритуализм критически относился к христианской догматике и практике и, хотя его сторонники выступали за сохранение социально-политического status quo, они возлагали надежду как на постепенные социально-политические преобразования, так и на обретение искомых социальных идеалов в духовном мире. Традиционалисты, несмотря на свою приверженность монархизму и православной церкви, ожидали скорого наступления милленаристского переворота и в этом отношении бросали вызов социально-политическому порядку. Спиритуалистический социальный проект в основных чертах близок коммунитарным социальным проектам, основанным на идеологии христианского братства.

Ключевые слова
спиритуализм, спиритизм, история религии, православие, милленаризм, братство..

Раздел: VARIA

Страницы: -

Владислав Раздъяконов


Хасан-Гата Габаши против миссионера Евфимия Малова: пример мусульманско-христианской полемики конца XIX в.
Динара Марданова
Аннотация

В статье на примере полемического сочинения Хасан-Гата Габаши «Нурал-хакика» (1886 г.) рассматривается мусульманская реакция на миссионерский вызов. Анализируется внутренний защитный механизм исламского дискурса, который срабатывает для защиты вероучения (‘акида) от внешнего «чуждого» влияния и связан с очерчиванием охранительных границ. В качестве тактики защиты используется стратегия опровержения ложной идея или учения из науки ‘илм ал-калам. В свете этого рассматривается тематика сочинения и его сценарий, система аргументации и поведение действующих акторов. В ходе реализации своего «охранительного» проекта Габаши осмысляет и критикует христианские идеи и представления в категориях собственного дискурса. Как мусульманский автор, Габаши не отвергает все христианское учение и всю Библию, он критикует лишь то, что, на его взгляд, искажено, то есть противоречит исламу.

Ключевые слова
исламо-христианские отношения, полемика, конец XIX в., мусульмане в Российской империи, Поволжье.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Динара Марданова


От воссоздания традиций к практикам эпохи модерна: религиозный бум в постсекулярном Вьетнаме глазами антропологов
Елена Гордиенко
Аннотация

Статья содержит обзор двух англоязычных трудов, в которых исследуется религиозная ситуация в постсекулярном Вьетнаме. Книга американско гоантрополога Шона Маларни «Культура, ритуал и революция во Вьетнаме»(2002 г.) посвящена исследованию трансформаций религиозных практики норм морали, вызванных коммунистической революцией 1945 г. Сбор-ник «Религия, место и эпоха модерна: пространственное выражение религии в Юго-Восточной и Восточной Азии» (2016 г.) рассматривает, в рамках «антропологии пространства», религиозный бум последних десятилетий и появление новых «секулярных» религий во Вьетнаме.

Ключевые слова
Вьетнам, религии Вьетнама, мораль, «секулярные» религии, антропология пространства.

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Елена Гордиенко